Оригинальная древнерусская литература.
Переводная древнерусская литература.
Система жанров ДРЛ.
Периодизация ДРЛ.
Проблема художественного метода ДРЛ.
План
Periodisierung der deutschen Sprachgeschichte
Abb. 2.6
Zur Periodisierung der deutschen Sprachgeschichte
Wir folgen der Grobeinteilung von W. Scherer (1868) mit gewissen Modifikationen (zit. nach [Wolff 2009, S. 36]; vgl. [Schmidt 1996, S. 27]):
Periode der deutschen Sprachgeschichte | Zeitraum |
Althochdeutsch | von ca. 750 bis 1050 |
Mittelhochdeutsch | von 1050 bis 1350 |
Frühneuhochdeutsch | von 1350 bis 1650 |
Neuhochdeutsch | von 1650 bis 1900 |
Gegenwartsdeutsch | seit ca. 1900 bis zur Gegenwart |
Die Jahreszahlen markieren natürlich nur ungefähre Grenzen.
- Специфические черты ДРЛ.
Русская литература занимает важнейшее место в мировой литературе и охватывает собой период в 10 столетий. Важнейшим этапом в развитии русской литературы является древнерусская литература, с появлением которой начинается история отечественной литературы.
Древнерусская литература охватывает семь веков с 10 в. по 17 в. Название «древняя» условное. По своему типу это средневековая литература.
|
|
Древнерусская литература – это история литературных памятников. Литературный памятник – сохранившийся предмет культуры прошлого, произведение древнерусской письменности.
Древнерусская литература имеет свои специфические особенности, отличающие ее от литературы нового времени
1. Рукописный характер бытования и распространения произведений. Произведения древнерусских книжников существовали и распространялись в виде рукописей. При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной рукописи, а входило в состав многочисленных сборников, преследовавших определенные практические цели. Вплоть до 18 в. произведения переписывались от руки, несмотря на книгопечатание, появившееся в 16 веке.
2. Вариативность текстов
Произведения ДРЛ многократно переписывались, подвергались изменениям – это определило особую жизнь древнерусского произведения – «жизнь в вариантах». Непреререкаемым авторитетом было только Священное писание и богослужебные тексты – все другие тексты были текучими. В результате простого копирования создавались списки литературных памятников. Переписчики рукописных произведений зачастую выступали в роли редакторов и соавторов текстов. Они меняли идейную направленность переписываемых произведений, характер его стиля, сокращали или распространяли текст в соответствии со своим вкусом, запросами своего времени. В результате создавались новые редакции литературных памятников. Если новая копия отражала местные языковые черты, то для ее обозначения применялся термин извод (например, псково-новгородский извод). Как правило, авторские тексты до нас не дошли, а сохранились их более поздние варианты, подчас отстоящие от времени написания на сто и более лет («Повесть временных лет», «Слово о Полку Игореве»).
|
|
3. Анонимность, псевдонимность текстов
Авторы древнерусских произведений предпочитали оставаться неизвестными читателю и скрывались под именами признанных авторитетов церкви, например, Иоанна Златоуста, поэтому принято говорить о «затемненности» авторского начала или анонимности текстов. Понятие авторства возникает только в 17 в. Именно поэтому биографические сведения об известных нам древнерусских писателях, объеме их творчества, характере общественной деятельности весьма скудны.
4. Церковный, религиозно-поучительный характер Литература Древней Руси по содержанию и форме была, прежде всего, церковной, религиозно-поучительной, и служила потребностям государства, опиравшегося на православную церковь. В руках церкви было сосредоточено распространение литературных произведений. Средневековые книги переписывались и хранились в монастырях. Простому человеку были недоступны.
5. Историзм
Героями древнерусской литературы являются преимущественно исторические лица, события. Она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Историзм древнерусской литературы носит специфически средневековый характер. Ход и развитие исторических событий объясняется Божьим изволением, с религиозных позиций.
6. Патриотизм, гражданственность
Древнерусская литература неразрывно связана с историей развития Русского государства, русской народностью, проникнута героическим и патриотическим пафосом. Тема всемирной славы Руси проходит через основные литературные памятники этого периода.
Средневековый историзм древней Руси связан с гражданственностью. Призванный рассматривать действительность, следовать этой действительности и ее оценивать, русский писатель уже в 11 в. воспринимал свой труд как служение родной стране. Русская литература всегда отличалась серьезностью, пыталась отвечать на основные вопросы жизни, обладала разнообразными, но всегда высокими идеалами.
Все русские писатели, каждый по-своему, высоко несут свой долг. Каждый из них в какой-то мере пророк-обличитель, а некоторые – просветители, распространители знаний, истолкователи действительности, деятельные и высоко патриотические участники гражданской жизни в стране.