1. Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания младших школьников.
Урок имеет не только обучающую, но и развивающую направленность, способствует воспитанию детей. С учетом требований ФГОС НОО урок должен быть построен на основе идей развивающего, а не традиционного обучения.
Современный урок ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
2. Построение урока на основе системно-деятелъностного подхода.
Урок направлен на становление младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Это предполагает активную деятельность детей на уроке, их самостоятельность и инициативность.
В процессе урока формируются личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
На уроке создаются условия для возникновения у учащихся положительной учебной мотивации, в том числе учебно-познавательных мотивов.
Перед учащимися ставятся учебные задачи, организуется работа по их осознанию детьми и по их решению. Учащиеся принимают участие в целеполагании (учатся самостоятельно определять цели своей деятельности).
|
|
Учащиеся принимают участие в планировании собственной деятельности и в оценке ее результатов.
Организуется работа по усвоению младшими школьниками обобщенных способов действия.
Урок имеет рефлексивную направленность. Дети являются участниками контрольно-оценочной деятельности.
Организуется оперативная обратная связь. Учитель отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществляет своевременную коррекцию ошибок. Используются разнообразные способы и средства обратной связи (в том числе и сигнальные).
3. Продуманность методической системы урока.
а) Продуманность целей и задач урока.
—Четкость постановки задач урока.
—Ориентированность задач на планируемые результаты.
б) Комплексная направленность и целесообразный отбор содержания урока.
—Оптимальный объем учебного материала, отбор рационального количества упражнений и определение того, какие из них являются главными, а какие второстепенными.
—Соблюдение детьми правильной посадки, чередование позы в соответствии с видом работы.
—Забота учителя о сохранении не только физического, но и психического здоровья
—Развивающий характер большинства заданий; широкое использование творческих, продуктивных заданий, обеспечивающих работу в зоне ближайшего развития учащихся.
—Построение содержания с учетом компетентностного подхода.
—Отбор содержания урока с учетом возрастных возможностей детей, особенностей класса (уровня развития, обученности, воспитанности учащихся и др.).
|
|
—Осуществление межпредметных связей (при наличии необходимых предпосылок).
—Соответствие содержания урока учебной программе.
в) Целесообразный выбор форм и методов обучения.
—Разнообразие форм учебной работы, использование оптимального сочетания фронтальной, индивидуальной и групповой работы.
—Широкое использование работы в парах и группах.
—Достаточный объем самостоятельной работы с учетом возраста учащихся и типа урока.
—Оптимальный выбор методов обучения и методических приемов, широкое использование проблемных методов (частично-поискового и исследовательского), приемов активизации познавательной деятельности детей, диалоговых технологий; инициирование творчества учащихся.
—Целесообразное использование инновационных педагогических технологий и технологических приемов.
г) Целесообразное использование средств обучения.
—Выбор средств обучения (наглядных пособий, индивидуального и демонстрационного дидактического материала, приборов и инструментов, технических средств и т.п.) с учетом возраста учащихся, уровня их развития, специфики учебного предмета и особенностей учебной программы.
—Широкое использование условно-изобразительной наглядности (знаково-символические средства, модели и др.).
—Функциональность применяемой наглядности, ее использование для решения конкретных учебно-практических задач.
4. Продуманность структуры и логики построения урока:
—Соответствие структуры урока системе начального образования, особенностям УМК, учебной программы и специфике урока.
—Логичное и системное построение урока, обоснованное соотношение частей урока; продуманная последовательность учебных заданий (например, чередование устных и письменных упражнений, фронтальной и индивидуальной работы).
—Отражение в структуре урока этапов учебно-познавательной деятельности (мотивационного, операционно-познавательного, рефлексивно-оценочного).
5. Четкая организация класса.
—Оптимальный темп урока. Соблюдение временных рамок выполнения заданий.
—Рациональное использование времени урока.
—Поддержание дисциплины за счет интереса детей к выполнению заданий и их включения в активную деятельность, а не за счет подавления учащихся.
6. Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся.
—Сотрудничество учителя и учащихся как равных партнеров.
—Сотрудничество детей друг с другом.
—Гибкий стиль общения (с преобладанием демократического) учителя с учащимися.
7. Соблюдение психологических требований к уроку.
—Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к детям.
—Благоприятный психологический климат урока, гуманное, уважительное и доброжелательное отношение учителя к детям. Соблюдение педагогического такта.
—Правильная организация познавательной деятельности учащихся: учет особенностей восприятия и осмысления учебного материала, условий устойчивого внимания; организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений; обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса; правильная организация процесса запоминания и воспроизведения материала и т.п.
—Учет личностных особенностей учащихся: создание ситуаций успеха и ситуаций выбора; учет интересов учащихся; актуализация их субъектного опыта; предоставление ученикам возможности высказывать собственную точку зрения и др.
—Эмоциональная насыщенность урока.
8. Здоровьесберегающая направленность урока.
|
|
—Соблюдение гигиенических требований: оптимальность температуры и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
—Соблюдение правильного режима труда и отдыха. Своевременное и качественное проведение физкультминуток, минуток релаксации, гимнастики для глаз и т.п.
—Регулярная смена видов деятельности учащихся на уроке.
—Соблюдение требований к использованию технических средств обучения, в том числе требований к работе с компьютерными средствами.
—Соблюдение детьми правильной посадки, чередование позыв соответствии с видом работы.
— Забота учителя о сохранении не только физического, но и психического здоровья.
9. Владение учителем основами педагогического мастерства, в том числе педагогической техникой.
—Владение учителем голосом, мимикой, жестами и другими невербальными средствами.
—Выразительность речи учителя, владение голосом (оптимальные громкость и высота голоса, темп речи и др.), отсутствие речевых ошибок.
—Соблюдение правильного стиля и тона общения.
—Использование методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга и ответственности.
—Четкое следование замыслу урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.
10.Соблюдение на уроке основных дидактических принципов, в первую очередь принципов развивающего обучения.
7.2. Структура урока, посвященного открытию новых знаний и способов действия (в соответствии с деятельностным подходом):
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
|
|
3.Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения — каких конкретно знаний,
умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
4.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.