Международные экономические отношения (МЭО), являясь по своей сути механизмом функционирования мировой экономики, посредством которых взаимодействуют ее субъекты, проявляются как экономические отношения между резидентами и нерезидентами.
Международные экономические отношения по сравнению с внутринациональными отношениями имеют ряд особенностей, среди которых:
- существенно большие объемы обмена;
- несравнимо большее число субъектов;
- более масштабная и острая конкуренция;
- специфическая инфраструктура функционирования международных экономических отношений в виде международной стандартизации и сертификации производства и продукции, развития международных перевозок, связи, информационной среды, мирового валютного рынка и т.п.;
- особая система регулирования международных экономических отношений на национальном уровне (в форме внешнеэкономической политики государств), двухстороннем (в рамках двухсторонних соглашений), многостороннем (в рамках многосторонних соглашений и интеграционных объединений), международном (под эгидой международных организаций);
|
|
- гораздо большая взаимосвязь и взаимозависимость отдельных форм международных экономических отношений в рамках их системы по сравнению с аналогичной связью на внутреннем рынке.
Международные экономические отношения можно рассматривать на макроуровне (уровне мировой экономики) и микроуровне (уровне национальных участников внешнеэкономических связей).
Международные экономические отношения на макроуровне - это формы и способы связей национальных экономик в мировой экономике. Для характеристики участия конкретной страны в МЭО, развитости и масштабности ее международного взаимодействия используют термин внешнеэкономические связи (ВЭС).
Субъектами международных экономических отношений на макроуровне являются национальные правительства и другие государственные органы (например, Центральный банк), а также международные экономические организации. Главная цель первых - регулирование международных экономических отношений страны посредством соответствующей валютной, внешнеторговой, инвестиционной, научно-технической, миграционной и налоговой политики. Цель международных организаций состоит в выработке общей для всех участников нормативно-правовой базы осуществления международных экономических отношений в той или иной сфере.
Международные экономические отношения на микроуровне - это особая сфера деятельности национальных экономических единиц, ориентированная на внешнеэкономические связи. Когда речь идет об участии отдельного субъекта во внешнеэкономических связях, используется понятие внешнеэкономическая деятельность (ВЭД).
|
|
Реальными субъектами (контрагентами) международных экономических отношений на микроуровне являются:
· фирмы;
· союзы предпринимателей;
· государственные органы и организации, имеющие право выхода на внешний рынок;
· международные экономические организации.
Объектами международных экономических отношений являются:
1. товары (сельскохозяйственное и минеральное сырье, продовольствие, топливо, металлы, химические продукты, машины и оборудование, промышленные товары народного потребления),
2. услуги (инжиниринг, консалтинг, аудит, лизинг, туризм, перевозки, расчеты и т.п.),
3. капитал (прямые и портфельные зарубежные инвестиции, международный кредит)
4. знания и технологии (патентные и беспатентные лицензии, товарные знаки),
5. рабочая сила.
Обычно выделяют следующие формы международных экономических отношений:
· международная торговля товарами и услугами,
· международная миграция капитала,
· международная миграция рабочей силы,
· международное промышленное и научно-техническое сотрудничество, включая обмен технологиями,
· международные валютно-кредитные отношения.
Кратко, эти формы международных экономических отношений можно определить следующим образом.
Международная торговля товарами и услугами - это потоки товаров и услуг, обмениваемых резидентами различных стран на коммерческих условиях.
Международная миграция капитала – это перемещение относительно избыточного капитала (в товарной или денежной форме) за границу с целью получения большей прибыли.
Международная миграция рабочей силы - это разнонаправленные потоки (эмиграция, иммиграция и реэмиграция) трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы в поисках работы.
Международное производственное и научно-техническое сотрудничество - это совокупность отношений между фирмами различных стран в области кооперации производства, обмена технологиями, совместных НИОКР и подготовки кадров.
Международные валютно-кредитные отношения - это совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировой экономике.
Несмотря на то, что каждая форма международных экономических отношений имеет свою специфическую сферу и способы реализации, они тесно взаимосвязаны между собой и все вместе образуют систему. Международные экономические отношения как система представляют собой совокупность форм международных экономических отношений в их тесной взаимообусловленности и взаимодействии.
Международная торговля товарами предопределяет развитие международной торговли услугами (банковские, страховые услуги, гарантийное и послегарантийное обслуживание, международные перевозки и т.п.). Тенденции развития мирового рынка товаров и услуг воздействуют на динамику и географические направления международной миграции предпринимательского капитала, его транснационализацию, международную специализацию и кооперирование производства, которые, в свою очередь, влекут за собой международные перемещения рабочей силы. Все формы международной торговли, производственного и научно-технического сотрудничества связаны с необходимостью проведения международных расчетов и возможностью получения или предоставления международных кредитов.
Одновременно ситуация на мировых рынках инвестиционного и ссудного капитала сказывается на международной торговле товарами и услугами, технологиями, а также на процессах трудовой миграции рабочей силы в мировом хозяйстве.
Практическое осуществление международных экономических отношений предполагает наличие механизма их реализации, состоящего из трех элементов:
|
|
· совокупности правовых норм,
· совокупности инструментов по реализации правовых норм (международные соглашения, договоры, конвенции, хартии, кодексы, правила, руководства и т.п.), принятых на национальном и межгосударственном уровнях,
· деятельности региональных и международных экономических организаций.
По масштабности участия стран в МЭО можно выделить два «крайних» типа национальных хозяйств.
1. Полностью замкнутая (автаркическая) экономика изолирована от мировой экономики, не участвует в МЭО; развитие такой страны обусловлено лишь внутренними закономерностями и факторами.
2. Полностью открытая экономика, в которойотсутствуют барьеры для участия в МЭО. Она вовлечена в МРТ, активно развивает международную специализацию и кооперирование производства, обеспечивая свободное перемещение продукции и факторов производства. Национальная валюта такой страны находится под воздействием зарубежных валют, и наблюдается активизация ее участия в международных интеграционных группировках.
Однако фактически в мировой экономике отсутствуют как полностью закрытые, так и открытые экономики.
Процессы глобализации мировой экономики обусловили развитие большинства стран по пути открытости. Замкнутые экономики в целом характеризуются более низкой эффективностью хозяйствования, и, в конечном счете, вынуждены, хотя и в весьма ограниченных размерах, интегрироваться в мировую экономику, участвуя в МЭО. Это касается и одного из самых закрытых государств мира – Корейской Народно-Демократической Республики, проводящей политику чучхе - опоры на собственные силы.
Строя свои отношения с мировой экономикой, государства всегда руководствуются национальными интересами, для которых чрезмерная открытость их хозяйств таит в себе угрозу экономической безопасности. В этой связи даже США, позиционирующая себя как центр свободного мира, активно использует широкий набор инструментов и механизмов, призванных направить ее участие в МЭО в русло национальных интересов и оградить внутренний рынок от опасной внешнеэкономической зависимости.
|
|
Внешнеэкономическая политика (ВЭП) является составной частью государственной социально-экономической политики и представляет собой целостную программу действий по регулированию ВЭС страны; ВЭП призвана поставить механизм МЭО на службу экономического развития страны, т.е. способствовать эффективной интеграции страны в мировую экономику.
К числу основных факторов, определяющих открытость экономики и уровень развития ВЭС, можно отнести следующие.
1. Обеспеченность природными ресурсами оказывает влияние по двум направлениям. С одной стороны, богатые запасы полезных ископаемых стимулируют их добычу и вывоз за рубеж, а, следовательно, содействуют развитию ВЭС. С другой стороны, страны, бедные полезными ископаемыми, ищут пути их ввоза в обмен на готовую продукцию, что также интенсифицирует участие страны в МЭО.
2. Отраслевая структура национальной экономики влияет на ВЭС следующим образом: развитие обрабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг интенсифицируют участие стран в МЭО.
3. Чем меньше объем внутреннего рынка,тем страна активнее участвует в МЭО, так как национальные предприятия пытаются изыскать необходимые факторы производства и каналы сбыта продукции за рубежом.
4. Политический, социальный и прочие внеэкономические факторы связывают МЭО с другими формами международных отношений и, например, определяют развитость ВЭС в случае желания поддержать политического союзника и наличия военно-технического сотрудничества.