Наиболее важные характеристики урока, определяющие современные требования к нему

1. Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания младших школьников.

Урок имеет не только обучающую, но и развивающую направленность, способствует воспитанию детей. С учетом требований ФГОС НОО урок должен быть построен на основе идей развивающего, а не традиционного обучения.

Современный урок ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

2. Построение урока на основе системно-деятелъностного подхода.

Урок направлен на становление младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Это предполагает активную деятельность детей на уроке, их самостоятельность и инициативность.

В процессе урока формируются личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.

На уроке создаются условия для возникновения у учащихся положительной учебной мотивации, в том числе учебно-познавательных мотивов.

Перед учащимися ставятся учебные задачи, организуется работа по их осознанию детьми и по их решению. Учащиеся принимают участие в целеполагании (учатся самостоятельно определять цели своей деятельности).

Учащиеся принимают участие в планировании собственной деятельности и в оценке ее результатов.

Организуется работа по усвоению младшими школьниками обобщенных способов действия.

Урок имеет рефлексивную направленность. Дети являются участниками контрольно-оценочной деятельности.

Организуется оперативная обратная связь. Учитель отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществляет своевременную коррекцию ошибок. Используются разнообразные способы и средства обратной связи (в том числе и сигнальные).

3. Продуманность методической системы урока.

а) Продуманность целей и задач урока.

—Четкость постановки задач урока.

—Ориентированность задач на планируемые результаты.

б) Комплексная направленность и целесообразный отбор содержания урока.

—Оптимальный объем учебного материала, отбор рационального количества упражнений и определение того, какие из них являются главными, а какие второстепенными.

—Соблюдение детьми правильной посадки, чередование позы в соответствии с видом работы.

—Забота учителя о сохранении не только физического, но и психического здоровья

—Развивающий характер большинства заданий; широкое исполь­зование творческих, продуктивных заданий, обеспечивающих работу в зоне ближайшего развития учащихся.

—Построение содержания с учетом компетентностного подхода.

—Отбор содержания урока с учетом возрастных возможностей детей, особенностей класса (уровня развития, обученности, воспитанности учащихся и др.).

—Осуществление межпредметных связей (при наличии необхо­димых предпосылок).

—Соответствие содержания урока учебной программе.

в) Целесообразный выбор форм и методов обучения.

—Разнообразие форм учебной работы, использование оптималь­ного сочетания фронтальной, индивидуальной и групповой работы.

—Широкое использование работы в парах и группах.

—Достаточный объем самостоятельной работы с учетом возраста учащихся и типа урока.

—Оптимальный выбор методов обучения и методических при­емов, широкое использование проблемных методов (частично-поискового и исследовательского), приемов активизации познавательной деятельности детей, диалоговых технологий; инициирование творчества учащихся.

—Целесообразное использование инновационных педагогиче­ских технологий и технологических приемов.

г) Целесообразное использование средств обучения.

—Выбор средств обучения (наглядных пособий, индивидуаль­ного и демонстрационного дидактического материала, при­боров и инструментов, технических средств и т.п.) с учетом возраста учащихся, уровня их развития, специфики учебного предмета и особенностей учебной программы.

—Широкое использование условно-изобразительной нагляд­ности (знаково-символические средства, модели и др.).

—Функциональность применяемой наглядности, ее использова­ние для решения конкретных учебно-практических задач.

4. Продуманность структуры и логики построения урока:

—Соответствие структуры урока системе начального образова­ния, особенностям УМК, учебной программы и специфике урока.

—Логичное и системное построение урока, обоснованное соотно­шение частей урока; продуманная последовательность учебных заданий (например, чередование устных и письменных упраж­нений, фронтальной и индивидуальной работы).

—Отражение в структуре урока этапов учебно-познавательной деятельности (мотивационного, операционно-познавательного, рефлексивно-оценочного).

5. Четкая организация класса.

—Оптимальный темп урока. Соблюдение временных рамок выполнения заданий.

—Рациональное использование времени урока.

—Поддержание дисциплины за счет интереса детей к выполне­нию заданий и их включения в активную деятельность, а не за счет подавления учащихся.

6. Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся.

—Сотрудничество учителя и учащихся как равных партнеров.

—Сотрудничество детей друг с другом.

—Гибкий стиль общения (с преобладанием демократического) учителя с учащимися.

7. Соблюдение психологических требований к уроку.

—Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Осуществление индивидуального и дифференцированного под­хода к детям.

—Благоприятный психологический климат урока, гуманное, уважительное и доброжелательное отношение учителя к детям. Соблюдение педагогического такта.

—Правильная организация познавательной деятельности уча­щихся: учет особенностей восприятия и осмысления учебного материала, условий устойчивого внимания; организация дея­тельности мышления и воображения учащихся в процессе фор­мирования новых знаний и умений; обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, преду­преждение механического переноса; правильная организация процесса запоминания и воспроизведения материала и т.п.

—Учет личностных особенностей учащихся: создание ситуаций успеха и ситуаций выбора; учет интересов учащихся; актуали­зация их субъектного опыта; предоставление ученикам воз­можности высказывать собственную точку зрения и др.

—Эмоциональная насыщенность урока.

8. Здоровьесберегающая направленность урока.

—Соблюдение гигиенических требований: оптимальность тем­пературы и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

—Соблюдение правильного режима труда и отдыха. Своевремен­ное и качественное проведение физкультминуток, минуток релаксации, гимнастики для глаз и т.п.

—Регулярная смена видов деятельности учащихся на уроке.

—Соблюдение требований к использованию технических средств обучения, в том числе требований к работе с компьютерными средствами.

—Соблюдение детьми правильной посадки, чередование позыв соответствии с видом работы.

— Забота учителя о сохранении не только физического, но и психического здоровья.

9. Владение учителем основами педагогического мастерства, в том числе педагогической техникой.

—Владение учителем голосом, мимикой, жестами и другими невербальными средствами.

—Выразительность речи учителя, владение голосом (оптимальные громкость и высота голоса, темп речи и др.), отсутствие речевых ошибок.

—Соблюдение правильного стиля и тона общения.

—Использование методов стимулирования у учащихся познава­тельных интересов, сознательного отношения к учению, чув­ства долга и ответственности.

—Четкое следование замыслу урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.

10.Соблюдение на уроке основных дидактических принципов, в первую очередь принципов развивающего обучения.

7.2. Структура урока, посвященного открытию новых знаний и способов действия (в соответствии с деятельностным подходом):

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затрудне­ния в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслитель­ных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельно­сти учащихся, фиксируемое ими самими.

3.Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения — каких конкретно знаний,

умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценива­ние учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: