Резюме по теме. Вопросы для повторения

Вопросы для повторения

1. Какой смысл вкладывается в термин «меркантилизм», какие этапы в своем развитии он проходит и чем они отличаются друг от друга?

2. В чем видели меркантилисты источник прибыли и богатства и почему?

3. Что означает термин физиократия? В чем физиократы видели источник богатства общества?

4. Что понимал А. Смит под «невидимой рукой рынка»?

5. В чем заключается вклад Д. Рикардо в развитие теории трудовой стоимости?

6. Что представляет собой теория сравнительных издержек производства Д. Рикардо?

7. В чем сущность учения Ж.Б. Сэя о трех факторах производства?

8. Что представляет собой «закон рынков Сэя»?

9. Можете ли вы привести аргументы в пользу мальтузианской демографической концепции и против нее?

10. Какова трактовка К. Марксом товара, его свойств, стоимости, денег?

11. В чем сущность учения К. Маркса о прибавочной стоимости и эксплуатации?

12. Как по Марксу, накопление капитала влияет на положение рабочего класса?

13. Что представляют собой превращенные формы прибавочной стоимости?

14. Каковы особенности маржиналистического подхода к анализу экономических процессов?

15. В чем сущность теории предельной полезности?

16. Какова общая характеристика неоклассического направления?

17. Что представляет собой «оптимум Парето»?

18. Что понимал А. Маршал под ценой спроса, ценой предложения и равновесной ценой?

19. В чем состоит суть «кейнсианской революции» и почему она положила начало новому направлению в экономической науке?

20. В чем сущность основного психологического закона Дж. М. Кейнса?

21. Почему Кейнс не считал накопление сбережений безусловным благом?

22. Какое значение имеет склонность к потреблению для экономического роста?

23. Что понимал Кейнс под мультипликатором инвестиций?

24. В чем заключается функция государства по стимулированию эффективного спроса?

25. Каковы причины возникновения, сущность и задачи, решаемые институционализмом?

26. В чем сущность психологической теории экономического развития Т. Веблена?

27. Каково отношение Дж. Гэлбрейта к роли корпораций в современном обществе?

28. Почему М. Фридмен считает деньги главным фактором деловой активности?

29. В чем заключается монетарное правило М. Фридмена?

Современная экономическая наука является результатом продолжительного исторического развития.

Первая постановка экономических проблем содержится еще в письменных источниках Древнего Востока, где существовал деспотический строй, основанный на роли государства. Заметный след в истории экономического знания оставила античность. Древнегреческие и древнеримские историки и философы потратили много усилий на разработку принципов натурального хозяйствования. В средние века представления об экономических явлениях формировались в рамках церковных учений, находилось им место и в политических теориях, а также в фантазиях раннего утопического социализма.

Поскольку исторически экономика начинается с торговли, первым направлением в истории экономической науки стал меркантилизм. Представители меркантилизма были теоретиками сферы обращения. Они усматривали главный источник богатства нации в удачной торговле, которую сводили к принципу – «много продавать – мало покупать». Чрезвычайно важный для всей последующей истории экономической науки шаг – от исследования сферы обращения к исследованию производства – сделала «классическая школа». Ее родоначальники – физиократы – истинным источником богатства считали сельское хозяйство, работу на земле. Более поздние представители классической школы, среди которых особое место принадлежит А. Смиту, «отцу экономики», преодолели ограниченный взгляд физиократов на источник общественного богатства. Они связывали данный источник не только с сельскохозяйственным производством, но и промышленным.

Многие традиции классической школы были восприняты и продолжены марксистской экономической теорией. Ее главная особенность – последовательно классовая трактовка содержания экономических процессов, выражение позиции рабочего класса.

Сложный путь экономическая наука приема в 20 в. Он был ознаменован процессами дифференциации и интеграции экономического знания, проявлением нетрадиционных его отраслей. Ряд новых направлений и школ оформился в самостоятельные теории. Современная экономическая наука свои основные усилия связывает с разработкой путем совершенствования экономического механизма общества.


Тема 4. Сущность рынка – черты, функции, роль


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: