Основные этапы интеграции
Объективные предпосылки и сущность международной экономической интеграци
Термин «экономическая интеграция» возник в 30-е годы XX в. в работах немецких и шведских экономистов, однако и сегодня имеется несколько десятков его определений.
В переводе с латыни интеграция (тг.еёга1ю) означает сращивание, объединение частей в единое целое.
Международная экономическая интеграция — это объективный, осознанный и направляемый процесс постепенного сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития. Надо заметить, что единых взглядов относительно теории международной экономической интеграции нет. Рассмотрим некоторые аспекты из существующих теоретических направлений, международной экономической интеграции.
Классики экономической теории (Смит, Рикардо, Милль) были сторонниками свободной торговли (фритредерства). В их взглядах относительно внешней торговли лежал классический принцип выгоды страны от специализации производства и обмена товарами на базе международного разделения труда. Такой подход лежит в основе теории международной экономической интеграции при наличии разных направлений. Эти направления отличаются разными оценками интеграционного механизма. Так, сторонники раннего неолиберализма (В. Репке, М. Аллэ) представляли полную интеграцию как единое рыночное пространство в масштабе нескольких стран, где действуют стихийные рыночные силы независимо от политики государств, национальных и международных законодательных актов. Представители позднего неолиберализма (Б. Баласса) большое внимание уделяли эволюции интеграции, базируясь на развитии экономических и политических процессов в разных странах.
|
|
Сторонники корпорационализма (С. Рольф, У. Ростоу) считали, что интегрирование международной экономики способны обеспечить не рыночный механизм и государственное регулирование, а международные корпорации, функционирование которых способствует рациональному и сбалансированному развитию мирохозяйственных связей.
Представителями структурализма (Г. Мюрдаль) экономическая интеграция рассматривалась как процесс структурных преобразований в экономике стран с центрами развития интеграции — крупными фирмами и целыми отраслями промышленности. Результатом этих преобразований, по их мнению, становится качественно новое интегрированное пространство с более совершенным хозяйственным механизмом.
Неокеинсианцы (Р. Купер) считали, что для использования многообразных выгод широкого международного экономического взаимодействия с сохранением в то же время максимальной для каждой страны степени свободы необходимо согласование внутренней и внешней политики интегрирующихся сторон с целью достижения оптимального сочетания двух возможных вариантов развития экономической интеграции:
|
|
•объединения государств с последующей утратой ими суверенитета и взаимным согласованием экономической политики;
•интеграции с максимальным сохранением национальной автономии.
Теоретики дирижизма (Я. Тинберген, Р. Санвальд, И. Штолер), отрицая решающую роль в интеграционных процессах рыночного механизма, полагали, что функционирование международных интегрированных структур возможно на основе разработки их участниками общей экономической политики и согласованного социального законодательства с целью создания оптимальной структуры международного хозяйства, устраняющей искусственные преграды и сознательно вводящей желательные элементы координации и унификации. Существенный вклад в теорию международной экономической интеграции внесли российские ученые — М.М. Максимова, Н.П. Шмелев, Ю.В. Шишков и др. В частности, М.М. Максимова отмечала, что появление интеграционных комплексов предопределяет более высокую ступень (новый качественный уровень) интернационализации производства и хозяйственной жизни. Н.П. Шмелев утверждает, что необходимым условием реальной международной интеграции выступает определенный достаточно высокий уровень экономического развития и политических отношений интегрирующихся государств. В свою очередь, Ю.В. Шишков приходит к выводу, что интеграция доказала свою жизнеспособность на основе рыночных механизмов. Первым этапом международной экономической интеграции становятся прямые хозяйственные связи на уровне субъектов экономики. Затем в процессе развития происходит взаимоприспособление национальных правовых, фискальных и прочих систем вплоть до определенного сращивания управленческих структур.
Наличие многообразия концепций экономической сущности международной интеграции приводит к необходимости учитывать тот факт, что значительным импульсом к практическому осуществлению интеграции в XX в. было стремление к укреплению хозяйственных связей на уровне компании государств Западной Европы, оформленное в дальнейшем соглашениями, направленными на объединение западноевропейских государств для восстановления разрушенных национальных хозяйственных систем после Второй мировой войны, затем в противовес противостоянию мировых держав — СССР и США и после падения социалистической системы, основанной на командно-административных методах.
Итак, развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой развития мирового хозяйства. Процессы международной экономической интеграции заметно активизировались во второй половине XX в. в различных регионах земного шара.
Резкое усиление межфирменной и межгосударственной конкурентной борьбы, новые сферы конкуренции и более жесткое соперничество на традиционных рынках становятся не под силу отдельному государству или корпорации. Это обусловливает необходимость объединения как материально-финансовых, так и производственных усилий территориально сопряженных стран для укрепления своих позиции в глобализирующейся экономике, чтобы использовать потенциал крупного экономического пространства, наконец, выступать единой силой против общих конкурентов на мировом рынке. В результате происходит не просто увязка национально-государственных интересов, но и их возвышение до уровня региональных интересов.
|
|
Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона. Формируется новое качество международных экономических отношений. При этом интеграция — процесс не стихийный. Он предполагает соответствующую политику стран и заключение между ними соглашений о создании регионального интеграционного объединения того или иного типа. Создается и соответствующая правовая база хозяйственного взаимодействия. Проводится сознательное целенаправленное регулирование взаимных торгово-экономических связей.
В таблице приведены наиболее значимые интеграционные экономические организации в основных регионах мирового хозяйства.
№ п/п | Наименование органызации | Число членов | Год создания |
I | Европейский Союз (первоначально Европейское экономическое сообщество) | 1957/ 1992 | |
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) | |||
Зона свободной торговли в Центральной Европе (ЦЕФТА) | |||
Содружество Независимых Государств (СНГ) | |||
Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС) | |||
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) | |||
Форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) | |||
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) | |||
Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) | |||
Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАЙ, ранее Латиноамериканская ассоциация свободной торговли — ЛАСТ) | 1980/ 1960 | ||
Андская группа, или Андский пакт | |||
Карибское сообщество и Карибский общий рынок | |||
Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР) | |||
Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) | |||
Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) | |||
Южноафриканское сообщество развития (САДК) | |||
Таможенный и экономический союз Центральной Лфрики (ЮДЕАК) | |||
Совет арабского экономического единства (САЭЕ) | |||
.д Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) |
Развивающийся сначала в считанном количестве регионов мира интеграционный процесс в последние годы охватил почти все континенты, приведя к образованию многочисленных региональных и субрегиональных торгово-экономических групп (см. табл. 18.1). По данным ВТО, сегодня насчитывается 134 реально действующих региональных торгово-экономических соглашения. Причем 90 из них были образованы после 1995 г.
|
|
Региональные объединения различаются по глубине и характеру выбранной интеграционной стратегии и институциональному устройству, по сферам и масштабам деятельности, по количеству государств-членов.
Интеграция характеризуется некоторыми сущностными характеристиками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:
• устранением ограничений в движении товаров, а также услуг,
капиталов, людских ресурсов между странами — участницами соглашения;
•согласованием экономической политики стран-участниц;
•взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов, формированием в рамках региона технологического единства производственного процесса;
•широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных форм, совместным финансированием развития экономики и ее инновационного механизма;
•связанными с интеграцией структурными изменениями в экономике стран-участниц;
•сближением национальных законодательств, норм и стандартов;
•целенаправленным регулированием интеграционного процесса, развитием органов управления хозяйственным взаимодействием (возможны как межгосударственные, так и надгосударственные механизмы управления: как в случае с ЕС);
• ре тональностью пространственных масштабов интеграции.
Интеграция — сложный, противоречивый процесс. Ее противоречивость в значительной степени базируется на различиях интересов сторон, на неодинаковой способности отдельных звеньев воспроизводственных структур к участию в самом процессе. Легче она протекает в сферах рыночного (особенно товарного) обращения, труднее поддается интегрированию непосредственно производственная сфера, наиболее сложной является валютная интеграция.
Глубокие интеграционные процессы происходят лишь в Западной Европе и Северной Америке, нарастает их глубина в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В большинстве регионов Латинской Америки, Южной Азии, Африки, на Среднем Востоке региональное! сотрудничество пока еще не дает существенного эффекта. Во мно-1гом формальны еще интеграционные процессы и в СНГ. Однако сегодня уже надо учитывать, что страны, не использующие огромный потенциал интеграции в своей экономической стратегии, не способны выстоять в современной глобальной конкуренции, противостоять вызовам глобализации. Сегодня в мире насчитывают 19 интеграционных объединений, хотя деятельность некоторых из них не совсем отвечает сформулированным выше экономическим целям (см. табл. 1).
Крупнейшими интеграционными центрами в современных международных экономических отношений (МЭО) являются следующие.
1. Европейский союз, в состав которого входят 25 государств —
Германия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия,
I Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Финляндия, Австрия, Швеция. С 2004 г. полноправными членами ЕС стали Латвия, Литва, Эстония, Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Кипр, Мальта. В рамках ЕС достигнута наивысшая на сегодняшний день степень хозяйственного взаимодействия.
2. Североамериканское соглашение о свободной торговле
(НАФТА), образованное США, Канадой и Мексикой.
3.Форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в составе 21 экономического объединения. В его рамках можно выделить несколько субрегиональных организаций (в частности, АСЕАН) и перспективных проектов.
4.Содружество Независимых Государств (СНГ), в состав которого входят 12 стран — бывших союзных республик СССР. Сегодня СНГ пока еще не достигло значительных экономических результатов в силу определенных причин, но потенциал экономического интеграционного сотрудничества весьма значительный.