Организация исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ

ПО


органа субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депута­тами своих полномочий.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу (ру­ководителю высшего исполнительного органа) субъекта РФ в случае: 1) издания им актов, противоречащих Конституции, фе­деральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу су­дебного решения; 2) иного грубого нарушения федерального законодательства, законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.

Решение о недоверии высшему должностному лицу при­нимается 2/3 голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее !/3 от установленного числа депутатов. Данное решение влечет немедленную отставку высшего долж­ностного лица и возглавляемого им органа.

В случае отставки высшего исполнительного органа госу­дарственной власти субъекта РФ он продолжает действовать до сформирования нового высшего исполнительного органа субъекта РФ.

Исполнительная власть в субъектах РФ — это часть единой государственной власти Российской Федерации. Органы ис­полнительной власти имеют приоритетное значение в триаде ветвей власти, что обусловливает их ведущую роль в управле­нии наиболее важными процессами в государстве и регионе. Федеральные органы исполнительной власти и органы ис­полнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В субъекте РФ устанавливается система органов испол­нительной власти во главе с руководителем высшего испол­нительного органа государственной власти. Структура ис­полнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ.

Основной особенностью организации исполнительных орга­нов государственной власти субъектов РФ является двухуровне­вая система правового регулирования, обусловленная следу­ющими факторами: во-первых, разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее


субъектами; во-вторых, необходимостью обеспечения единства системы органов исполнительной власти. С одной стороны, субъекты РФ самостоятельно формируют систему органов ис­полнительной власти на своей территории. С другой, федераль­ные органы исполнительной власти и органы власти субъектов РФ образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации. В результате на территории каждого субъекта Федерации взаимодействуют различные системы органов исполнительной власти: федеральные органы власти; органы исполнительной власти данного субъекта РФ, а также муниципальные органы местного самоуправления. Следует отметить, что пока слабо разработан механизм оптимального взаимодействия исполнительных органов власти всех уров­ней.

Структура исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ представлена в основном двумя моделями: единоначалие в руководстве исполнительным органом и кол­легиальность в управлении.

Первая модель: высшее должностное лицо, руководитель ис­полнительной власти в субъекте РФ единолично создает струк­туру администрации субъекта РФ, наделяется разнообразными полномочиями в области формирования органов исполнитель­ной власти, структуры администрации, бюджета, финансов и учета, управления собственностью, взаимодействия с учреж­дениями и предприятиями различных форм собственности в отраслях и сферах экономического и социально-культурного развития, осуществляет непосредственное руководство всеми структурными подразделениями утвержденной структуры администрации.

К полномочиям высшего должностного лица относятся: 1) право законодательной инициативы; подписания и опубли­кования законов; 2) отлагательное вето на законы; 3) исключи­тельное право внесения законопроектов по бюджету, планам социально-экономического развития региона, организацион­ной структуре исполнительной власти.

Большинство уставов субъектов РФ предусматривают механизм, сдерживающий власть высших должностных лиц, руководителей исполнительной власти субъекта РФ — право представительного органа на утверждение заместителей, струк­туры администрации, расходов на ее содержание, заслушива­ние ежегодных отчетов о деятельности администрации, право досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица и др.


Вторая модель структуры администрации субъекта РФ предполагает учреждение Правительства как самостоятельной организационно-правовой формы исполнительной власти с нормативно установленной компетенцией, полномочиями в установлении исполнительно-распорядительных функций. Правительство имеет два начала: первое — оно издает обще­значимые для всего населения территории нормативные акты, т.е. является носителем публичного права, второе — Правитель­ство является юридическим лицом, т.е субъектом гражданско-правовых, частноправовых отношений, оно может заключать сделки в сфере собственности, земли и иных отношений.

Есть промежуточная модель организации администрации, когда правительство не является юридическим лицом и не является самостоятельным субъектом — его статус, скорее, коллегии при губернаторе.

Разные модели исполнительной власти субъектов РФ не обеспечивают единое правовое и административно-управ­ленческое поле в стране. В конституциях республик и уставах не определено соотношение актов, юридической силы тех, что издаются на местах, и актов федерального Правительства, у которого нет прямого административного воздействия на организационно-правовые органы исполнительной власти субъектов РФ.

Органы исполнительной власти в республиках РФ функцио­нируют, как правило, на основе одного из вышеперечисленных вариантов.

1) Высший орган исполнительной власти республики воз­
главляет и формирует высшее должностное лицо самостоя­
тельно. В этом случае высший орган исполнительной власти
(правительство) полностью ответственно перед высшим
должностным лицом субъекта РФ. Это характеризует систему
органов исполнительной власти президентских республик.

2) Высший орган исполнительной власти имеет «двойную
ответственность»: перед высшим должностным лицом субъ­
екта РФ и законодательным органом субъекта РФ. Высшее
должностное лицо не является главой исполнительной власти
непосредственно, поскольку имеется должность председателя
правительства. Это характерно для смешанных, полупрези­
дентских республик и большинства краев и областей.

3) При коллегиальной системе формирования и органи­
зации исполнительной власти в парламентских республиках
исполнительная власть (правительство) формируется предста­
вительным законодательным органом власти. Это имеет место
в Удмуртской Республике, Республике Дагестан.

ИЗ


Структура республиканских органов исполнительной вла­сти характеризуется большим многообразием, что вытекает из разнообразия моделей организации системы органов ис­полнительной власти в республиках.

Высшим органом исполнительной власти в республиках является правительство. К его основным полномочиям от­носятся: 1) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка; 2) разработка бюджета субъекта РФ, обеспечение его исполнения; 3) разработка и представление на утверждение законодательного (представительного) органа власти проектов планов социально-экономического развития субъекта РФ, отчетов об их исполнении; 4) формирование органов испол­нительной власти субъекта РФ; 5) управление и распоряжение собственностью субъекта РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: