Опыт 1. Поведение серы при различных температурах
Сухую пробирку на 1/3 ее объема наполнить серой и медленно нагревать на пламени спиртовки, все время встряхивая. Следить за изменением вязкости и цвета расплавленной серы. Кипящую серу тонкой струей вылить в стакан с холодной водой. Слить воду из стакана и убедиться в пластичности серы. Кусочек пластической серы оставить до конца занятия. Сохраняет ли она свои свойства?
Требование к результатам опыта
Дать объяснение всем наблюдаемым при опыте изменениям.
Опыт 2. Получение и свойства сероводорода
(Проводить в вытяжном шкафу!). Поместить в пробирку 1 шпатель сульфида железа (II) FeS, укрепить ее вертикально в зажиме штатива и прилить 1–2 мл разбавленной соляной кислоты. Быстро закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой и слегка подогреть. Когда начнется энергичное выделение газа, поднести к отверстию трубки поочередно полоски влажной индикаторной бумаги и фильтровальной бумаги, смоченной раствором соли свинца. Что наблюдается?
|
|
Выделяющийся из пробирки газ зажечь у отверстия трубки. Подержать над пламенем влажную индикаторную бумагу. Что наблюдается?
Внести в пламя горящего сероводорода фарфоровую чашку и наблюдать появление на ней желтого пятна.
Требования к результатам опыта
1. Составить уравнение реакции получения сероводорода.
2. Сделать вывод о кислотно-основных свойствах сероводорода.
3. Закончить уравнения реакций: H2S + Pb(NO3)2 = …;
H2S + O2 (избыток) = …;
H2S + O2 (недостаток) = ….
Опыт 3. Взаимодействие серы со щелочами
В пробирку поместить 1 шпатель порошка серы и прилить 3–4 мл концентрированного раствора щелочи. Содержимое пробирки прокипятить до пожелтения раствори. Раствор сохранить для следующих опытов.
Требование к результатам опыта
Закончить уравнение реакции S + NaОН = …, указать окислитель и восстановитель и сделать вывод, к какому типу ОВР относится данная реакция.
Опыт 4. Восстановительные свойства сульфидов и сульфитов
Налить в пробирку 1−2 мл раствора перманганата калия KMnO4, подкислить его разбавленной серной кислотой и прибавить немного раствора, полученного в опыте 3. Что наблюдается?
Требования к результатам опыта
1. Закончить уравнения реакций: KMnO4 + Na2S + H2SO4 = …;
KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 = ….
В каждой реакции указать окислитель и восстановитель.
2. Сделать вывод об окислительно-восстановительных свойствах сульфидов.
Опыт 5. Окислительные свойства сульфитов
К 1−2 мл раствора, полученного в опыте 3, прилить несколько капель разбавленной соляной кислоты. Что происходит?
Требования к результатам опыта
1. Закончить уравнение реакции Na2SО3 + HCl = ….
|
|
2. Сделать вывод об окислительно-восстановительных свойствах сульфитов.
Опыт 6. Окислительные свойства серной кислоты
В две сухие пробирки поместить по маленькому кусочку серы и угля, налить в них по 1−2 мл концентрированной серной кислоты. Пробирки осторожно нагреть и наблюдать постепенное окисление неметаллов.
Требование к результатам опыта
Написать уравнения реакций окисления серы и угля (С) концентрированной серной кислотой.
Опыт 7. Водоотнимающее свойство серной кислоты
· В пробирку налить 1–2 мл концентрированной серной кислоты и опустить в нее лучинку.
· В пробирку насыпать 2 шпателя CuSO4∙5Н20 и добавить 1–2 мл концентрированной серной кислоты.
Требование к результатам опыта
Объяснить наблюдаемые явления.