Рыночная экономика имеет свою структуру, под которой понимают строение рынка, порядок соединения отдельных его элементов. Рыночная структура – это система взаимосвязанных и взаимодействующих рынков. Структура рынка включает в себя субъекты и объекты рыночной экономики, взаимодействующие между собой, а также систему рынков, классифицированных по различным признакам (рисунок 2).
Структура рынков | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
по экономическому назначению рыночных объектов: · товарный; · финансовый; · рынок труда | по территориальному признаку: · местный; · региональный; · национальный; · мировой; · региональный по группе стран | по степени развития конкуренции: · свободный; · монополистической конкуренции; · монопольный; · олигопольный; · монопсонический | по отраслям: · рынок сельскохозяйственной продукции; · автомобильный; · нефтяной и т. д. | по характеру продаж: · оптовый; · рыночный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
по степени развития: · развитый; · неразвитый | по степени насыщенности: · равновесный; · дефицитный; · избыточный | по механизму функционирования: · свободный; · регулируемый | по соответствию законодательству: · легальный; · теневой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 2 – Структура рынков
Товарный рынок включает следующие разновидности рынков:
· потребительский (продовольственных и непродовольственных товаров, жилья);
· средств производства;
· информационной продукции;
· научно-технических разработок.
Финансовый рынок состоит из рынка капиталов, денежного рынка, рынка ценных бумаг и валютного рынка.
Рынок труда подразделяется на рынок квалифицированной рабочей силы и рынок вторичных трудовых ресурсов.
Для нормального функционирования рынка необходима хорошо развитая инфраструктура рынка. Инфраструктура рынка – это совокупность организаций, учреждений, предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
Каждый вид рынка (товарный, финансовый и рынок труда) имеет свою инфраструктуру.
Элементами инфраструктуры товарного рынка являются следующие:
· товарные и сырьевые биржи;
· ярмарки, аукционы, выставки-продажи;
· торговые дома и палаты;
· рекламные и информационные агентства;
· аудиторские фирмы, консалтинговые компании;
· средства транспорта, связи и др.
Консалтинговые компании– это фирмы, которые по заказам предпринимателей консультируют по экономическим и юридическим вопросам.
Аудиторские фирмы – это фирмы, которые осуществляют комплексные ревизии финансово-хозяйственной деятельности фирм и оценивают их возможности на рынке и в бизнесе. Эта проверка проводится в виде независимой экспертизы.
Элементами инфраструктуры финансового рынка являются следующие:
· банковская система;
· инвестиционные институты;
· валютно-фондовые биржи;
· страховые компании, пенсионные фонды и др.
В инфраструктуру рынка труда обычно включают биржи труда, центры занятости, фонды занятости, системы подготовки и переподготовки кадров, миграционные центры.
Инфраструктура рынка выполняет несколько функций:
· обеспечивает непрерывный процесс купли-продажи товаров, ресурсов, капиталов;
· распределяет товарные потоки по отраслям, регионам;
· формирует рыночную конъюнктуру;
· повышает оперативность и эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
· способствует достижению сбалансированности рынка.
4.3. Объективная необходимость вмешательства государства
в рыночную экономику. Функции государства
в современной рыночной экономике
Одной из характерных особенностей свободной экономики является ее способность к саморегулированию, основанному на свободной конкуренции между производителями, потребителями, производителями и потребителями. Идея саморегулирования рыночной экономики была сформулирована английским экономистом А. Смитом (принцип «невидимой руки», управляющей экономикой).
Однако дальнейшее развитие конкурентной борьбы привело к ускорению процессов в концентрации и централизации производства, капитала и труда. В результате появились предприятия-монополии, контролирующие производство и сбыт продукции целых отраслей, устанавливающие монопольно высокие цены и извлекающие монопольно высокие прибыли.
Появление монополий подорвало основы саморегулирования экономики (свободную конкуренцию, свободное ценообразование на основе действия законов спроса и предложения). Неспособность современного рынка к саморегулированию проявляется в периодически повторяющихся экономических кризисах. Один из таких периодов, сопровождающийся значительным падением производства, высоким уровнем безработицы, разорением огромного числа производителей, наблюдался в экономике США с 1929 по 1933 г. (Великая депрессия).
Возникает необходимость вмешательства государства в механизм рыночного регулирования. Модель государственного регулирования рыночной экономики была предложена английским экономистом
Дж. М. Кейнсом в конце 30-х гг. XX в.
Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику вызвана следующими причинами:
1. В результате усиления конкурентной борьбы с рынка удаляются наименее эффективные, старые производства, т. е. рынок сам по себе не способен обеспечить защиту слабых, наименее приспособленных
к рынку производителей и работников.
2. В рыночной экономике имеется целая группа товаров и услуг, производство которых не может быть монополизировано. Они называются «общественными благами». К ним относятся охрана окружающей среды, система здравоохранения, образования, обороны и др. Производством таких благ занимается государство.
3. Рынок самостоятельно не может защищать производителей и потребителей от недобросовестной деловой практики (выпуск некачественных товаров, недобросовестная конкуренция, установление необоснованно высоких цен и т. д.).
4. Рынок сам по себе не способен рационально использовать ресурсы в интересах всего общества.
5. Рынок самостоятельно не может бороться с инфляцией, безработицей и т. д. Эту функцию выполняет государство (правительство).
Эти и другие принципы приводят к необходимости регулирования рыночной экономики.
Регулируемая рыночная экономика – это такая экономика, в которой создаются экономические предпосылки для рационального использования ресурсов, защиты окружающей среды, ускорения научно-технического прогресса, удовлетворения потребностей всех субъектов рыночной экономики.
Государственное вмешательство в экономику осуществляется
в соответствии со следующими принципами:
· государство должно быть ориентировано на социально значимые отрасли, в которых не заинтересован частный бизнес;
· государственное предпринимательство должно помогать развитию частного бизнеса;
· государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
· государственное вмешательство тем эффективнее, чем более «рыночные» формы оно имеет;
· особую значимость государственное регулирование приобретает в период кризиса.
Выделяют следующие основные функции государства по регулированию экономики:
· установление и регулирование рыночной среды и создание условий для свободы выбора экономической деятельности, свободы конкуренции и т. д.;
· определение положения и судьбы предприятий-монополистов;
· обеспечение социально-экономической справедливости путем перераспределения доходов;
· стабилизация экономики, сдерживание безработицы и инфляции, поддержание обороноспособности, экономического и политического порядка;
· ограничение или запрет нежелательных с точки зрения общества видов экономической деятельности;
· поддержка некоторых форм предпринимательства и т. д.