Законодательные органы власти субъектов РФ

Законодательный орган имеет статус постоянно действу­ющего высшего и единственного органа законодательной


власти субъекта РФ. Его функции составляют законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предме­там совместного ведения, а также самостоятельное решение вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения сво­ей деятельности. Законодательный орган обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Наименование законодательного органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъ­екта с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ определяет струк­туру и способы формирования законодательного органа государственной власти. Депутаты законодательного органа государственной власти субъекта РФ избираются гражданами России, проживающими на территории субъекта РФ и обла­дающими активным избирательным правом. Депутатом может быть избран гражданин России, обладающий в соответствии с федеральным законодательством, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статус депу­тата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются федеральным законодательством, кон­ституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Большинство законодательных органов субъектов РФ являются однопалатными, лишь в некоторых республиках законодательные органы власти состоят из двух палат. За­конодательные органы субъектов РФ формируются в ходе специальных выборов на основе мажоритарной и пропор­циональной избирательных систем. Не менее 50% депутатов законодательного органа субъекта РФ должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голо­сов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями.

Число депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Численный состав депутатских мандатов коле­блется от 11 в Таймырском автономном округе до 194 депутатов в Республике Башкортостан. Срок полномочий депутатов зако­нодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ, но не может превышать пяти лет. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, уста­навливается законом субъекта РФ.


Расходы на обеспечение деятельности законодательного органа государственной власти субъекта РФ предусматрива­ются в бюджете субъекта РФ отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Управление и распоряжение средствами бюджета субъекта РФ в процес­се его исполнения законодательным органом, отдельными депутатами или группами депутатов не допускаются. При этом полномочия законодательного органа субъекта РФ по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта РФ не ограничиваются.

Законодательный орган является правомочным, если в его состав избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов. Правомочность заседания законодательного органа определя­ется законом субъекта РФ. Заседания законодательного органа являются открытыми, но допускается и закрытая форма, что устанавливается регламентом этого органа.

Полномочия законодательного органа достаточно обширны. Это: 1) утверждение программ социально-экономического раз­вития региона; 2) установление налогов и сборов и порядка их взимания (по предметам ведения субъекта РФ); 3) установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валют­ных фондов, установление отчетности о расходовании средств этих фондов; 4) управление и распоряжение собственностью субъекта РФ; 5) утверждение и расторжение договоров субъекта РФ; 6) установление порядка назначения и проведения рефе­рендума субъекта РФ; 7) установление порядка проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ; 8) проведение выборов в органы местного самоуправления; 9) определение административно-территориального устройства и порядка его изменения; 10) утверждение схемы управления субъектом РФ, определение структуры высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ: принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Рос­сийской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ.

Законом субъекта РФ: 1) утверждаются бюджет субъек­та РФ и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ; 2) устанавливается поря­док проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ; 3) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ, пред-108


ставленные высшим должностным лицом субъекта РФ; 4) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; 5) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и отчеты об их исполнении; 6) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъ­екта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предпри­ятий иных организационно-правовых форм; 7) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ; 8) уста­навливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ; 9) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; 10) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изме­нения; 11) устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта РФ.

Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ: 1) принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности; 2) оформляется решение о на­делении гражданина Российской Федерации по представлению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ; 3) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ; 4) оформляется согласие на назначение на должность от­дельных должностных лиц субъекта РФ, если такой порядок предусмотрен Конституцией, федеральными законами и кон­ституцией (уставом) субъекта РФ; 5) назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; 6) назначается референдум субъекта РФ в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ; 7) оформля­ется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта РФ, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный орган го­сударственной власти субъекта РФ принимал участие в соответ­ствии с конституцией (уставом) субъекта РФ; 8) утверждается соглашение об изменении границ субъекта РФ; 9) одобряется проект договора о разграничении полномочий; 10) назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъек­та РФ; 11) оформляются иные решения по вопросам, отнесен­ным Конституцией, федеральными законами, конституцией


(уставом) и законами субъекта РФ к ведению законодательного органа государственной власти субъекта РФ.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ в установленных конституцией (уставом) субъекта и за­конами субъекта РФ пределах и формах осуществляет конт­роль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоря­жения собственностью субъекта РФ.

Право законодательной инициативы принадлежит депу­татам, высшему должностному лицу субъекта РФ, представи­тельным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объ­единениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ.

Законопроекты, внесенные высшим должностным лицом субъекта РФ, рассматриваются по его предложению в перво­очередном порядке. Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ, рассматриваются законодательным органом по представлению высшего должностного лица либо при наличии заключения указанного лица, которое представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в срок не менее 20 календарных дней.

Полномочия законодательного органа субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае: 1) принятия решения о самороспуске; 2) роспуска указанного органа высшим долж­ностным лицом субъекта РФ в случае принятия нормативного правового акта, противоречащего актам высшей юридической силы, если такие противоречия установлены судом, а законо­дательный орган не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

В случае роспуска законодательного органа назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган субъекта РФ. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочиизаконодательного органа.

Полномочия могут быть прекращены досрочно также в случае вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов законодательного


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: