Вопросы. ТЕМА 3. Личность как объект управления

ТЕМА 3. Личность как объект управления

Вопросы к теме для самопроверки

1. Психологические особенности функции планирования.

2. Психологические особенности функции организации.

3. Психологические особенности функции регулирования.

4. Психологические особенности функции контроля.


1. Понятие личности и ее структура.

2. Психологические школы изучения личности.

3. Типология личностей.

4. Характер, направленность личности, способности.

1. Понятие личности и ее структура

Конкурентная борьба связана в первую очередь с вопросами, каким трудовым потенциалом обладает предприятие и насколько рационально оно его использует. Вот почему в ряде крупных фирм считается обязательным иметь не отдел кадров, а службу управления человеческими ресурсами, целую систему управления персоналом. Управление и планирование человеческих ресурсов на уровне фирм приобретает долговременный характер и становится одним из ведущих направлений стратегического управления корпорациями. В центре внимания оказывается личность человека, его индивидуальность.

Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». А. Ребер в Большом толковом психологическом словаре пишет, что термин «личность» настолько сложный для определения и имеет настолько широкую область употребления, что «мудрый автор использует его как название главы и затем свободно пишет об этом, не принимая на себя никакой ответственности за определения» [4]. Рассмотрим некоторые теории личности.

1. Теория типов. Самая старая из них – теория Гиппократа, в которой используется положение, что каждый индивид представляет собой определенный баланс четырех основных темпераментов. К. Юнг также классифицировал индивидов по типам, например интроверт – экстраверт.

2. Теория черт. Личность представляет собой сочетание черт или характерных способов поведения, мышления, чувства, реагирования и т. д. Рэймонд Кэттелл предложил концепцию, по которой ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными глубинными чертами. Цель теории личности состоит в том, чтобы составлять индивидуальную матрицу черт, с помощью которой можно делать предсказания относительно поведения.

3. Психодинамические и психоаналитические теории. Акцент делается на факторах развития, с предположением, что взрослая личность развивается постепенно с течением времени, в зависимости от того, как происходит интеграция различных факторов.

4. Бихевиоризм. Это направление стимулировало рассмотрение следующей проблемы: что из устойчивого поведения является следствием основных типов, или черт, или динамики личности, а что следствием постоянства окружающей среды и последовательности случайно возникающих подкреплений?

5. Гуманизм. Маслоу, Роджерс, Мэй и Франкл первостепенным считали субъективный психический опыт, важность стремления к самоактуализации.

6. Теории социального научения. В этих теориях ставится как основная проблема соотношения воздействий окружающей среды с воздействиями свойств, данных от природы. Альберт Бандура основывает свою позицию на положении, что, хотя научение и оказывает решающее влияние для объяснения развития сложных социальных моделей поведения (таких, как роли), по существу, составляющих личность человека, необходимы факторы, отличные от простых связей реакции, – стимула и случайных подкреплений. В частности, важны такие когнитивные факторы, как память, процессы сохранения информации в памяти и процессы саморегуляции.

7. Ситуационизм. Его приверженцы считают, что любая наблюдаемая устойчивая модель поведения в значительной степени определяется скорее характеристиками ситуации, чем какими-либо внутренними типами или чертами личности. Постоянство поведения приписывается скорее сходству ситуаций, в которых человек имеет тенденцию оказываться, чем внутреннему постоянству.

8. Интеракционизм. Это собирательная позиция. Она допускает, что определенная доля истины имеется во всех вышеуказанных теориях.

Индивидом рождаются, а личностью становятся. Личность – феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, исторической эпохе, культуре, науке и т. д. Человек становится личностью в той мере, в какой система его потребностей и мотивов оказывается сформированной требованиями общества. От качества и масштаба тех ценностей, которые усваивает человек, и к которым он приобщается, зависят качество и масштаб его личности. «Личность тем значительнее, – пишет С.Л. Рубинштейн,– чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее» [32].

С.Ю. Головин приводит следующие критерии сформировавшейся личности: наличие в мотивах иерархии – как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого; способность к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов-целей и принципов.

Индивидуальность – это «своеобразие человека как индивида и личности». Согласно А. Реберу, «это те характеристики, которые отличают индивида от всех других». Индивидуальность проявляется во внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, чертах направленности характера, темперамента, особенностях потребностей и способностей, познавательных, волевых и эмоциональных процессов, психических состояний, жизненного опыта [11].

При характеристике человека как индивидуальности он рассматривается со стороны своих социально значимых отличий от других людей. Каждый человек обладает и общими с другими людьми, и индивидуальными качествами и свойствами. Первое обусловлено общностью условий, в которых люди живут и действуют, а также единством их биологической природы. На развитие индивидуальности человека влияет его жизненный путь и обстоятельства жизни. Индивидуальное сознание и личные качества человека формируются и изменяются в процессе активной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: