Уильям Фолкнер

Уильям Гаррисон Фолкнер (1897-1962) - американский писатель, лауреат Нобелевской премии (1949). До того, как стать профессиональным писателем, сменил множество занятий: работал почтмейстером, продавцом в книжном магазине, мастер-скаутом. В 1925 году был опубликован сборник стихов "Мраморный фавн", в 1929 году выходит роман "Сарторис", начинающий сагу о вымышленном южном округе Йокнапатофа. Фолкнер писал о расовых предрассудках Юга, об уничтожающем бездушии хватких дельцов, о бессмысленной жизни обывателей, о преодолении человеком препятствий.

Перу Фолкнера принадлежат романы "Шум и ярость" (1929), "Когда я умирала" (1930), "Святилище" (1931), "Свет в августе" (1932), "Авесалом, Авесалом…" (1936), "Дикие пальмы" (1939), трилогия о Сноупсах "Деревушка" (1940), "Город" (1957), "Особняк" (1959), "Осквернитель праха" (1948), "Притча" (1954). На протяжении творческого пути Фолкнер обращался к повторяющимся темам и сюжетам, но писатель часто экспериментировал с формой, стилем произведений. Одним из таких экспериментальных романов стал "Шум и ярость".

Название романа отсылает читателя к шекспировскому "Макбету", интерпретирующему жизнь человека как рассказ сумасшедшего, в котором нет ничего, кроме шума и ярости. Семейство Компсонов - это собирательный символ американского Юга, героическое прошлое которого растаяло, а буржуазное настоящее разрушает культурные традиции. Роман состоит из четырех частей и представляет одни и те же события с разных точек зрения. В первой части повествование ведется от лица тридцатитрехлетнего Бенджи, остановившегося в своем развитии на уровне трехлетнего ребенка. Бенджи воспринимает мир через ощущения, действительность предстает в виде осколков зеркала. Фолкнер показывает внешние реалии через младенческое, ничем не отягощенное подсознание, в котором полностью отсутствуют причинно-следственные связи.

Вторая часть романа являет собой поток сознания Квентина, интеллектуала, трагически переживающего дисгармонию мира. Квентина мучает воображаемый инцест с сестрой Кэдди и ее реальное грехопадение. Рушащиеся традиции и устои прошлого, бездушие настоящего приводят к тому, что Квентин существует в иллюзорном мире, он останавливает жизненные часы, покончив жизнь самоубийством. Третья часть романа, повествование от лица Джейсона, дает видимое представление о кризисе, который переживает когда-то уважаемая семья. Джейсон - самодовольный тиран, мучающий племянницу Квентину, расист, ненавидящий негров, завистник, считающий, что весь мир ему обязан.

Последняя часть романа написана в традиционной повествовательной технике. Через все произведение пробивается мысль о том, что жизнь человека - это бесконечная череда побед, которые не отличаются от поражений, и поражений, которые не отделимы побед. Библейская сентенция, что жизнь - это поток, в котором первые становятся последними, а последние - первыми, пронизывает роман. Носительницей этой идеи Фолкнер делает старую негритянку Дилси, выступающую хранительницей традиций Юга, сердцевиной, которая не поддается разрушению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: