Отличие менеджера от лидера.
Теории лидерства
Лидерство в организациях
Лидерство в организациях. Стили лидерства в организациях
Влияние – способность воздействовать на других людей, их поведение, отношение, ощущения различными способами (просьба, убеждение и т.д.)
Лидерство влечет влияние.
Лидерство – способность оказывать влияние на индивидов и групп людей, их поведение, вести за собой к достижению целей.
Функции лидера – постановка целей, мотивация деятельности, формирование организационной культуры.
Различают формальных и неформальных лидеров
Черты эффективного лидерства:
- Видение
- Доверие
- Коммуникации
- Гибкость
- Теория личностных качеств (теория черт). Теория была направлена на выявление определенных личных качеств лидера и разработка методики восприятия таких черт в характере людей
- Поведенческая теория лидерства. В основе – концепция о том, что эффективность лидера определяется не его личными качествами, а стилем поведения с подчиненными
- Теории лидерства, основанные на ситуационном анализе. В основе теорий – тезис о том, что при выборе стиля управления, предпочтение необходимо отдавать такому стилю, который в наибольшей степени соответствует и учитывает особенности конкретной ситуации.
- Теория харизматических качеств лидера. Умение убедить и повести за собой людей.
- Теория социального научения. Подчиненные вместе с лидером концентрируют внимание на своем поведении и поведении других, на факторах внешней среды, стараются сознательно изменить поведение друг друга.
- Концепция заменителя лидерства. При определенных ситуациях лидер может оказывать незначительное влияние или вообще не оказывать влияние на подчиненных.
Лидер/менеджер. Лидерство и управление
|
|
Лидер – уважаемый человек.
Лидерство – это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно. Лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи.
менеджер | Лидер |
администратор | инноватор |
поручает | Вдохновляет, «зажигает» |
Работает по целям других | По своим целям |
Основа действий – план | Основа действий – видение перспективы |
Полагается на систему | Полагается на людей |
Использует доводы, выводы, логику | Использует эмоции |
Контролирует | Доверяет |
Профессионал | Энтузиаст |
Принимает решения | Превращает их в реальность |
Делает дело правильно | Делает правильное дело |
Уважаем | Обожаем |
- Драматические организации
Поведение организации определяет руководитель, для которого предприятие – сцена, где показывается спектакль с одним героем.
|
|
Отношения между сотрудниками – нестабильное.
- Депрессивные организации.
Девиз руководителя – как-нибудь продержаться.
Нет мотивации.
- Шизоидная организация.
Философия руководителя – человеческие отношения нестабильны, недолговечны, реальность меняется быстро – самый надежный выход – сохранить дистанцию с работниками, переложить ответственность на нижестоящих менеджеров.
Руководства не видно.
- Параноидальныая организация.
В такой организации власть концентрируется на самом верху, работники используются для сбора информации о том, что происходит в реальности.
Консервативные работники.
- Принудительная организация.
Характеризуется стремлением находиться вне зависимости от обстоятельств или от чьей-то личности. Организации свойственен строгий порядок. Взаимоотношения между людьми строятся на основе должностных инструкций и иерархии.