Элементом системы местного самоуправления и формой непосредственной демократии рекомендательного характера является территориальное общественное самоуправление. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27)
территориальное общественное самоуправление — это форма самоорганизация граждан по месту их жительства для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Территориальное общественное самоуправление (далее — ТОС) осуществляется на части территории муниципального образования: в подъезде многоквартирного дома, в доме, в группе жилых домов, в сельском населенном пункте и т.п. Следует отметить, что на одной территориальной единице может быть создан только один орган ТОС. Многоуровневая система предполагает подчинение нижестоящих уровней вышестоящим, например, старший по подъезду будет подчиняться старшему по дому, а тот, в свою очередь, председателю ТОС микрорайона. Таким образом, создается разветвленная система по обслуживанию жилищного комплекса и благоустройству его территории. Границы территории ТОС устанавливаются представительным органом муниципального образования по предложению населения. Мнение населения, проживающего на данной территории, может быть выявлено с помощью собраний, конференций жителей, опросов общественного мнения и т.п.
|
|
Закон о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27) устанавливает полномочия органов ТОС, в частности, они:
1) представляют интересы населения, проживающего на
соответствующей территории (основной функцией субъекта
ТОС является представление и защита интересов жителей своей
территории в органах местного самоуправления и в органах
государственной власти);
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собра
ниях и конференциях граждан (решения, принятые высшим
руководящим органом ТОС, исполняются иными органами
ТОС, общее руководство при этом осуществляет председатель
ТОС);
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по со
держанию жилищного фонда, благоустройству территории,
иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлет
ворение социально-бытовых потребностей граждан, прожива
ющих на соответствующей территории, как за счет средств ука
занных граждан, так и на основании договора между органами
территориального общественного самоуправления и органами
местного самоуправления с использованием средств местного
бюджета. (Таким образом, на хозяйственную деятельность орга
нов ТОС накладываются некоторые ограничения. Так, органы
ТОС вправе: создавать в установленном порядке предприятия и
организации, удовлетворяющие потребности жителей в товарах и услугах; выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории ТОС и коммунальному обслуживанию жителей, строительству, эксплуатации и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры. Органы ТОС вправе использовать земельные участки на территории ТОС под строительство погребов и гаражей, создание детских и оздоровительных площадок, разбивку скверов, открытие стоянок автомобилей и площадок для выгула собак, а также для других общественно полезных целей);
|
|
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов. (Таким образом, особенностью статуса органов ТОС (и их основным отличием от общественных объединений, к которым органы ТОС иногда ошибочно относят) является право участвовать в местном нормотворчестве, выступая в качестве субъектов правотворческой
инициативы).
Закон о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27) закрепляет две основные формы осуществления территориального общественного самоуправления жителями: во-первых, непосредственно (через все формы прямого волеизъявления) и, во-вторых, опосредованно — через формируемые органы ТОС.
Система территориального общественного самоуправления как совокупность организационных форм осуществления ТОС обычно включает в себя следующие элементы: 1) формы прямого волеизъявления (общие собрания, конференции жителей, опросы населения и т.п.); 2) органы ТОС (собрание как высший руководящий орган, комитет как исполнительный орган, председатель осуществляет общее руководство органами ТОС, ревизионная комиссия как орган, контролирующий осуществление хозяйственной деятельности, и т.п.); 3) добровольные союзы органов ТОС.
Органы ТОС избираются жителями, проживающими на соответствующей территории. Выборы органов ТОС могут проводиться как на учредительных общих собраниях или конференциях жителей по месту их жительства, так и на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Закон о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27) закрепляет, что общие собрания жителей правомочны, если в них принимает
участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Конференция жителей проводится в случаях, когда невозможно провести общее собрание жителей. Делегаты конференции жителей избираются по норме, установленной главой местной администрации по предложению инициативной группы. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления правомочна, если в ней принимают участие не менее 2/3 избранных делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
Для ведения общих собраний, конференций жителей избирается председатель и секретарь. Решения общих собраний и конференций жителей принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих и оформляются протоколом. Решения собраний, конференций ТОС в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления и других заинтересованных лиц.
Закон о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27) закрепляет исключительные полномочия собраний, конференций ТОС, относя к ним следующие вопросы:
1) установление структуры органов ТОС (на общем со
брании жителей определяются виды избираемых органов
ТОС, как правило, это председатель, осуществляющий общее
руководство, исполнительно-распорядительный и контрольно-
ревизионный органы ТОС, на собрании также определяется
количество работников органов ТОС);
|
|
2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и до
полнений (устав, как нормативно-учредительный акт ТОС,
может быть принят только на общем собрании, конференции
жителей);
3) избрание органов ТОС (именно на общих собраниях,
конференциях жителями избираются председатель ТОС и
органы ТОС);
4) определение основных направлений деятельности ТОС
(на собраниях, конференциях жители определяют наиболее
приоритетные направления развития своей территории, как
правило, это вопросы благоустройства территории ТОС, ре
монта жилого комплекса, удовлетворение иных социально-
бытовых потребностей граждан);
5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее
исполнении (в данном случае под сметой следует понимать фи
нансово-плановый акт субъекта ТОС, определяющий целевое
назначение выделенных ресурсов и объем доходов и расходов за определенный период времени (как правило, один год) с разбивкой по кварталам);
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС (председатель и органы ТОС отчитываются об итогах деятельности перед жителями своей территории, таким образом, осуществляется общественный контроль за деятельностью субъекта ТОС).
В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27) ТОС регистрируется в организационно-правовой форме некоммерческой организацией.
Органы ТОС обязаны иметь устав ТОС. Требования к уставу ТОС определены в Законе о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27). Так, в уставе ТОС устанавливаются: 1) территория осуществления ТОС (уставы ТОС содержат подробное описание границ своей территории с указанием улиц, номеров дворов, описанием природно-географического ландшафта и т.п.); 2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС; 3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС (данные статьи встречаются практически во всех уставах ТОС); 4) порядок принятия решений (решения, затрагивающие интересы жителей принимаются на сходах, конференциях ТОС); 5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами; 6) порядок прекращения осуществления ТОС (уставы ТОС, как правило, содержат перечень прав и обязанностей ликвидационной комиссии, которая создается для
|
|
ликвидации ТОС).
Согласно ст. 27 Закона о местном самоуправлении 2003 г. дополнительные требования к уставу ТОС органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
Законами субъектов РФ закрепляется порядок создания и распоряжения финансовыми ресурсами органов ТОС. Как правило, финансовые средства органов ТОС формируются за счет следующих источников: 1) собственных финансов; 2) заемных средств; 3) средств, передаваемых им органами местного
самоуправления.
Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от хозяйственной деятельности органов ТОС, добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также других поступлений. Заемные средства включают в себя не только ссуды и кредиты банков,
но и гранты. И, наконец, органы местного самоуправления передают органам ТОС финансовые средства на осуществление конкретных мероприятий, планов, программ, а также с передачей отдельных своих полномочий.
Территориальное общественное самоуправление по своей сути — наиболее подвижная и оперативная форма самоорганизации граждан в силу следующих причин: 1) территориальное общественное самоуправление максимально приближено к жителям; 2) возможности территориального общественного самоуправления гораздо шире, чем у других самоуправленческих систем; 3) численность населения, с которым работают органы территориального общественного самоуправления, несоизмеримо меньше, чем в муниципальном образовании, поэтому появляется возможность работать с конкретными людьми, используя индивидуальный подход.
Реализация Закона о местном самоуправлении 2003 г. позволит территориальному общественному самоуправлению в перспективе стать не только оптимальной формой самоорганизации граждан по месту их жительства, но и будет способствовать вовлечению жителей в управленческий процесс.
Тема 13. СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
13.1. Органы местного самоуправления: понятие, виды, общая характеристика
Под органами местного самоуправления, как правило, понимают выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий. Органы местного самоуправления обладают следующими особенностями:
1) не входят в систему органов государственной власти (в
соответствии со ст. 12 Конституции);
2) в случае наделения их отдельными государственными
полномочиями они могут участвовать в осуществлении го
сударственных функций, и их деятельность в данном случае
будет находиться под контролем государства (в соответствии
со ст. 132 Конституции).
Статья 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе — Закон о местном самоуправлении 2003 г.) четко определяет структуру органов местного самоуправления, включая в нее следующие элементы: 1) представительный орган муниципального образования; 2) глава муниципального образования; 3) местная администрация; 4) контрольный орган муниципального образования; 5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом. Причем наличие первых трех элементов в системе органов местного самоуправления является обязательным.
В системе муниципальных органов власти особое место занимает представительный орган местного самоуправления как
выборный орган, обладающий правом представлять интерес м населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Наименования представительного органа местного самоуправления различ ны. В зависимости от исторических, национальных и иных традиций представительный орган может называться: дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание, собрание пред ставителей, рада, курултай, джирге, круге и т.п.
Представительный орган осуществляет вопросы исключи тельного ведения — это вопросы, не требующие проведения референдумов, опросов общественного мнения, публичных обсуждений, которые вправе решать только представитель ный орган местного самоуправления и никакие иные органы. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 35), в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся следующие вопросы: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Перечисленные полномочия представительных органов — это минимальный, но не исчерпывающий перечень их прав и обязанностей. Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований, где в соответствии с законодательством субъектов РФ они могут быть расширены (но не сужены). В случае, когда перечень полномочий достаточно широк, роль представительных органов с общей системе органов местного самоуправления значительно возрастает.
Структура представительного органа местного самоуправления — внутреннее строение органа, которое по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. К структурным элементам представительного органа местного самоуправления, как правило, относятся: 1) руководящее звено (председатель); 2) функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии); 3) территориальные структуры (депутатские группы); 4) политические фракции; 5) рабочий аппарат.
Председатель организует работу представительного органа муниципального образования: созывает и ведет заседания представительного органа; контролирует и обеспечивает выполнение регламента представительного органа; подписывает решения, протоколы заседаний, другие документы представительного органа; организует выполнение решений представительного органа; координирует деятельность постоянных и иных комиссий; решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены представительного органа или возложены действующим законодательством.
Постоянные комиссии как функционально-отраслевое
| структурное подразделение представительного органа местного
самоуправления занимают особое место в структуре органа.
К задачам постоянных комиссий представительного органа
местного самоуправления относятся следующие вопросы:
а) разработка предложений для рассмотрения на заседаниях;
б) подготовка заключений и проектов решений по вопросам
ведения представительного органа; в) содействие органам
местного самоуправления и депутатам в их работе по осущест
влению решений представительного органа; г) контроль в пре
делах полномочий представительного органа за деятельностью
городской администрации, ее структурных территориальных
подразделений, а также за работой предприятий, учреждений
и организаций по выполнению решений представительного
органа.
Исполнительные органы местного самоуправления — органы, осуществляющие организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов, а также наделенные уставом муниципального образования собственной компетенцией. Исполнительным органом местного самоуправления является местная администрация (мэрия).
Местная администрация (от лат. administratio — управление, руководство) — исполнительный орган в системе местного
самоуправления, возглавляемый главой муниципального образования (главой администрации), осуществляющий следующие организационно-распорядительные функции: 1) исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов; 2) разработка проекта бюджета муниципального образования и его исполнение; 3) управление муниципальной собственностью; 4) разработка программ социально-экономического развития муниципального образования и их исполнение и т.п.
К структурным элементам местной администрации, как правило, относятся: 1) руководящее звено (глава местной администрации и его заместители); 2) аппарат администрации; 3) департаменты, управления, комитеты; 4) территориальные (районные) структурные единицы местной администрации.
Глава местной администрации руководит деятельностью исполнительных органов муниципального образования на основе единоначалия. Все исполнительные органы местного самоуправления подотчетны ему и ответственны перед ним. Глава местной администрации несет персональную ответственность за надлежащее функционирование исполнительных органов городского самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования глава местной администрации выполняет следующие функции: а) организует формирование и исполнение бюджета муниципального образования; б) руководит непосредственно и через подчиненные органы предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности; в) обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан; г) отменяет правовые акты подчиненных органов управления администрации; д) организует разработку проектов планов, программ, правовых актов и вносит их на рассмотрение представительного органа муниципального образования; е) заключает договоры, соглашения; ж) применяет меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности назначаемых им муниципальных служащих. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 37) главой местной администрации может быть: 1) глава муниципального образования; 2) лицо, назначаемое по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.
При проведении конкурса представительный орган муниципального образования решает следующие вопросы: а) определяет порядок проведения конкурса (принимая положение о конкурсе на замещение должности главы местной
администрации); б) устанавливает состав конкурсной комиссии (в том числе и общее число членов комиссии); в) назначает членов конкурсной комиссии (в муниципальных районах и городских округах назначает только 2/3, а '/3 назначается законодательным органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ); г) выбирает лицо на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; д) утверждает условия контракта главы администрации (принимая примерный контракт, заключаемый с главой местной администрации); е) утверждает структуру местной администрации по преставлению главы местной администрации; ж) вправе выступать инициатором расторжения контракта с главой местной администрации.
Высшим должностным лицом в системе органов местного самоуправления является глава муниципального образования. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), глава муниципального образования: 1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; 2) в случае избрания на муниципальных выборах он либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию; 3) в случае избрания представительным органом муниципального образования, является председателем представительного органа муниципального образования; 4) не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации; 5) в случае формирования представительного органа муниципального района из числа представителей выборных органов поселений является председателем представительного органа муниципального района.
Таким образом, реализуется принцип разделения властей на местном уровне. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), в сельских поселениях (как правило, малочисленных) допускается совмещение полномочий председателя представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации.
В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), глава муниципального образования обладает следующими полномочиями:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных
образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования (представительские полномочия подразумевают, что с перечисленными субъектами глава муниципального образования вправе подписывать соглашения, высказывать позицию от имени всего муниципального образования, за исключением специально оговоренных в законодательстве или уставе муниципального образования случаях);
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном
уставом муниципального образования, нормативные правовые
акты, принятые представительным органом муниципального
образования;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания пред
ставительного органа муниципального образования.
Приведенные полномочия принадлежат главе муниципального образования независимо от способа его избрания и от того, какой орган он возглавляет. Уставы муниципальных образований расширяют данный перечень полномочий главы муниципального образования с учетом того, какой орган он возглавляет — представительный или исполнительный. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению муниципального образования и представительному органу местного самоуправления.
Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют единую систему, в которой, по Закону о местном самоуправлении 2003 г., реализован принцип разделения властей.