Заслуги для возрождения монашества преподобного Паисия Величковского, святителя Тихона Задонского, митрополита Гавриила Петрова

Две сильные личности дали толчок возрождению монашества: архимандрит Паисий Величковский за пределами России возобновил учение о духовной молитве, а Преосвященный Гавриил, митрополит Санкт-Петербургский, создал обители-питомники, откуда это учение могло распространяться. Переведенное Паисием Величковским и изданное в 1793 г. митрополмтом Гавриилом «Добротолюбие» легло в основание этого духовного движения.

Паисий Величковский (Петр Иванович Величковский, 1722-1794 гг.), сын полтавского протоиерея, обучался четыре года в Киевском училище. Но вследствие раннего стремления к монашеской жизни оставил училище и удалился в монастырь. Он в 17 лет принял монашество, с 1748 г. прожил несколько лет на Афоне, где основал особую монашескую общину, с частью которой переселился в 1763 г. в Валахию для лучшего устроения там монашеской жизни. Строго аскетический образ жизни и любовь к духовному просвещению на основе святоотеческой литературы сделали его имя очень известным, а Нямецкий монастырь — притягательным для православных. Преподобным Паисием были изданы на церковно-славянском языке многие произведения Отцов Церкви, забытые или утраченные в православных странах: «Добротолюбие», как уже говорилось, сочинения святых Исаака Сирина, Феодора Студита, Григория Паламы, Максима Исповедника, Иоанна Златоустого и других.

Преподобный Паисий возродил не только аскетический дух и мистическое предание Восточной Церкви, но и древнее явление старчества. Старец это пожилой инок, по благословению игумена занимающийся духовным окормлением юных послушников в духовной и обыденной жизни, полностью покорных воле своего наставника. Старчество стало верным средством христианского совершенствования и для самого старца, и для вверенных ему послушников, а в дальнейшем и для мирян.

Ученики преподобного Паисия расселились по всей России, насаждая аскетические идеалы. Иеромонах Клеопа I принес основы старчества в Островскую Введенскую пустынь во Владимирской епархии; старец Феодосий — в Молченский Печерский монастырь в Курской епархии; старец Афанасий (Захаров) пришел к преподобному Паисию, оставив гусарский полк, в котором был ротмистром, и закончил свои дни в Площанской пустыни Орловской епархии; старец Филарет стал настоятелем Глинской пустыни в Курской епархии и сумел преобразовать к лучшему ее жизнь благодаря введению строгого устава Афонской горы; старцы Феодор и Клеопа II ушли из Нямецкого монастыря в Белобережскую пустынь Орловской епархии, откуда позднее с монахом Леонидом (Наголкиным), добровольно сложившим с себя настоятельство, перешли в Новоезерский монастырь Новгородской епархии, а в 1812 г. три монаха переселяются в уединенный скит на острове Валаам.

Одновременно с распоряжениями правительства, касавшимися внешнего быта монастырей, шли распоряжения касательно подъема внутренней жизни в монастырях. Распоряжения последнего рода сводились главным образом к усилению правил общежития и запрещению монашествующим иметь частную собственность; исключение со времени Екатерины II сделано было для ученого монашества, которое стало рассадником для церковно-административных должностей. Подъем внутренней жизни в монастырях постигался больше живыми примерами строгого исполнения правил монашеского жития. Такой пример показал святой Тихон Задонский во время своего управления Воронежской епархией. По монастырям он разослал 15 статей увещания к инокам, строго следил за уклонениями монахов от правил монашеской жизни, ввел чтение на трапезах. Нравственно-практическим характером отличаются и богословские творения святителя Тихона. Глубокая назидательность его творений послужила основанием для распоряжения Святейшего Синода составить из них сборник наставлений об обязанностях христианина для чтения в церквях (1789). Кроме того, святителю Тихону принадлежит много писем назидательного характера. По удалении же на покой в Задонскую обитель (1767) он своей жизнью показал идеал высокого благочестия и аскетизма. Неопустительное посещение богослужения, усиленные молитвы и пост, широкая благотворительность и глубокое смирение нашли себе полное выражение в личности этого святителя. Великий подвижник сподобился дара прозрения: он за три дня предсказал свою кончину, последовавшую 13 августа 1783 г. В 1861 г. последовало торжественное открытие его мощей.

Повторим, чтоважную роль в возрождении монашества сыграл митрополит Гавриил (Петров). Он был образованнейшим человеком своего времени. Императрица Екатерина высоко ценила ум и знания Гавриила: она назначила его членом в комиссию при составлении нового уложения. В академии наук он занимал должность председателя и принимал деятельное участие в составлении словаря русского языка. Он является автором толкований на соборные послания; беседы о блаженствах, нескольких псалмов и других. Гавриил стал епископом в 33 года, а митрополитом и первенствующим членом Синода в 43 года. В историю он также вошел как талантливый церковный администратор. Владыка Гавриил всячески помогал монастырям в своей епархии, добиваясь от Екатерины увеличения «штатов». Ему обязана возрождением Валаамская обитель. Как уже говорилось, он поддерживал старца Паисия (Величковского). Он был строгим постником, молитвенником и аскетом, бессеребреником, раздавая все, что было, бедным.

При создании первых русских монастырей за образец брался древний устав, предусматривающий общежительное (киновийное) устройство монашеской жизни. По разным причинам в течение веков происходил отход от этого устройства к особножительству. Немалая часть иноков дала примеры сурового подвижничества как раз на стезе отшельничества, но в целом это вело к нестроению. Опасность этого сознавали многие иерархи. Однако в течение четырех веков шла за это борьба с противившимися монахами, утерявшими понимание внутреннего смысла христианской аскезы для дела спасения. В 1862 году и 1869 году Святейший Синод выражает лишь пожелание о введении общежития как необходимой основы монашеского подвижничества, но до 1917 года сохранялось два типа монастырей.

Наряду с духовным в начале XIX в. начинается и материальное возрождение монастырей. В описываемый период люди из разных слоев вносят в монастыри многочисленные вклады в виде ценностей и недвижимости. Характерно, что теперь жертвователи называют определенные благотворительные цели — не только украшение храмов, но и постройку приютов, больниц и школ. С ростом престижности монашеского служения изменялся отчасти и социальный состав монашествующих. Например, в 1823 году в 35 монастырях московской епархии имелось 259 монахов и 261 монахиня, из них выходцами из духовного сословия были соответственно 32,4% и 19,1%, из дворянства — 1,9% и 8%, из купечества — 12,3% и 12,2%, из мещанства— 26,6% и 9,2%, из крестьян — 17% и 42,5%. В 1850-е годы всего было пострижено в монашество 886 мужчин и 357 женщин, из них доля представителей духовенства составила соответственно 53% и 11,8%, дворянства — 3,5% и 14,3%, купечества и мещанства — 17,8% и 31,6%, крестьянства - 15,3% и 31,6%. Стоит заметить, что монахи-дворяне внутри обители, как правило, занимали особое положение. Для крестьян поступление в монашество означало повышение своего социального статуса. Приведем данные об образовательном уровне монашества на примерах 293 настоятелей и 310 настоятельниц монастырей и общин в 42 епархиях за 1906 г.: высшее образование имели 8,2% настоятелей и никто из настоятельниц, среднее — соответственно 22,5% и 11,6%, начальное - 26,3% и 6,4%, домашнее-31,7% и 63,9%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: