Религиозная философия Н.Ф. Федорова и К.Н. Леонтьева

 
 


ê Николай Федорович Федоров (1828-1903) сделал основными те­мами своей философии: единство мира, проблему жизни и смерти, а также проблему морали и морального образа жизни. По Федоро­ву, мир един. Природа, Бог, человек являются одним целым и взаи­мосвязаны между собой. Связующим звеном между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимовлияют друг на друга, взаимодополняют и постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум. «Моментом истины» челове­ческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим зломсмерть. Человечество должно отбросить все распри и объ­единиться для решения самой главной задачи — победы над смер­тью. Философ верил в такую перспективу. По мнению Федорова, победа над смертью возможна в будущем, по мере развития науки и техники, но она произойдет не путем искоренения смерти как явления, а путем нахождения способов воспроизводства жизни, оживления. Философия Федорова призывает к отказу от вражды, грубости, конфронтации между людьми и к признанию всеми выс­ших образов морали. Моральная жизнь всех без исключения лю­дей, по Федорову, — путь к решению всех проблем и всемирному счастью.

ê Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) посвятил свою философию критике негативных явлений русской жизни. В центре данной критики был развивающийся капитализм. По мнению Ле­онтьева, капитализм — это царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России. Спасением для России явля­ется отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и пре­вращение ее в замкнутый православно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать, помимо православия, самодержавие, общинность, строгое сословное деление. Исторический процесс Леонтьев срав­нивал с жизнью человека. Как и жизнь человека, история каждого народа, государства зарождается, достигает зрелости и затухает. Если государство не стремится к своему сохранению, оно погибает. Залог сохранения государства — внутренне деспотическое един­ство. Цель сохранения государства оправдывает насилие, не­справедливость, рабство. Согласно Леонтьеву, неравенство между людьми — желание Бога и поэтому оно естественно и оправдано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: