Веществ в атмосферный воздух

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО РАСЧЕТУ, НОРМИРОВАНИЮ И КОНТРОЛЮ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ

ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

Настоящее пособие является переработкой изданного "Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", СПб., 2002.

Ранее изданное "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", СПб., 2002, по результатам его практической апробации переработано и дополнено в целях дальнейшего развития и детализации методических аспектов воздухоохранной деятельности, изложенных в действующей нормативно-методической документации в области охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами антропогенных источников в свете Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" и соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации.

Пособие содержит методические рекомендации, разъяснения и дополнения по основным вопросам воздухоохранной деятельности:

- инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;

- нормирование выбросов и установление нормативов ПДВ (ВСВ);

- контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов;

- сводные расчеты загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта;

- технические нормативы выбросов.

При подготовке нового издания Пособия учтены результаты научно-исследовательских работ по рассматриваемой тематике, выполненных НИИ Атмосфера в 2001 - 2004 гг., а также замечания и предложения территориальных органов по охране окружающей среды МПР России (в настоящее время Ростехнадзора) (г. г. Москва, Санкт-Петербург, Псков, Пермь, Великий Новгород, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Воронежская области, Приморский край, Республика Коми и др.), основанные на практическом опыте работ по инвентаризации и нормированию выбросов вредных веществ в атмосферу, определению и установлению нормативов ПДВ (ВСВ) и организации контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов.

Пособие разработано коллективом сотрудников Научно-исследовательского института охраны атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера) в составе: Н.С. Буренин (отв. исполнитель), М.В. Волкодаева, А.Ф. Губанов, О.В. Двинянина, Н.Н. Звягина, Т.С. Казарцева, Я.С. Канчан, И.Н. Нахимовская, М.М. Полуэктова, О.Л. Трещалов, А.С. Турбин, В.В. Цибульский, П.М. Шемяков и Л.Г. Хуршудян (ГГО им. А.И. Воейкова) под общим руководством В.Б. Миляева.

Пособие предназначено для работников подразделений по охране окружающей природной среды предприятий, специалистов научно-исследовательских, проектных и других организаций, занимающихся вопросами охраны атмосферного воздуха, а также органов по охране окружающей среды Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) и служб по охране окружающей среды администраций городов и регионов России.

Пособие рассмотрено и одобрено на Научно-техническом совете НИИ Атмосфера (протокол N 32 от 5 ноября 2004 г.).

Введено в действие письмом Управления государственного экологического контроля Ростехнадзора N 14-01-333 от 24.12.2004.

Перечень сокращений

ЗВ - загрязняющее (вредное) вещество

ИЗА - источник загрязнения атмосферы

ПДВ - предельно допустимый выброс (допустимый выброс)

ВСВ - временно согласованный выброс (лимит на выброс)

ТНВ - технический норматив выброса

СЗЗ - санитарно-защитная зона

ЭЗЗ - экозащитная зона

ПДК - максимальная разовая предельно допустимая

м.р.

концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе

населенных мест

ПДК - среднесуточная предельно допустимая концентрация

с.с.

загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест

ОБУВ - ориентировочный безопасный уровень воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест

ГВС - газовоздушная смесь

ГОУ - газоочистная установка

ОНД - общесоюзный нормативный документ

НМУ - неблагоприятные метеорологические условия

ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина

УПРЗА - унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы

ППД (ПД) - предпроектная документация (проектная документация)

АЗС - автозаправочная станция

ТЭС - теплоэлектростанция

ТЭЦ - теплоэлектроцентраль

ГРЭС - государственная районная электростанция

Введение

В настоящее время нормативно-методическая база по охране атмосферного воздуха продолжает развиваться на основе научно-исследовательской и методической деятельности НИИ Атмосфера по обоснованию и развитию методических аспектов охраны атмосферного воздуха. Это касается широкого круга вопросов: процедуры инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух с использованием как инструментальных, так и расчетных методов, организации и проведения расчетов загрязнения атмосферы, формирования предложений по нормативам ПДВ (ВСВ), а также определению периодичности производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов и объемов регулирования выбросов в периоды НМУ.

Актуальность дальнейшего совершенствования воздухоохранной деятельности обусловлена двумя основными причинами:

- обязательностью введения в практику воздухоохранной деятельности положений Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" [1], а с 2002 г. и Федерального закона "Об охране окружающей среды" [2];

- необходимостью, с одной стороны, большего обоснования требований, предъявляемых к природопользователям, и, с другой стороны, необходимостью упрощения системы нормирования выбросов.

Положения Федерального закона и подзаконных актов [3, 4, 18, 54 и др.] уточняют требования к нормированию выбросов и предусматривают установление нормативов ПДВ с учетом ряда критериев качества атмосферного воздуха: гигиенических, экологических, предельных критических нагрузок и других экологических требований (в том числе к сырью, топливу), а также с учетом технических нормативов выбросов.

В тесной связи с введением в практику нормирования экологических критериев качества атмосферного воздуха является и вопрос о переходе от термина "санитарно-защитная зона" (СЗЗ) к термину "экозащитная зона" (ЭЗЗ), т.е. зона, за пределами которой обеспечивается соблюдение соответствующих нормативов качества атмосферного воздуха.

В соответствии с Федеральным законом [1] в целях государственного регулирования выбросов наряду с общепринятым нормативом - ПДВ предусматривается установление технического норматива выброса (ТНВ).

Базовой основой работ по нормированию выбросов, как и всей воздухоохранной деятельности, являются результаты инвентаризации выбросов вредных веществ и их источников, обязательность которой узаконена ст. 22 Федерального закона [1]. Качество инвентаризации определяет обоснованность устанавливаемых величин ПДВ (ВСВ). Вместе с тем до настоящего времени методические вопросы как процедуры проведения инвентаризации, так и требования к ее результатам не определены в достаточной мере ни в одном методическом документе. Естественно, это приводит к погрешностям как при проведении самой инвентаризации, так и при установлении нормативов ПДВ.

Особо следует обратить внимание на учет нестационарности выбросов во времени. Отсутствие информации о временных режимах работы цехов, участков предприятий, изменчивости во времени количественных и качественных характеристик выбросов на стадиях крупных технологических процессов нередко приводит к неоправданному завышению выбросов и нормативов ПДВ и ВСВ.

Ст. 22 Федерального закона [1] также предписывает определение источников и перечня вредных веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, на основании данных о результатах инвентаризации выбросов. Реализация этого положения Закона позволит оптимизировать объем работ по нормированию выбросов и воздухоохранной деятельности в целом.

Еще один важный аспект развития принципов нормирования связан с организацией системы сводных расчетов загрязнения атмосферы в городах и использованием их результатов при нормировании выбросов. В городах, в которых эти системы функционируют, заметно упорядочивается не только система нормирования выбросов, но и повышается эффективность работы подразделений государственной экспертизы, в том числе за счет более оперативного принятия решений о возможности размещения новых производств (в том числе и за счет иностранных инвестиций).

К настоящему времени НИИ Атмосфера выполнил основные методические проработки по инвентаризации и нормированию выбросов, а также производственному контролю за соблюдением установленных нормативов, которые позволяют на практике реализовать положения Федерального закона в воздухоохранной деятельности.

С учетом вышеизложенного, в настоящем Пособии, исходя из результатов практической апробации основных положений "Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (СПб., 2002 г.), НИИ Атмосфера переработал и дополнил ряд разделов Пособия, что будет способствовать более эффективному ведению воздухоохранной деятельности на территории России.

Приведено детальное описание процедуры инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уточнены и верифицированы на примерах различных производственных объектов показатели, регламентирующие значимость источников загрязнения атмосферы и необходимость их учета и вредных веществ, поступающих в атмосферу, при государственном учете и нормировании выбросов в атмосферу.

Доработаны подходы к расчету выбросов автотранспортных средств и дорожно-строительной техники при их эксплуатации на различных режимах, при хранении и перегрузке сыпучих материалов, нефтепродуктов, при механической обработке материалов и т.д.

Существенные разъяснения методического характера даны по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объектов теплоэнергетики большой мощности и для котлов производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час, а также от животноводческих комплексов.

Исходя из требований новой законодательной базы по охране атмосферного воздуха, дополнены условия, определяющие учет при установлении нормативов предельно допустимых выбросов совокупности критериев качества атмосферного воздуха: гигиенических, экологических, предельно допустимых нагрузок и других экологических требований.

Конкретизированы основные этапы проведения расчетов загрязнения атмосферы с помощью компьютерных программ, уточнены требования к учету фонового загрязнения атмосферы и его учета в зависимости от уровней приземных концентраций, формируемых источниками выбросов в атмосферу.

Доработаны требования к периодичности производственного контроля и организации контроля за содержанием вредных веществ в атмосферном воздухе на границе жилой застройки.

Расширен раздел по организации и проведению сводных расчетов загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта в городах (регионах) и использованию результатов сводных расчетов для определения фоновых концентраций широкого спектра вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу и не контролируемых на сети мониторинга, а также определению допустимых вкладов предприятий в формирование уровней загрязнения атмосферного воздуха в городах и их использованию при нормировании выбросов и установлении нормативов выбросов в атмосферу.

Уточнены рекомендации по структуре и содержанию "Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия" и "Проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу для предприятия", внедрение которых в практику воздухоохранной деятельности взамен изложенному в [11, 15] обеспечит повышение обоснованности результатов инвентаризации и устанавливаемых нормативов выбросов.

1. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ

в атмосферный воздух и их источников

1.1. Общие положения

1. В Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" [1] впервые (в сравнении с ранее действовавшим Законом "Об охране атмосферного воздуха") введена статья, касающаяся инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ имеет название "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 22 "Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников" этого ФЗ и ст. 121 ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.04 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":

"Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды" (в настоящее время - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, далее - Ростехнадзор).

Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем - "инвентаризацию") проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов [5].

Инвентаризация является основой для ведения всей воздухоохранной деятельности. Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы (ИЗА), определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ для:

- подготовки исходных данных для нормирования выбросов и установления нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов ЗВ в атмосферу (ПДВ и ВСВ) предприятий;

- подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы (в частности, в рамках расчетного мониторинга загрязнения атмосферы);

- контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;

- ведения статистической отчетности о выбросах;

- контроля работы пылеулавливающих и газоочистных установок (ГОУ) и выработки рекомендаций по улучшению их эффективности;

- разработки и установления технических нормативов выбросов (ТНВ) вредных (загрязняющих) веществ для передвижных и стационарных источников выбросов от технологических процессов и оборудования;

- оценки экологичности используемых технологий;

- формирования компьютерной базы данных об ИЗА в разрезе предприятия, отрасли, города и региона.

2. При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса ЗВ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.

Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с [90] стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа:

- источники с организованным выбросом;

- источники с неорганизованным выбросом.

Наиболее часто употребляется краткая форма данных терминов: "организованный источник" и "неорганизованный источник".

Под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы; под неорганизованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов и продуктов и т.д.

3. Работы по инвентаризации можно подразделить на следующие основные этапы:

- изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами;

- подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;

- кодификация и определение координат ИЗА.

Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код-идентификатор (как правило, номер, N), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого ИЗА в пределах промплощадки предприятия (см. п. 13 раздела 1 настоящего Пособия).

Однако, при необходимости, для крупных предприятий с большим числом источников допускается независимая нумерация ИЗА структурных подразделений предприятия: площадок, цехов и т.д. В этом случае код (номер) ИЗА, указываемый на карте-схеме, может составляться из номеров структурных подразделений предприятия и номера источника внутри структурных подразделений (например, 1.1 - цех N 1, источник N 1);

- анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния ГОУ с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;

Примечание: В случаях, если фактические (среднеэксплуатационные) показатели работы оборудования ГОУ не соответствуют проектным или наладочным показателям более чем на 20%, перед началом инвентаризации должны быть выполнены операции технического обслуживания или ремонта.

- выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов ЗВ в атмосферу;

- определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики ИЗА и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси (ГВС);

- составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия.

4. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет предприятие (в лице руководителя) [11].

Инвентаризация выбросов проводится один раз в пять лет [11, 68].

5. Нередко возникает необходимость в проведении корректировки результатов инвентаризации выбросов всего предприятия или его отдельных производств, которая проводится в случаях обнаружения или возникновения несоответствия между существующими характеристиками выбросов предприятия (объекта) и данными последней по времени инвентаризации (в т.ч. на основании которых были установлены нормативы выбросов). К таким случаям, в частности, относятся нижеследующие ситуации.

Контролирующие органы или природопользователи установили наличие:

- неучтенных при инвентаризации источников выброса ЗВ в атмосферу;

- неучтенных при инвентаризации ЗВ в выбросах источников;

- неучтенных при инвентаризации режимов работы источников, выброс при которых приводит к нарушению установленных нормативов ПДВ (ВСВ);

- кроме того, на предприятии в процессе эксплуатации произошли изменения технологии производства, состава исходного сырья и т.п., повлекшие за собой значимые изменения качественных и количественных характеристик выбросов и их источников.

Корректировка инвентаризации может быть проведена или по решению руководителя предприятия, или по предписанию территориального органа Ростехнадзора с указанием факторов, обусловливающих необходимость корректировки инвентаризации.

5.1. Если в течение 5-летнего срока действия инвентаризации на предприятии (или в отдельных его цехах) не произошло никаких изменений в технологии и объемах производства, составе и видах используемого сырья и топлива, то срок действия имеющейся инвентаризации может продляться на 3 - 5 лет (при соответствующем обосновании) по усмотрению территориального органа Ростехнадзора.

Если на предприятии имеются производства, для которых разработаны и утверждены в установленном порядке технические нормативы выбросов (ТНВ), то для таких производств последующая инвентаризация выполняется на основе этих ТНВ.

Примечание: Если в период действия инвентаризации введены в действие новые методики определения выделений (выбросов), то, как правило, учет возможных изменений количественных и качественных характеристик ИЗА выполняется после окончания действия существующей инвентаризации. В отдельных случаях территориальные органы Ростехнадзора, исходя из экологической обстановки в городе (регионе), вправе рекомендовать провести корректировку действующей инвентаризации.

6. При строительстве новых и реконструкции (расширении) существующих объектов и при введении в действие таких объектов возможны отклонения (разрешенные и согласованные) от проектной технической документации, изменения условий эксплуатации оборудования, сырья, материалов в отличие от объектов-аналогов. Для выявления таких различий в количественных и качественных характеристиках источников загрязнения атмосферы необходимо проведение инвентаризации выбросов нового объекта. Как правило, в этих случаях инвентаризация проводится не позднее чем через год после введения в действие основных производственных мощностей данного объекта.

7. В практике воздухоохранной деятельности нередки случаи, когда для предприятия инвентаризацию выполняет одна организация, а проект нормативов ПДВ разрабатывает другая организация. При рассмотрении проекта нормативов ПДВ в контролирующих органах нередко выявляются недостатки, связанные с неполнотой учета источников и вредных веществ, недостаточной обоснованностью данных инвентаризации. В результате предприятие вынуждено нести дополнительные расходы по уточнению инвентаризации. Поэтому целесообразно, чтобы предприятие при заключении договора на проведение инвентаризации с подрядной организацией предусматривало гарантийные обязательства со стороны этой организации по корректировке инвентаризации и компенсации затрат предприятия, понесенных им вследствие неправильной инвентаризации, в случаях, когда необходимость таких действий возникла по вине подрядчика.

Со своей стороны предприятие должно нести ответственность за предоставление исполнителю полных и достоверных данных о технологии производства, материальных балансах, составе сырья и топлива, наличии паспортов вентустановок и газоочистного оборудования (ГОУ), а также обеспечить работу оборудования на режимах, необходимых для проведения инвентаризации.

8. Выборочную проверку достоверности и полноты инвентаризации территориальные органы Ростехнадзора, как правило, осуществляют при государственном контроле за охраной атмосферного воздуха предприятия.

9. Следует обратить внимание на завершающую стадию работ по инвентаризации выбросов на предприятии, связанную с оформлением соответствующей документации, а именно "Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия".

Нередки случаи, когда инвентаризация выбросов ограничивается источниками с организованными выбросами, определение параметров которых выполнялось инструментальными методами. При этом результаты расчетного определения выбросов от ряда источников с организованным выбросом, в основном не оснащенных ГОУ, и всей совокупности источников с неорганизованным выбросом не включаются в отчет по инвентаризации. В этих случаях результаты расчетного определения выбросов, как правило, включаются в проект нормативов ПДВ (ВСВ) предприятия. Это приводит к тому, что на предприятии отсутствует единый отчет по инвентаризации выбросов, требуется дополнительная работа по составлению разделов III и IV отчета по инвентаризации [11], и, кроме того, неоправданно увеличивается объем работы по рассмотрению проектов нормативов ПДВ (ВСВ) в контролирующих органах.

В случаях, когда по рекомендации территориальных органов Ростехнадзора инвентаризация проводится в едином комплексе с разработкой нормативов ПДВ, отдельный отчет по инвентаризации для предприятий может не составляться. При этом вся информация, которая должна содержаться в этом отчете, представляется в проекте нормативов ПДВ в виде соответствующих приложений.

Примечание: В основном это относится к предприятиям, выбросы которых определяются расчетными методами.

10. При выборе сроков проведения инвентаризации следует учитывать возможную годовую изменчивость выбросов в атмосферу и выбирать время года, когда выбросы в атмосферу будут наибольшие. Так, например, для объектов теплоэнергетики, работающих по отопительному графику, таким периодом является холодный период, для открытых поверхностей испарения - летний период и т.д.

11. В соответствии с положением ст. 22 [1] на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должны устанавливаться источники выбросов и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.

До введения в действие [1] нормированию подлежали выбросы любых вредных веществ вне зависимости от их массы и степени воздействия на атмосферный воздух. В результате на многих предприятиях (в т.ч. использующих сырье и топливо с широким спектром микропримесей, содержащихся в них) предлагалось нормировать большое количество вредных веществ, выбросы которых не оказывают сколько-нибудь ощутимого (значимого) воздействия на атмосферный воздух. Все это неоправданно увеличивает объем работ по нормированию, а затем и по контролю выбросов.

Для того, чтобы определить источники и перечень вредных веществ, подлежащих нормированию, в НИИ Атмосфера разработаны критерии, позволяющие на первом этапе этой работы без проведения расчетов загрязнения атмосферы по унифицированным программам расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА) определить перечень нормируемых вредных веществ, а затем (при необходимости) уточнить этот перечень с помощью расчетов загрязнения атмосферы по УПРЗА.

12. Основные требования к проведению инвентаризации выбросов:

1. Определение параметров ИЗА должно осуществляться при регламентной загрузке технологического оборудования и нормальных условиях эксплуатации газоочистных и пылеулавливающих установок (ГОУ).

2. Наряду с этим параметры ИЗА следует фиксировать и на основных режимах работы технологического оборудования (установки) и стадиях технологических процессов.

3. Результат определения разового значения каждого параметра ГВС и других параметров, характеризующих режим выброса ЗВ из ИЗА, должен характеризовать среднее за 20-минутный интервал времени значение этого параметра.

13. При проведении инвентаризации рекомендуется применять единую сквозную нумерацию промплощадок в рамках предприятия, цехов - в рамках промплощадки, участков - в рамках цехов, источников выделения ИВ - в разрезе каждого источника загрязнения атмосферы (ИЗА), режима (стадии) ИВ - в разрезе каждого ИВ, режима (стадии) выброса - в разрезе каждого ИЗА, ИЗА - в разрезе промплощадки (при наличии только одной промплощадки - в разрезе предприятия), начиная с N 1 в возрастающей последовательности. Принятая нумерация от года к году не должна изменяться.

При появлении нового источника (ИВ, ИЗА) ему присваивают номер, ранее не использовавшийся в отчетности. При ликвидации (консервации) источника его номер в дальнейшем не используют. Всем организованным источникам загрязнения атмосферы присваивают номера от 1 до 5999, а всем неорганизованным источникам - с 6001.

Примечание: Для крупных производственных объектов с большим числом источников допускается рассматривать каждое из структурных подразделений данного объекта как промплощадку.

13.1. При проведении инвентаризации выбор наименований вредных веществ и их кодов выполняется согласно [8] и дополнительным рекомендациям, приведенным в Приложении 1 настоящего Пособия и в разделе 2.

Примечание: В случае отсутствия выбрасываемого вещества в перечне ему присваивается четырехзначный код в диапазоне 9001 - 9999, о чем делается соответствующее примечание в тексте инвентаризации.

1.2. Методы определения количественных и качественных

характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ

в атмосферу

1. Для определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов ЗВ в атмосферу используются инструментальные и расчетные (расчетно-аналитические) методы.

Инструментальные методы являются превалирующими для источников с организованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (ГОСТ 17.2.3.02-78). К основным источникам с организованным выбросом относятся:

- дымовые и вентиляционные трубы;

- вентиляционные шахты;

- аэрационные фонари;

- дефлекторы.

При инструментальных измерениях должны применяться только газоаналитические средства, предназначенные для контроля промышленных выбросов и внесенные в Государственный реестр средств измерений.

Аэродинамические параметры выбросов должны измеряться в соответствии с действующими государственными стандартами (ГОСТ 17.2.4.06-90, ГОСТ 17.2.4.07-90, ГОСТ 17.2.4.08-90) [98, 99, 100]. Объемы отходящих газов, полученные по результатам инструментальных измерений, должны быть приведены к нормальным условиям (н.у.): 0 °С, 101,3 кПа.

Используемые методики выполнения измерений концентрации ЗВ в промышленных выбросах должны отвечать требованиям ГОСТ Р 8.563-96 [96], ГОСТ Р ИСО 5725-2002 [95], ГОСТ 17.2.3.02-78 [21] и РД 52.04.59-85 [97], пройти экспертизу в НИИ Атмосфера и метрологическую аттестацию в органах Госстандарта России. К каждой методике, утвержденной подписью руководителя организации-разработчика и скрепленной оригинальной печатью, прилагаются свидетельство о метрологической аттестации органа Госстандарта РФ и экспертное заключение НИИ Атмосфера, в котором указан срок действия методики (как правило, 5 лет). К методикам, разработанным до 2005 года, должны быть также приложены листы "Дополнений и изменений к методике", отражающие требования ГОСТ Р ИСО 5725-2002 [95].

2. Расчетные методы применяются, в основном, для определения характеристик неорганизованных выделений (выбросов).

К неорганизованным источникам относятся:

- неплотности технологического оборудования (пропуски технологических газов через уплотнения перекачивающего оборудования и запорно-регулирующую арматуру, расположенную вне вентилируемых помещений), в том числе работающего при избыточном давлении;

- факельные установки и амбары для сжигания некондиционного углеводородного сырья;

- открытое хранение топлива, сырья, материалов и отходов, в том числе пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, шламо- и хвостохранилища, золоотвалы, отвалы горных пород, открытые поверхности испарения и т.п.;

- взрывные работы;

- погрузочно-разгрузочные работы, в том числе маршруты перемещения сыпучих материалов;

- карьеры добычи полезных ископаемых, открытые участки их дробления и рассева на фракции;

- оборудование и технологические процессы, расположенные в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, а также расположенные на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты, пилорамы и т.д.).

В рамках работ по учету, нормированию и контролю выбросов стационарных источников к неорганизованным источникам также относятся:

- транспортные средства, хранящиеся или эксплуатируемые на производственной территории (автотранспорт, тепловозы, дорожная и строительная техника, речные и морские суда в акватории порта и т.п.);

- резервуарные парки, сливно-наливные железно- и автодорожные эстакады и терминалы речных и морских портов.

2.1. Оценка выбросов от неорганизованных источников выполняется с помощью расчетных (расчетно-аналитических) методов, базирующихся на удельных технологических показателях, балансовых схемах, закономерностях протекания физико-химических процессов, а также на сочетании инструментальных измерений и расчетных формул, учитывающих параметры конкретных неорганизованных источников.

Большую группу неорганизованных источников составляют так называемые "фугитивные источники", мощность выделения вредных веществ в атмосферу от которых существенно зависит от гидрометеорологических показателей.

К подобным источникам следует отнести источники пылевых выбросов и открытые поверхности (площадных) орошаемых или водных объектов.

2.2.1. Основными параметрами при определении пылевых выбросов от неорганизованных источников являются:

- производительность выполняемых работ, т.е. фактическое количество (весовое, объемное, площадное) перерабатываемого материала или время протекания каждого процесса за рассматриваемый период с учетом нестационарности;

- доля пылевой фракции, размером до 200 мкм, содержащаяся в исходном материале и определяемая путем отмывки и просева средней пробы;

- доля фракции пыли (от всей массы пыли), переходящая в аэрозоль и зависящая от дисперсного состава пыли;

- фракция пыли, выделяющаяся и оседающая внутри помещений при работе оборудования с местным отсосом либо от других типов неорганизованных источников;

- крупность материала (погрузка-разгрузка, дробление, просев и т.д.);

- влажность сыпучих материалов, под которой понимается влажность его пылевой и мелкозернистой фракции размером, равным (или менее) 1 мм;

- защищенность узла источника пылевыделения от внешнего гидрометеорологического воздействия;

- скорость ветра в районе выполнения работ как средняя за рассматриваемый период, так и набор скоростей от 0,5 м/с до "u*", где u* - скорость ветра по средним многолетним данным, повторяемость превышения которой составляет 5%;

- продолжительность периодов выпадения осадков в виде дождя и периода устойчивого снежного покрова во время проведения определенного вида работ;

- высота сброса сыпучего груза;

- типы технических средств, применяемых при выполнении работ с сыпучими материалами (экскаватор, грейфер, бульдозер и т.д.).

При расчетах перечисленные параметры учитываются в виде:

- совокупности коэффициентов, корректирующих выброс пыли в атмосферный воздух;

- совокупности некоторых корректирующих коэффициентов и удельных показателей пылевыделения для отдельных неорганизованных источников, в которых учтены свойства как самого материала, так и влияние внешних факторов, обусловливающих выброс в атмосферу;

- удельных показателей пылевыделения, установленных для неорганизованных пылевых источников при определенных параметрах протекания рассматриваемых процессов.

2.2.2. К открытым поверхностям орошаемых или водных объектов относятся:

- сооружения очистки промышленно-бытовых стоков (приемные камеры, нефтеловушки, песколовки, аэротенки, первичные и вторичные отстойники, пруды-накопители, иловые площадки, шламонакопители и др.);

- открытые орошаемые участки технологического назначения (градирни, участки "кучного выщелачивания" руд цветных металлов и т.п.).

К факторам, подлежащим учету и оказывающим существенное влияние на величины их выбросов, следует отнести:

- метеорологические параметры - сезонные (суточные) колебания температуры, периоды и степень укрытости поверхности льдом или снежным покровом, направление и скорость ветра, наличие или отсутствие атмосферных осадков. Как правило, эти параметры определяются по данным многолетних наблюдений, которые содержатся в соответствующих климатологических справочниках [91];

- географические и геометрические параметры - перепады высот прилегающей местности, степень открытости поверхности источника относительно направления ветра (высота и крутизна насыпей или береговых откосов), соотношение между шириной и длиной объекта (точнее, протяженность водной поверхности по направлению ветра), степень укрытости поверхности искусственными покровами (понтоном, крышей и т.п.). Эти параметры определяются при проектировании или реконструкции соответствующих объектов;

- физико-химические (биохимические) параметры объекта (жидкофазной системы), которые определяются растворимостью ингредиентов, возможностью образования индивидуальных фаз - твердых (осадков), жидких (пленок на поверхности или эмульсий в объеме) и газообразной (пузырьковое газовыделение), либо брызгоуносом при механической или принудительной аэрации жидкофазного объема. Как правило, биохимическое разложение взвесей сопровождается сверхравновесным выделением газообразных, жидких и твердых продуктов.

Удельная балансовая оценка сверхравновесного газовыделения при биохимическом разложении ("сбраживании") промышленно-бытовых стоков зависит от следующих параметров:

- степени загрязнения исходных стоков (определяется по инструментальным замерам концентраций взвешенных и растворенных веществ на входе биологических очистных сооружений (БОС));

- соотношения зольной и беззольной составляющих осадков сточных вод, взвешенных веществ и нефтепродуктов (определяется инструментально по данным термогравиметрического анализа);

- окисляемости (восстанавливаемости) органической и минеральной составляющих загрязнений (окисляемость определяется инструментально, характеризуется показателями биохимического потребления кислорода (БПК) и химического потребления кислорода (ХПК));

- массового соотношения сбраживаемых компонентов и "активного ила" (задается регламентом БОС по существующим нормативам или стандартам);

- сезонного (регионального) колебания температур "сбраживания", определяющих скорости "мезофильного" (ниже 50 °С) разложения либо величины, обратные скоростям, - периоды полного сбраживания (устанавливаются по эмпирическим экспериментально установленным зависимостям для конкретных составов сбраживаемых компонентов, исходя из того, что при отрицательных температурах скорости сбраживания равны нулю, т.е. происходит так называемое "консервирование").

Поскольку мощность объектов БОС в различных населенных пунктах и регионах Российской Федерации, а также диапазоны изменения перечисленных выше параметров весьма широки, то для адекватной характеристики удельных выделений ЗВ и их контроля требуется статистически достоверная информация, основанная как на измерениях концентраций ЗВ в атмосфере вблизи водной поверхности этих объектов (с учетом фоновых загрязнений), так и на синхронных замерах изменения состава загрязненных стоков "на входе" и "выходе" из соответствующего объекта.

Поэтому для оценки воздействия подобных водных источников на окружающую природную среду применяют расчетно-аналитические методы, основанные на удельных показателях выделения ЗВ, которые подтверждены инструментальными измерениями и материальными балансами соответствующих технологических процессов.

2.3. Расчетные методы применяются также при определении характеристик организованных источников загрязнения атмосферы в следующих случаях:

- для определения выбросов от типичных для многих предприятий производств: сварочные и окрасочные работы, механическая обработка материалов, нанесение металлопокрытий гальваническим способом, котельные и другие топливосжигающие устройства малой производительности, транспортные средства и инфраструктура транспортных объектов;

Примечания:

1. В настоящее время действует целый ряд методик по расчету выбросов [13], достаточно апробированных на практике и позволяющих определять выбросы в атмосферу с погрешностью, не превышающей точность определения с помощью инструментальных методов.

2. Не снижая точности определения выбросов, применение расчетных методов в этих случаях позволяет оптимизировать расходование средств предприятиями на атмосфероохранную деятельность и охрану окружающей среды в целом.

- при отсутствии разработанных и согласованных в установленном порядке методов количественного химического анализа;

- если отсутствует практическая возможность измерения концентраций в выбрасываемой ГВС (например, высокая температура);

- для получения данных о параметрах выбросов проектируемых и реконструируемых объектов.

При наличии согласованных Ростехнадзором отраслевых методических документов по инвентаризации (нормированию и контролю) выбросов выбор метода регламентируется соответствующими положениями этих документов (например, [61]).

2.3.1. При отсутствии методов по расчету выделений (выбросов) в атмосферу от оборудования, расположенного в производственных помещениях, и невозможности проведения инструментальных измерений (по причинам технического или экономического характера) в отдельных случаях для определения массы выделения (выброса) в качестве исходной информации используются значения ПДК рабочей зоны и расчетные оценки воздухообмена в данном помещении (например, [23]).

2.4. В соответствии с [93] программы, реализующие различные методики по расчету выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проходят тестирование и согласование в НИИ Атмосфера.

Основные характеристики заключения о согласовании (тестировании) и сфера его использования:

1. Заключение о согласовании подтверждает, что данное программное средство (ПС) успешно прошло тестирование на предмет соответствия нормативным и методическим документам, положения которых оно реализует.

2. В заключении указывается срок его действия (как правило, срок действия ПС определяется сроком действия реализуемого документа).

3. В заключении могут быть отражены определенные ограничения на сферу применения соответствующего ПС в атмосфероохранной практике, связанные с ограниченностью применения реализуемых коэффициентов.

4. Указывается, что данное заключение не относится ни к каким модификациям ПС, тем более с присвоением ему новых реквизитов. В таком случае модернизированное ПС должно пройти независимое тестирование.

5. Заключение о согласовании может быть использовано при маркетинге и рекламе ПС на рынке. По требованию пользователя (покупателя ПС) заключение о согласовании должно ему предъявляться разработчиком или его дилером.

1.3. Учет нестационарности выбросов

1. Для правильного расчета как максимальных разовых выбросов (г/с) от отдельных производств и предприятия в целом, на основе которых определяется степень негативного воздействия на атмосферный воздух, так и валовых (годовых) выбросов (т/год), значения которых служат исходными данными для определения размеров платы за выбросы, особое внимание должно уделяться оценке степени нестационарности выделений (выбросов) во времени.

2. Нестационарность обусловливается в основном [64]:

- цикличностью и многостадийностью производственных процессов;

- изменением выбросов на какой-либо стадии процессов;

- наличием периодов неполных нагрузок агрегатов по производственным причинам на рассматриваемом предприятии, их остановки на капитальный и текущий ремонты;

- нестабильностью работы газоочистного оборудования и нарушением герметичности технологического оборудования;

- изменчивостью показателей качества основного и резервного топлива и сырья;

- зависимостью мощности выноса загрязняющих веществ для многих источников, прежде всего, для наземных площадных источников, от гидрометеорологических факторов (скорости ветра, увлажнения подстилающей поверхности, температуры поверхности промышленных водоемов и т.д.).

Учет нестационарности выделений и выбросов проводится по каждому загрязняющему веществу отдельно. При этом во внимание принимаются источники с организованными, неорганизованными и залповыми выбросами.

Для учета неравномерности выбросов во времени для производств выявляются наиболее неблагоприятные сочетания одновременно наблюдающихся факторов, влияющих на нестационарность во времени: изменчивость показателей качества сырья (топлива), нагрузки и продолжительности работы агрегатов, расхода сырья и топлива разных сортов, одновременность загрузки оборудования и т.п. При этом необходимо учитывать, что выбросы из источников могут быть асинхронными как в одной производственной смене, так и в течение суток и даже сезонов (например, на ТЭЦ выбросы золы из труб максимальны зимой, а ее вынос с золоотвалов - летом). Для этой цели целесообразно строить технологические графики, в том числе показывающие сдвиги во времени наиболее неблагоприятных стадий (например, выгрузки продукции из отдельных печей коксовых батарей).

3. Можно выделить следующие основные ситуации, фиксирование которых целесообразно в ходе инвентаризации:

- одновременность работы и загрузки однотипного технологического оборудования. Например, парк станков в одном производственном помещении (цехе, участке). В большинстве случаев имеются станки, которые находятся в ремонте, законсервированы и т.п. Неучет этой ситуации может привести к завышению как значений максимальных разовых выбросов (г/с), так и валовых (т/г) от этого цеха (участка). Поэтому для фиксирования этой ситуации целесообразно составлять таблицу П.6.1 (приложение 6 "Отчета по инвентаризации");

- нередко на предприятии имеются отдельные производства (цеха), время работы которых полностью или частично отличается от времени работы предприятия в целом (например, автобусный парк, где время массового выезда транспорта на линии приходится, как правило, на период с 4 - 5 час. до 7 - 8 час. утра, а время начала работы других производств и участков - с 7 - 8 час.). В результате значительные выбросы автобусов при запуске, прогреве двигателя, работе на холостом ходу и маневрировании по территории [34] происходят до начала работы инфраструктуры этого парка, и поэтому при инвентаризации необходимо зафиксировать время работы основных производственных участков, цехов и т.д. Для учета этой ситуации рекомендуется таблица П.6.2 (приложение 6 "Отчета по инвентаризации");

- изменчивость количественных и качественных характеристик выбросов на разных стадиях крупных технологических процессов. Например, выплавка металла в нескольких электродуговых печах, имеющихся на одном предприятии (металлургическом заводе). Процесс выплавки металла состоит из ряда стадий с продолжительностью каждой в среднем от 15 мин. до 1 часа. От стадии к стадии масса выделяющихся вредных веществ меняется, например, от электродуговой печи (емкостью 12 т) выделение пыли на стадиях заправки и завалки (15 мин.) составляет 1,3 - 2 г/с, на стадии расплавления (1 час) - 16,9 г/с, а на стадиях окисления и рафинирования (10 мин.) достигает 133 г/с [22]. Наряду с этим имеющиеся на предприятии несколько печей никогда не работают одновременно на одних и тех же технологических стадиях. Поэтому необходим учет времени работы печей на разных стадиях. В противном случае при расчетах загрязнения атмосферы могут быть заданы максимальные значения выбросов (например, пыли) от всех печей предприятия, хотя технологические стадии, на которых они происходят, не совпадают во времени. Для учета этой ситуации рекомендуется таблица П.6.3 (приложение 6 "Отчета по инвентаризации").

1.4. Определение количественных и качественных

характеристик источников загрязнения атмосферы

1.4.1. Определение разового значения мощности выброса (г/с)

1. При определении параметров источников загрязнений атмосферы (ИЗА) следует учитывать длительность выброса загрязняющих веществ.

