Специфические требования к государственному аппарату и его работникам
Функции, обязанности и качества руководителя
2. Ведение переговоров и достижение соглашений.
Управление традиционно рассматривается в рамках коммерческих организаций. В то же время все основные закономерности общего управления, рассматриваемые в классических учебниках и руководствах, проявляются в управлении государственными организациями. Управление в государственной службе обладает теми же основными чертами, что и управление в коммерческой организации.
Управление в государственной службе реализуется через свои основные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре, а повторяющиеся и стандартные действия - в управленческих процедурах.
Идеальный руководитель обладает некоторыми талантами и ресурсами для того, чтобы поддержать и выявить лучшее в других. Превосходный руководитель реализует возможности других, Качества идеального руководителя – креативность, структурированность, интуиция, знания, преданность, человечность, разносторонность, жизнерадостность, дисциплина, способность видеть общую картину и принимать во внимание мелкие детали.
|
|
Личность руководителя играет очень важную роль. Часто именно по личности судят об организации в целом. Поэтому проблема формирования имиджа становится для руководителей всё более актуальной.
Имидж – впечатление, производимое конкретным человеком либо организацией на окружающих; в основе оценки людьми внешности, высказываний и поведения других людей лежат две основных потребности – отождествление и выражение индивидуальности, что может выражаться способами:
- внешним видом;
- осанкой и языком телодвижений;
- манерой говорить;
- языком (социальные группы могут иметь свой слэнг);
- аксессуарами;
-своим окружением.
Под управленческим потенциалом понимается способность влиять на ход событий. Это способность видеть перспективы развития событий и разрабатывать стратегию и тактику действий, особенно в проблемных ситуациях.
Способность управлять оценивается путем специального тестирования. Психологи оценивают следующие качества претендента на руководящую должность: осмотрительность; агрессивность; подчинение авторитету; покорность; уверенность в себе; приспособляемость; добросовестность; скорость решений; замкнутость; честность; оригинальность; упорство; настойчивость; самоутверждение; самонадеянность; самооценка; социальная восприимчивость; внушаемость; экстравертность и интровертность; жизнерадостность и депрессивность; оптимизм и пессимизм; непредубеждённость, отношение к алкоголю; общительность; интеллект и так далее.
|
|
Характерные черты руководителя:
Управление по вкладу | Управление по вкладу (традиционно) |
1 В своей деятельности учитывает окружение как своей организации, так и внешнее 2 Вырабатывает принципы деятельности для себя, своих подчинённых, всей организации 3 Делегирует полномочия и ответственность, выступая в роли тренера 4 Учитывает требования ситуации 5 Даёт возможность подчинённым творить, самовыражаться 6 Поощряет подчинённых в достижении личных целей 7 Отличает главное от второстепенного 8 Стремится совершенствоваться в малоизвестных областях 9 Стремится совершенствовать деятельность организации 10 Не боится риска и ответственности | 1 Активность концентрируется только на своих подчинённых и коллегах по работе 2 Осуществляет жёсткие принципы деятельности, выработанные другими 3 Стремится держать все связи управления в своих руках, выступая в роли главного игрока 4 Действует схематично даже в изменчивых ситуациях 5 Стремится присвоить себе идеи подчинённых 6 Заинтересован только в своей карьере 7 Застревает в рутинных вопросах 8 Ограничивается узкой профессиональной областью 9 Критикует методы работы 10 Боится риска и ответственности |
Основа авторитета руководителя в авторитарно-административных отношениях составляют формальный статус в организации; формальный авторитет; формальная компетентность (диплом, осведомлённость); практический опыт; право на принятие решений; решение кадровых вопросов; следование жёстким инструкциям; подчинение вышестоящему руководству, партийной дисциплине; право материального вознаграждения, регулирования зарплаты; подчинение лицам, назначившим на должность.
Основа авторитета руководителя в командных отношениях составляют заинтересованность и творческий подход; искусство стратегического управления; общее руководство; умение сотрудничать; искусство планирования деятельности; искусство мотивирования людей; готовность к риску; духовное и физическое здоровье; учёт и использование изменений; высокий управленческий потенциал.
Поведенческие характеристики положительного имиджа – привлекательный внешний вид, грамотная речь, независимое естественное поведение, достойные манеры, спокойная реакция на похвалу и критику.
Служебный (деловой) этикет определяет нормы поведения и общения в деловой, профессиональной обстановке:
- поведенческий этикет: определяет поступки, приёмы поведения (от дружелюбной улыбки до вежливого отказа через деловое письмо);
- речевой этикет: определяет повседневную речь на службе с точки зрения соответствия принятой морали.
Элементы поведенческого этикета – приветствие, представление сторон, визитные карточки, рукопожатие, снятие головного убора, фирменный стиль.
Этика деловых отношений требует, чтобы руководитель обладал следующими основными качествами: способностью согласовывать, решительностью и оправданной уступчивостью, требовательностью к себе и другим, способностью работать в стрессовой обстановке; нарушением служебного этикета следует считать: недоверие к сотрудникам, присвоение себе результатов работы коллектива, командование вместо убеждения.
Деловой этикет базируется на следующих принципах:
1) здравый смысл;
2) свобода: имеет ограничения – здравый смысл, климатические условия, традиции, национальные особенности, политический режим;
3) этичность;
4) удобство:
5) целесообразность;
6) экономичность;
7) консерватизм;
8) непринужденность;
9) универсализм;
|
|
10) эффективность.
«Золотые правила» делового этикета:
1) делай все вовремя;
2) не болтай лишнего;
3) думай не только о себе, но и о других;
4) одевайся соответственно случаю;
5) говори и пиши хорошим языком.
Механизмы, посредством которых этические нормы можно внедрить в практику, – этические кодексы; комитеты по этике; тренинг; социальные аудиты; юридические комитеты; службы, рассматривающие претензии граждан по этическим вопросам; изменения в корпоративной структуре.