Понятие эластичности ввел в экономическую литературу А. Маршалл.
Эластичность – это степень реакции изменения объема спроса
в ответ на изменение цены и других факторов влияния. Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности спроса – это числовой показатель, который показывает на сколько процентов меняется объем спроса на товар в результате изменения его цены на 1% и рассчитывается следующим образом:
где Δ QD – изменение величины спроса;
Δ P – изменение цены.
Различают несколько форм эластичности спроса (эластичность может изменяться от нуля до бесконечности):
- Эластичный спрос (ED > 1) – это ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цена. Если спрос эластичен, изменение цены ведет к противоположному изменению выручки.
- Неэластичный спрос (ED < 1) – это ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Если спрос неэластичен, изменение цены влияет на выручку в том же направлении.
|
|
- Единичная эластичность спроса (ED = 1) – это ситуация, при которой изменение цены на 1% вызывает изменение спроса также на 1%. При единичной эластичности выручка не меняется при изменениях цены.
Графическое изображение единичного, эластичного и неэластичного спроса представлено на рисунке 8.
Рисунок 8 – Ценовая эластичность спроса
- Совершенно эластичный спрос (ED ³ ∞), при котором величина спроса бесконечно изменяется.
- Совершенно неэластичный спрос (ED = 0), когда величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены.
Графическое изображение совершенно эластичного и совершенно неэластичного спроса представлено на рисунке 9.
Рисунок 9 – Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос
Деление эластичности на вышеперечисленные формы условно, поскольку разные товары имеют разный коэффициент эластичности спроса.
Различают эластичность спроса по цене, по доходу и перекрестную эластичность.
Эластичность спроса по цене. Ценовая (прямая) эластичность спроса показывает, насколько изменится объем спроса на товар в ответ на изменение цены этого товара. Точечная эластичность измеряется в одной точке кривой спроса и рассчитывается по формуле:
где Δ QD – изменение спроса, равное QD 2 – QD 1;
Δ Р – изменение цены, равное Р 2 – Р 1;
QD 1 – первоначальный спрос;
QD 2 – окончательный спрос;
Р 1 – первоначальная цена;
Р 2 – окончательная цена.
Зависимость между объемом спроса и изменением цены обратная, поэтому коэффициент эластичности спроса будет отрицательной величиной. Но здесь важен не знак, а его абсолютная величина. Дуговая эластичность применяется тогда, когда мы имеем дело с большими изменениями цены или с кривой спроса, которая не является прямой линией. В качестве исходной базы экономисты условились брать средние уровни цены и количества продукции. Следовательно, дуговая эластичность спроса определяется по следующей формуле:
|
|
Для ценовой эластичности спроса характерны следующие факторы:
- Заменяемость (чем больше товаров-заменителей, тем эластичнее спрос от цены на анализируемый товар).
- Удельный вес в доходе потребителя (чем большее место занимает товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность спроса).
- Предметы роскоши и предметы первой необходимости (спрос на предметы роскоши эластичен, а на предметы первой необходимости неэластичен).
- Фактор времени (краткосрочный спрос неэластичен, а долгосрочный эластичен).
- Доступность блага (чем выше товарный дефицит, тем ниже эластичность спроса на данный товар).
Эластичность спроса по доходу определяет отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению дохода:
где – средняя величина объема спроса на товар;
– средняя величина дохода потребителя;
Δ I – изменение дохода, равное I 2 – I 1;
I 1 – первоначальная величина дохода;
I 2 – окончательная величина дохода.
Различают несколько форм эластичности спроса по доходу:
- Положительная ( > 0), относящаяся к нормальным товарам.
- Отрицательная ( < 0), относящаяся к товарам низшей категории.
- Нулевая ( = 0), при которой объем спроса нечувствителен к изменению дохода.
Перекрестная эластичность спроса показывает, как изменяется спрос на один товар А в ответ на изменение цены другого товара В. Перекрестная эластичность спроса рассчитывается по следующей формуле:
где Δ QDA – изменение спроса на товар А, равное Qda 2– Qda 1;
D РB – изменение цены на товар В, равное РB 2 – РB 1;
– средняя величина изменения объема спроса товара А, равная (QDA 1 + QDA 2): 2;
– средняя величина изменения цены товара В, равная (РB 1 + РB 2): 2.
Различают следующие формы перекрестной эластичности:
- Положительная ( > 0), когда товары взаимозаменяемые.
- Отрицательная ( < 0), когда товары взаимодополняемые.
- Нулевая ( = 0), когда потребление одного блага не зависит от цены на другое.
Понятие, виды и формулы расчета эластичности предложения
Эластичность предложения () определяется как относительное изменение величины предложения данного товара, деленное на относительное изменение его цены и рассчитываемое по формуле
,
где Δ QS – изменение объема предложения, равное QS 2 – QS 1;
QS 1 – первоначальное предложение;
QS 2 – окончательное предложение;
D Р – изменение цены, равное Р 2 – Р 1;
Р 1 – первоначальная цена товара;
Р 2 – окончательная цена товара.
Но поскольку в экономической теории эластичность измеряется с использованием средних величин, то формулу можно записать следующим образом:
Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько процентов изменится величина предложения товара в результате изменения цены этого товара на 1%
Цена и величина предложения изменяются в одном направлении, поэтому эластичность предложения является величиной положительной. Эластичность предложения измеряет степень реакции производителей (поставщиков) товаров на изменение цен. Предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем цена, и наоборот. Формы эластичности предложения показаны на рисунках 10 и 11.
Рисунок 10 – Эластичность предложения относительно цены
Рисунок 11 – Совершенно эластичное и совершенно неэластичное
предложение
Эластичность предложения зависит не только от ценового фактора, но и от ряда неценовых факторов:
|
|
- Типов, предлагаемых к продаже, товаров и услуг. Товары, технология производства которых может быстро измениться, имеют эластичное предложение, а товары, технология производства которых не может быть быстро изменена, имеют неэластичное предложение по цене.
- Наличия незагруженных производственных мощностей. Если на предприятии все мощности загружены, то предложение будет неэластичным. Если же на предприятии есть недогрузка мощностей, то предложение будет эластичным.
- Возможности длительного хранения продукции. Длительное хранение продукции предполагает эластичное предложение, а краткосрочное – неэластичное.
- Периода времени. Чем продолжительнее время, тем эластичнее предложение. Фактор времени является наиболее важным в определении показателя эластичности предложения.