В расчетах приземных концентраций загрязняющих веществ с применением нормативной методики расчета ОНД-86 [6] должны использоваться мощности выбросов ЗВ в атмосферу, М (г/с), отнесенные к 20-минутному интервалу времени.

В соответствии с примечанием 1 к п. 2.3 ОНД-86 это требование относится к выбросам ЗВ, продолжительность, Т, которых меньше 20-ти минут:

Т (с) < 1200. (1.1)

Для таких выбросов значение мощности, М (г/с), определяется следующим образом:

М = Q / 1200, (1.2)

где Q (г) - суммарная масса ЗВ, выброшенная в атмосферу из рассматриваемого источника загрязнения атмосферы (ИЗА) в течение времени его действия Т.

В тех случаях, когда при инвентаризации выбросов определяется

средняя интенсивность поступления ЗВ в атмосферу из

рассматриваемого ИЗА во время его функционирования, М (г/с),

н

(т.е. в период времени Т), значение Q (г) рассчитывается по

формуле:

Q = M x Т, (1.3)

г н

здесь: Т - в секундах.

Например, для ИЗА, продолжительность выброса определенного ЗВ

(например, SO) из которого составляет 5 минут (300 сек.) при

средней интенсивности поступления ЗВ в атмосферу, М = 0,5 г/с,

н

величина Q равна:

Q = 0,5 x 300 = 150 г. (1.4)

Величина определяемой при инвентаризации и используемой в

расчетах загрязнения атмосферы мощности выброса составит:

М = 150 / 1200 = 0,125 г/с. (1.5)

Примечание: Для ИЗА, время действия которых, Т, меньше 20

минут, значения используемой в расчетах мощности выброса ЗВ,

М (г/с), меньше измеренной (за время Т) интенсивности поступления

этого ЗВ в атмосферу, М (г/с), соотношение М (г/с) и М (г/с)

н н

дается формулой:

М = Т (с) / 1200 x М. (1.6)

н

2. Определенный при использовании инструментальных методов

объем газовоздушной смеси (ГВС) необходимо привести к фактическим

параметрам ГВС, поступающей в атмосферу. Например, если объем

газовоздушной смеси, приведенный к нормальным условиям, V = 2,3

н

куб. м/с, а фактическая температура Т = 120 °С, то значение

г

объема газовоздушной смеси составит:

273 + Т

г 273 + 120

V = V x --------; V = 2,3 x --------- = 3,311, куб. м/с. (1.7)

ф н 273 ф 273

Примечание: При реальных диапазонах изменения давления и температуры ГВС пренебрежение влиянием давления при определении выбросов ЗВ в рамках процедуры инвентаризации вносит в оценку параметров выбросов ЗВ погрешность меньшую, чем пренебрежение влиянием температуры.

3. При использовании инструментальных методов определение разовых значений концентраций ЗВ в выбросах выполняется путем отбора и последующего анализа ряда проб либо путем проведения ряда измерений с помощью соответствующего газоанализатора.

Разовое значение мощности выброса ЗВ, М (г/с), для

зв

организованного ИЗА рассчитывается по результатам определения

концентраций этого ЗВ и параметров ГВС на выходе из ИЗА

по формуле:

0,273 1

М = С x V x -------- x ---------------------- x К, (1.8)

зв зв 1 -3 t

Т + 273 1 + ро x 1,243 x 10

г в

где:

С (мг/куб. м) - определенная по результатам измерений

зв сн

концентрация ЗВ в газовоздушной смеси на выходе из ИЗА: масса ЗВ,

отнесенная к кубометру сухой ГВС при нормальных условиях;

Т (°С) - температура ГВС на выходе из ИЗА;

г

V (куб. м/с) - полный объем ГВС (включая объем водяных

паров), выбрасываемой в атмосферу из устья ИЗА за 1 секунду

при температуре ГВС, Т (°С);

г

ро (г/куб. м) - концентрация паров воды в ГВС на выходе

в сн

из ИЗА: масса водяных паров, отнесенная к кубометру сухой ГВС

при нормальных условиях;

К - коэффициент, учитывающий длительность, тау (мин.),

t

выброса; он определяется по формуле:

1 при тау >= 20 мин.

К = { (1.9)

t тау (мин.)

---------- при тау < 20 мин.

Четвертый сомножитель ---------------------- в формуле (1.8)

-3

1 + ро x 1,243 x 10

в

учитывается только для ИЗА, у которых Т >= 30 °С.

г

4. Если при проведении измерений концентрация ЗВ, присутствующего (в соответствии с технологическим процессом) в выбросах ИЗА, оказалась меньше нижнего предела обнаружения, установленного в применяемой методике, то следует подобрать для измерений более чувствительную методику.

В том случае, когда концентрация этого ЗВ оказалась меньше нижнего предела диапазона определения наиболее чувствительной методики измерений:

- концентрация считается равной половине нижнего предела

диапазона измерения методики, если он не меньше 0,5 ПДК, где

р.з.

ПДК - значение предельно допустимой концентрации измеряемого

р.з.

ЗВ в воздухе рабочей зоны;

- концентрация ЗВ полагается равной нулю, если нижний диапазон

методики ее измерения меньше 0,5 ПДК.

р.з.

5. При использовании расчетных методов значения характеристик выделений и выбросов ЗВ в атмосферу определяются по расчетным формулам, изложенным в соответствующих методиках [13].

Методики по расчетному определению выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух от различных производств включаются в перечень документов, рекомендуемых к применению Ростехнадзором в установленном порядке.

При использовании определенного расчетного метода надо удостовериться, что выбранные для расчета удельные технологические показатели выделений и выбросов соответствуют именно тому технологическому оборудованию, сырью (материалам), которые используются на данном предприятии (цехе, участке).

Как правило, расчетные методы используют одно значение удельного выделения (выброса), которое представляет собой среднее значение, отнесенное к единице сырья, продукции, времени работы оборудования и т.д.

Если расчетная методика содержит несколько значений удельных выделений (выбросов) или диапазон их изменения, то для определения разовой мощности выделения (выброса) (г/с) следует брать наибольшее значение.

При отсутствии в расчетных методиках конкретных формул для определения максимальных разовых выделений (выбросов) (г/с) их значения рассчитываются исходя не из значений годового расхода сырья (материалов), а устанавливаются исходя из максимального расхода сырья (материалов) в единицу времени (как правило, не более часа) при максимальной производительности процесса.

Расчет выделений (выбросов) проводится с учетом возможных различий в работе производств, участков, агрегатов и т.п. при разных режимах работы, в частности на разных стадиях многостадийных технологических процессов.

При использовании расчетных методов следует также учитывать длительность работы источника, когда она менее 20 минут (например, при сварочных работах), и температуру выбрасываемой пылегазовоздушной смеси (при этом имеется в виду, что расходы воздуха вентиляционными установками, установленными в производственном помещении, согласно имеющимся на эти установки паспортам (сертификатам), отнесены к нормальным условиям).

1.4.2. Определение валового значения выброса (т/г)

1. Результаты определения валового выброса (т/год) должны характеризовать суммарный годовой выброс с учетом нестационарности выбросов во времени.

Значение суммарного годового выброса определенного ЗВ из рассматриваемого ИЗА рассчитывается как сумма годовых выбросов этого ЗВ из ИЗА при всех режимах его работы.

Значение годового выброса ЗВ из ИЗА при определенном режиме работы ИЗА рассчитывается исходя из средней мощности выброса этого ЗВ из рассматриваемого ИЗА при данном режиме и суммарной продолжительности (в часах) работы ИЗА в данном режиме в течение года.

При производственном процессе циклического характера и работе с конкретной, характерной для данного производства нагрузкой годовой выброс каждого ЗВ рассчитывается исходя из числа повторений рассматриваемого производственного цикла за год и среднегодовой величины выброса рассматриваемого ЗВ для одного производственного цикла.

При использовании расчетных (балансовых) методов годовые значения выделившейся от источника выделения (ИВ) и выброшенной из ИЗА массы ЗВ определяются исходя из расчетных средних значений выделений и выбросов рассматриваемого ЗВ (г/час или г/кг), определенных по расходу сырья, материалов, энергии и т.п. или по полученной продукции (полупродукции) и т.д., и продолжительности (в часах) работы ИВ или ИЗА в течение года или расхода сырья, материалов, энергии и т.п., произведенной продукции (полупродукции) и т.д. за год.

2. Годовой выброс ЗВ (т/год) от всего предприятия рассчитывается как сумма годовых выбросов этого ЗВ из ИЗА предприятия, если все источники работают достаточно равномерно.

Значение валового (годового) выброса ЗВ из ИЗА при

определенном, k-м режиме выбросов ИЗА, М (т/год),

k,год

рассчитывается по формуле:

_ -6

М = М x t x 3600 x 10, (1.10)

k,год k k,год

где:

_

М (г/с) - средняя мощность выброса этого ЗВ из

k

рассматриваемого ИЗА, при k-м режиме его работы;

t (час) - суммарная продолжительность (в часах) работы

k,год

ИЗА в k-м режиме в течение года.

Значение суммарного валового (годового) выброса определенного

ЗВ из рассматриваемого ИЗА, М, рассчитывается как сумма годовых

год

выбросов этого ЗВ из ИЗА при всех режимах его работы:

N

реж

М = SUM М, (1.11)

год k=1 k,год

здесь N - число режимов выброса рассматриваемого ИЗА.

реж

3. При производственном процессе циклического характера и

работе с конкретной, характерной для данного производства

нагрузкой валовый (годовой) выброс некоторого ЗВ может быть

рассчитан по формуле:

=

М = М x N, (1.12)

год ц ц

где:

N - число повторений рассматриваемого производственного цикла

ц

за год;

=

М (тонн) - среднегодовая величина выброса рассматриваемого ЗВ

ц

для одного производственного цикла, рассчитываемая по формуле:

N

= ст =

М = SUM М, (1.12а)

ц g=1 cт,g

здесь:

N - число стадий технологического процесса, при которых

выделяется рассматриваемое ЗВ;

=

М (тонн) - среднегодовая величина суммарного выброса

cт,g

рассматриваемого ЗВ в ходе g-й стадии.

4. При использовании расчетных (балансовых) методов валовые

(годовые) значения выделившейся от ИВ массы ЗВ, Q (т/год), и

год

выброшенной из ИЗА массы ЗВ, М (т/год), определяются по

год

формулам:

-6

Q = Q x t x 10, (1.13)

год ч раб

-6

М = М x t x 10, (1.14)

год ч раб

-6

Q = Q x В x 10, (1.15)

год кг кг

-6

М = М x В x 10, (1.16)

год кг кг

где:

Q и М, Q и М - расчетные средние значения выделений и

ч ч кг кг

выбросов рассматриваемого ЗВ (г/час, г/кг, г/ед. энергии),

определенные по расходу сырья, материалов, энергии и т.п. или по

полученной продукции (полупродукции) и т.д.;

t - продолжительность (в часах) работы ИВ или ИЗА в

раб

течение года;

В - расход (в килограммах, ед. энергии) сырья, материалов,

кг

энергии и т.п. за год или количество произведенной продукции

(полупродукции) и т.д.

Значения Q и М для определенного ИЗА связаны

год год

соотношением:

(2)

М = Q x (1 - 0,01 x К), (1.17)

год год

(2)

где К (%) - среднее эксплуатационное значение степени

очистки применяемого ГОУ.

1.5. Рекомендуемый состав и содержание "Отчета

по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ

в атмосферный воздух и их источников для предприятия"

"Отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия" (далее по тексту - "Отчет по инвентаризации") должен включать следующие разделы:

- титульный лист;

- сведения о разработчике и список исполнителей;

- реферат;

- содержание.

Введение.

1. Общие сведения о предприятии.

2. Краткое описание технологического процесса (с учетом его нестационарности).

3. Характеристика пылегазоочистного оборудования и оценка его эффективности.

4. Описание проведенных работ по инвентаризации с указанием нормативно-методических документов и перечня использованных методик выполнения измерений загрязняющих веществ и расчетного определения выбросов.

Приложение 1. Карта-схема территории предприятия (в масштабе) с источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Приложение 2. Характеристики источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ, показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок, суммарные выбросы по предприятию, содержащее следующие таблицы:

- Таблица 1. Источники выделения загрязняющих веществ (ИВ).

- Таблица 2. Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ИЗА).

- Таблица 3. Показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок (ГОУ).

- Таблица 4. Суммарные выбросы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: