Т а б л и ц а 5. Географическая структура и динамика мирового товарного экспорта

Регион Э к с п о р т И м п о р т
I II III I II III
2008 г. 2008 г. 1990–2000 гг. 2000–2008 гг. 2008 г. 2008 г. 1990–2000 гг. 2000–2008 гг.
Мир в целом                  
Северная Америка                  
Южная Америка                  
Европа                  
Страны СНГ                  
Африка                  
Ближний и Средний Восток                  
Азия                  
Некоторые страны:                  
Развивающиеся страны                  
США                  
Япония                  
ЕС (27 стран)                  
Германия              
Россия              
Китай                  
Индия                  

Примечание: I – величина товарного экспорта/импорта в млрд. долл.; II – изменение вывоза/ввоза товаров, в процентах, к предыдущему году; III – среднегодовой прирост, в процентах.

Источники: World Trade 2008, Prospects 2009. – Geneva: WTO, 2009. // Бюллетень иностранной коммерческой информации, 2004 г., № 47

II. Международная торговля услугами растет опережающими темпами по сравнению с торговлей товарами. Экспорт услуг за 1980-2009 гг. вырос более чем 9 раз, увеличиваясь в среднем на 7,9% в год. Торговля товарами за тот же период возросла примерно в 6 раз, что в среднем составило ежегодно 6,4%. В 2009 г. экспорт услуг равнялся 3312 млрд. долл., или 26,6% от экспорта товаров, составившего 12461 млрд. долл. (в 1980 г. это соотношение равнялось всего 17,9%).

Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать раз­нообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.

Основные отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что:

1. они не осязаемы и невидимы;

2. не поддаются хранению;

3. произ­водство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

Этим обусловливаются особенности международной торговли услугами по сравнению с международной торговлей товарами. Среди них:

- экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя;

- в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на тамо­женной территории страны продавца;

- ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенк­латуры товаров, вовлеченных в международный това­рооборот;

- торговля услугами имеет специфическую нормативно-право­вую базу регулирования, как на национальном, так и на международном уровнях.

Руководствуясь Международной стандартизированной промышленной классификацией ООН, выделяют до 600 видов услуг, большая часть которых производится и потребляется исключительно в национальных рамках и относится к неторгуемым.

Различные международные организации классифицируют услуги по разному. В частности, в соответствии с Руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги под­разделяются на следующие 11 видов, в рамках кото­рых существуют подвиды:

1. транспорт (грузовой, пассажирский);

2. поездки (деловые, личные);

3. связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.);

4. строительство;

5. страхование (рисков, личное);

6. финансовые услуги (брокерские услуги, обмен валют, открытие аккредитивов и т.п.);

7. компьютерные и информационные услуги (обслуживание компьютеров, обработка и использование баз данных, подписка на информационные линии);

8. роялти и лицензионные платежи (торговая марка, патент, копирайт и т.д.);

9. прочие деловые услуги (посредничество, лизинг, пра­вовые, рекламные бухгалтерские, управленческие и иные услуги);

10. услуги в сфере культуры и отдыха (аудиовизуальные, выставки, спортивные и иные мероприятия);

11. государственные услуги (операции ООН по поддержанию мира, оплата поставок в посольства, консульства).

ВТО вы­деляет следующие основные формы международной торговли услугами:

· поставка услуг через границу (трансграничная торговля), когда торговля происходит с террито­рии одной страны на территорию другой (между­народный транспорт, особенно морской и воз­душный, радиостанции, спутники связи и т.п.). В данном случае границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребитель;

· перемещение потребителя услуг в страну их про­изводителя (туризм, образование, медицина);

· временное перемещение за границу физического лица-поставщика услуг (квалифицированных слу­жащих или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов);

· коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковское, страхо­вые, аудиторские, рекламные и другие услуги).

В последние три десятилетия на мировом рынке ус­луг четко проявились следующие тенденции в раз­витии его отдельных сегментов:

- хотя поступления от фрахта и других транспортных услуг за 29 лет с 1980 г. по 2009 г. возросли более чем в 5 раз, их доля в экспорте услуг за этот период снизилась с 36,8% до 21,2%, что связано главным образом с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;

- несмотря на быстрое развитие туристической инфраструктуры в ряде стран, совершенствова­ние средств транспорта и рост доходов в мире, которое обусловило увеличение поступлений от туризма с 1980 г. по 2009 г. более чем в 8 раз, доля этой сферы в экспорте услуг не увеличилась, а сократилась с 28,4% до 25,8%.

Сокращение удельного веса этих традиционных услуг в общем экспорте объясняется опережающими темпами развития их новых видов, в первую очередь это услуги заказной разработки программного обеспечения для вычислительных машин. Кроме того, быстро развивается торговля финансовыми, страховыми, аудиторскими, консал­тинговыми и прочими услугами.

Участие развитых и развивающихся стран в международной торговле услугами характеризуется существенно большей асимметрией, чем в международной торговле товарами. Так, если в мировом экспорте товаров на долю развитых стран в настоящее время приходится примерно 60%, то в экспорте услуг - около 80%. Лидерами среди них являются США, на которые приходится 14,0% мирового экспорта и 10,5% импорта услуг. За ними следуют страны ЕС и Япония.

Существенно отличается и структура экспорта услуг у этих групп стран: если в экспорте развитых стран повышается доля новых видов услуг, то в экспорте развивающихся стран сохраняется доминирование услуг иностранного туризма. Лишь новые индустриальные страны диверсифицируют экспорт услуг, так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Гонконг/Сянган и Сингапур - на финансовых услугах. Вместе с тем развивающиеся страны продолжают оста­ваться нетто-импортерами услуг.

Доля стран с переходной экономикой в мировой торговле услугами по-прежне­му невысока. Так, на страны-члены СНГ приходится около 1,9 % экспорта услуг и 2,8% их им­порта, в т.ч. на Россию соответственно 1,1% и 1,7%.

Степень монополизации мировой торговли услу­гами гораздо выше, чем международной торговли товарами.

В табл. 3 представлены данные о географической структуре международной торговли услугами.

Т а б л и ц а 6. Географическая структура и динамика
международной торговли коммерческими услугами

Регион Э к с п о р т И м п о р т
I II III I II III
2008 г. 2008 г. 1990–2000 гг. 2000–2008 гг. 2008 г. 2008 г. 1990–2000 гг. 2000–2008гг.
Мир в целом                
Северная Америка                
Южная Америка                
Европа                
Страны СНГ                
Африка                
Ближний и Средний Восток                
Азия                
Некоторые страны:                
США                
ЕС (27 стран)                
Япония                
Россия                
Китай   ...   ...   ...   ...
Индия     ...     ...

Примечание: I – величина экспорта/импорта услуг, млрд. долл.; II – среднегодовой прирост, в процентах; III – изменение вывоза/ввоза услуг, в процентах, к предыдущему году.

Источники: World Trade 2006, Prospects 2007. – Geneva: WTO, 2007. P. 18. Тенденции развития мировой торговли в 2003 г. и 2004 г. // Бюллетень иностранной коммерческой информации, 2004, № 47.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: