Развитие международной экономической интеграции предполагает наличие определенных предпосылок.
I. Интегрирующиеся страны должны обладать примерно одинаковым уровнем экономического развития и зрелости рыночной экономики. Их хозяйственные механизмы должны быть совместимыми. Как правило, интеграция является наиболее прочной и эффективной, если интегрирующиеся страны находятся в стадии экономического подъема.
2.Географическая близость интегрирующихся стран, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических отношений. Обычно объединяются страны, находящиеся на одном континенте, которым легче решать транспортные, языковые и другие проблемы.
3.Наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран (их отсутствие — одна из причин низкой эффективности интеграции в Африке, в арабском мире).
4.Общность хозяйственных и иных проблем, которые реально стоят перед странами региона.
5.Политическая воля государств, наличие стран — лидеров интеграции или своеобразного инициирующего центра в виде интеграционного ядра, состоящего из одной или нескольких стран, как правило, экономически более мощных среди интегрирующихся государств.
|
|
6.Наличие так называемого «демонстрационного «эффекта». Под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других государств появляется желание вступить в эту организацию. Так, демонстрационный эффект ЕС стимулировал страны ЦВЕ к подаче заявок на вступление в Евросоюз.
7. «Эффект домино». Поскольку интеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, остальные страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку. В результате они
также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, так возникла «Группа трех» в Латинской Америке после того, как Мексика стала членом НАФТА (с ней подписали соглашения о свободной торговле Венесуэла и Боливия).
Региональная интеграция имеет вполне конкретные цели:
•повысить национальную конкурентоспособность, совместно противостоять вызовам глобализации;
•использовать преимущества «экономики масштаба», позволяющие расширить размеры рынка, снизить трансакционные издержки, создать новую комбинацию факторов производства, стимулировать приток прямых иностранных инвестиций. Такие цели преследовали МЕРКОСУР, Андское сообщество, АСЕАН;
•содействовать модернизации и структурным реформам в экономике;
подключить страны, создающие рыночную экономику или осуществляющие глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем развития; рассматривать этот процесс как важнейший канал передачи хозяйственного опыта. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, тоже заинтересованы в ускорении реформ, создании там полноценных емких рынков;
|
|
•получить для национальных производителей более широкий доступ к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, к новейшим технологиям, работать на более емкий рынок;
•укрепить добрососедские отношения между странами по всем направлениям. Происходит исчезновение условий для конфронтации. Создание благоприятной внешнеполитической среды — цель, особенно характерная для стран Ближнего Востока, Африки;
•усилить позиции участвующих стран на мировом рынке. Решаются определенные задачи торговой политики. Интеграция позволяет выступать совместно в международных организациях, укреплять переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних переговоров, например в ВТО.