В целях обеспечения своевременных расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары:
1. Установить, что до 1 января 20 12 г. организации, осуществляющие торговую деятельность, и организации потребительской кооперации имеют право направлять в первоочередном порядке для расчетов с производителями сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров до 40 процентов поступающих на текущие (расчетные) счета указанных организаций денежных средств в белорусских рублях при условии своевременного внесения платежей в республиканский и местные бюджеты, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, государственный внебюджетный Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, а также внеочередных платежей.
При несвоевременном внесении указанных платежей эти организации осуществляют расчеты в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь».
Платежи в пределах одной и той же очереди производить в порядке календарного поступления расчетных документов в банк плательщика, за исключением платежей по исполнительным документам судов.
Взыскание средств в счет погашения бюджетных ссуд, бюджетных займов, пени при нарушении сроков их возврата, платежей в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также задолженности перед бюджетом по обязательствам, возникшим в случае осуществления Правительством Республики Беларусь платежей по погашению и обслуживанию кредитов, полученных под гарантию Правительства Республики Беларусь, и процентов по ним, банковских кредитов, предоставленных по решениям Президента и Правительства Республики Беларусь для реализации государственных программ, и процентов по ним, выданных в белорусских рублях и иностранной валюте, производить в бесспорном порядке в соответствии с законодательными актами.
Разрешается производить расчеты в иностранной валюте за энергоносители, импортируемые в Республику Беларусь.
Участники безналичных расчетов несут материальную ответственность за соблюдение порядка расчетов.
Необходимость соблюдения определенной очередности при недостатке средств на счете способствует выполнению обязательств плательщика не только по сумме платежа, но и по срокам. Сроки платежа предусматриваются в договорах поставки и иных договорах, обязательствах перед бюджетом, кредитных договорах и должны быть исполнены при расчетах. Срок платежа - обязательный реквизит расчетного документа, который учитывается при проведении межбанковских расчетов. Приоритетность расчетного документа для оплаты по сроку перед другими определяется владельцем счета.
Все вышесказанное позволяет определить следующие основные правила проведения безналичных расчетов:
- движение средств по банковским счетам опосредствуется движением расчетных документов, которые рассматриваются как платежные инструкции клиента;
- движение документов происходит в определенной последовательности, которая называется документооборотом и зависит от содержания платежных инструкций;
- форма расчетного документа, его реквизиты, количество, регламентируются банком и предполагают соблюдение стандартов заполнения;
- списание средств со счета плательщика происходит в пределах его остатка в календарной очередности;
- при недостаточности средств на счете плательщика для выполнения обязательств применяется очередность платежей;
- списание средств со счета плательщика происходит с учетом срока платежа;
- контроль со стороны плательщика за наличием необходимых для выполнения обязательств средств на счете и возможность помощи банка в поддержании его ликвидности.
При наличии общих правил проведения, безналичные расчеты обладают большим многообразием. Для рассмотрения безналичных расчетов с учетом их особенностей можно использовать различные критерии. По форме расчетов различают:
• платежные поручения по исполнению кредитового перевода;
• платежные требования-поручения по исполнению кредитового перевода;
• платежные требования по исполнению дебетового перевода;
• документарные аккредитивы;
• чеки из чековых книжек и расчетные чеки;
• банковские пластиковые карточки.
Традиционными для классификации расчетов являются также такие критерии как состав участников, размер платежа, способ платежа, платежный инструмент.
17. КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БАНКАМИ КЛИЕНТОВ
17.1. Организация кассовых операций в Республике Беларусь
Организация кассовых операций включает единый порядок проведения, учета, оформления кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами на территории Республики Беларусь, а также контроль за соблюдением правил ведения кассовых операций.
Организация кассовых операций осуществляется на уровне Национального банка и коммерческих банков с участием их клиентов.
Правовое обеспечение в организации кассовых операций принадлежит Национальному банку, который в соответствии с законодательством страны устанавливает:
- порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с денежной наличностью, формы отчетности этой работы и сроки ее представления, а также меры ответственности за нарушение установленного порядка;
- правила хранения, инкассации и перевозки наличных денежных средств;
- правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;
- правила определения признаков платежности наличных денег и замены ветхих и поврежденных банкнот.
Национальный банк является эмиссионным центром в проведении налично-денежных операций в белорусских рублях. Для обеспечения стабильного налично-денежного обращения, Национальный банк осуществляет эмиссию банкнот в форме их выпуска в обращение при продаже банкам, а также при покупке иностранной валюты и других валютных ценностей у физических и юридических лиц.
Банки проводят кассовые операции, реализуя право на их проведение в соответствии с банковской лицензией, в которую может включаться кассовое обслуживание физических и юридических лиц. Кроме того, на банки возложен контроль за ведением клиентами кассовых операций с определением мер ответственности за нарушение установленных правил. В процессе организации на-лично-денежного оборота банки осуществляют анализ и прогнозирование наличного денежного обращения.
Банки при организации кассового обслуживания должны обеспечить сохранность ценностей, находящихся в банке, соблюдение требований законодательства Республики Беларусь, а также установить контроль над операционными рисками, возникающими при совершении операций с ценностями.
Для осуществления кассового обслуживания клиентов банка, а также выполнения операций с денежной наличностью и иными ценностями, банки создают у себя кассовые узлы. Устройство и оборудование кассовых узлов должно соответствовать техническим требованиям, обеспечивать нормальные условия работы персонала и его безопасность, сохранность ценностей и документов.
Для оприходования всей поступившей денежной наличности и иных ценностей и совершения расходных кассовых операций в банке создается операционная касса. Денежная наличность и иные ценности операционной кассы банка должны храниться в хранилище. Хранилище ценностей - наиболее укрепленное помещение, в качестве которого может выступать кладовая, сейфовая комната.
В хранилище раздельно хранятся:
· белорусские рубли;
· иностранная валюта, платежные документы в иностранной валюте;
· драгоценные металлы, драгоценные камни;
· ценные бумаги;
· бланки строгой отчетности, в том числе бланки ценных бумаг;
· иные ценности.
Для комплексного обслуживания клиентов и обработки денежной наличности банки могут открывать у себя и в структурных подразделениях банка приходные, расходные, приходно-расходные, вечерние кассы, кассы по подготовке авансов и кассы пересчета денежной наличности.
Банки могут устанавливать банкоматы и иные платежно-расчетные терминалы. Целесообразность открытия тех или иных касс определяется руководством.
Персональную ответственность за полную сохранность всех ценностей, организацию кассовой работы, инкассации, перевозки наличных денежных средств и иных ценностей несет руководитель банка.
17.2. Порядок проведения кассовых операций
Кассовые операции, которые осуществляются при участии и под наблюдением банка включают комплекс операций, среди которых наиболее важными являются:
• получение и целевое использования наличных денег, полученных клиентами из касс банков;
• прием и использование наличной выручки клиентами банка в должном порядке;
• выдача наличных денег из касс юридических лиц или предпринимателей и оформление кассовых документов;
• операции по поступлению в кассы банка наличных денег с соблюдением порядка и сроков их сдачи;
• инкассация и перевозка ценностей;
• обеспечение сохранности наличных денег и других ценностей, их должный учет.
Банки при организации кассовых операций определяют порядок поступления денег в банк и выдачи денег из касс банка, т.е. оборот наличных денег. Кроме того, для предприятий банки по согласованию с его руководителем ежегодно, как правило, в течение 1 квартала устанавливают порядок и сроки сдачи наличных денег, порядок использования наличных денег из выручки клиентов, рассчитывают лимит остатка кассы предприятия.
Выдача наличных денег предприятиям и предпринимателям производится, как правило, за счет текущих поступлений в кассы банка. При их недостатке происходит подкрепление операционных касс банка. При необходимости подкрепления операционной кассы банка денежной наличностью банк может приобретать ее у структурного подразделения Национального банка или другого банка на основании договоров.
Наличные деньги предприятия и предприниматели получают в банке на конкретные цели, установленные законодательством, и должны использоваться на те же цели. Выдача наличных денег на заработную плату, стипендии, пенсии, пособия, доходы предпринимателей производится в сроки, определяемые договором между предприятием, предпринимателем и банком. Предприятия и предприниматели предоставляют в банк копию или выписку из коллективного соглашения о сроках выплаты заработной платы и других платежей. Банки при определении сроков учитывают необходимость равномерного распределения платежей по дням месяца. Происходят переносы сроков при их попадании на выходные и праздничные дни.
Банки, для обеспечения рационального регулирования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денег, на основании сведений, полученных от предприятий и предпринимателей о размерах определенных договором сроках выплат заработной платы и других платежей ежеквартально, с разбивкой по месяцам и дням составляют календари выдач наличных денег.
Расчеты между предприятиями, их обособленными подразделениями, предпринимателями, включая нерезидентов, осуществляются в наличной форме только при получении соответствующего разрешения по процедуре, утвержденной руководителем банка. Расчеты с физическими лицами в наличной форме должны осуществляться в соответствии с законодательством страны.
В кассе предприятия или предпринимателя наличные деньги могут находиться в пределах лимита остатка кассы, который представляет собой максимально допустимую сумму по состоянию на конец рабочего дня. Лимит остатка кассы устанавливается с учетом особенностей деятельности, режима работы, порядка и сроков сдачи наличных денег в банк, времени заезда инкассации, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок наличных денег. Лимит остатка кассы устанавливается в пределах среднедневного прихода или среднедневного расхода, или среднедневного прихода и среднедневного расхода наличных денег исходя из целесообразности и с учетом специфики предприятия, руководителем банка. При установлении лимита остатка кассы сумма выручки, поступившей от продажи товаров, оплаченных в безналичной форме чеками, банковскими пластиковыми карточками, не учитывается. В течение года лимит остатка кассы по обоснованной просьбе предприятия может пересматриваться.
В кассе предприятия в пределах лимитов остатка кассы наличные деньги могут храниться независимо от установленного банком срока сдачи наличных денег. Сверх лимита могут храниться деньги, полученные на оплату труда, выплату стипендий и другие платежи в пределах установленных сроков — трех или более дней, но не более 5 дней. При образовании сверхлимитного остатка кассы наличные деньги должны быть сданы без учета установленного срока сдачи наличных денег.
Банки устанавливают размер расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу предприятия, предпринимателя, которые реализуют товары за наличные деньги и имеют их постоянное поступление, а также для тех, кто занимается одновременно производственной и торговой деятельностью. Разрешение дается ежегодно, на основании представленной заявки. Размер расходования наличных денег на цели, предусмотренные законодательством, устанавливается для каждого дифференцированно в зависимости от его потребности и уставной деятельности, но не превышает 50% поступившей выручки за месяц за вычетом денежных средств, израсходованных на заработную плату и приравненные к ним платежи. По другим предприятиям и предпринимателям решение об установлении размера расходования наличных денег принимается банком в исключительных случаях. Выплата заработной платы в 1,5 размера бюджета прожиточного минимума из выручки предприятий и предпринимателей производится независимо от наличия разрешения на расходование наличных денег из выручки.
Наличные деньги предприятий и предпринимателей подлежат обязательному зачислению и хранению на соответствующих счетах в банках. Предприятия и предприниматели могут сдавать наличные деньги в кассы банков, работникам инкассации, а также эксплуатационным предприятиям Министерства связи Республики Беларусь. Сроки сдачи наличных денег могут устанавливаться ежедневно, если предприятие, предприниматель, расположены в населенном пункте, где имеется банк или предприятие Министерства связи или один раз в несколько дней, но не реже 1 раза в 7 дней, если в населенном пункте банка или предприятия Министерства связи нет. Для предпринимателей, которые используют суммирующие кассовые аппараты или специальные компьютерные системы, а также имеют в течение года ежемесячный доход не более 500 базовых величин, возможен самостоятельный, без согласования с банком, порядок определения сроков сдачи выручки в банк, а также размера расходования наличных денег.
Сбор денег и других ценностей из касс юридических лиц индивидуальных предпринимателей и сдача их в кассы банков может осуществляться службами инкассации. Инкассация наличных денежных средств от клиентов происходит на основании договоров. У службы инкассации должен быть список клиентов, которые ими обслуживаются с составлением явочной карточки определенной формы, маршрутов и графика заездов.
Службы инкассации могут осуществлять операции по перевозке ценностей, которые не связаны с инкассацией выручки клиентов и рассматриваются как самостоятельная банковская операция, для осуществления которой необходимо ее включение в банковскую лицензию. Под перевозкой наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и других ценностей понимается перевозка таких ценностей между банками, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставка таких ценностей клиентам банков.
Банки, осуществляющие инкассацию, перевозку наличных денежных средств и других ценностей, имеют право приобретать гражданское и служебное оружие и боеприпасы к нему для использования работниками их служб по инкассации и перевозке.