Система потребностей

Особенность личности, которая рассматривается как противоположность всеобщему, есть субъективная потребность, достигающая своей объективно­сти - удовлетворения. Последнее осуществляется двумя способами: а) посредством внешних предметов, являющихся собственностью и в) посредством деятельности и труда, как процесса, опосредствующего обе стороны - личность и предметы. Эта сфера, по Гегелю, есть проявление рассудка.

Сфера потребностей и их удовлетворения исследуется, согласно Гегелю, политической экономией, в числе создателей которой он называет Смита, Сэя и Рикардо. Политическая экономия "отыскивает в бесконечном множестве единичностей... простые принципы предмета, действующие в нем, и управляющий им рассудок..." (234). Политическая экономия "делает честь мысли, так как она отыскивает законы, действующие в массе случайностей" (234-235).

Гегель высказывает интересные соображения о природе человеческих потребностей. Если животные имеют ограниченный круг потребностей, то человек создает многообразие потребностей и средств их удовлетворения, которые умножаются путем расчленения и разделения потребностей на более частные и тем самым более абстрактные. Умножение многообразия потребностей и средств их удовлетворения "уходит в бесконечность" (236).

Каждый человек должен "ориентироваться на другого". Он приобретает от других средства удовлетворения своих потребностей и одновременно "вынужден производить средства для удовлетворения потребностей других...Следовательно, одно переходит в другое и связано с ним: все частное становится таким образом общественным" (236-237).

Гегель формулирует весьма здравую идею общественного характера человека, человеческих отношений. В этом плане философ пишет также о равенстве людей (237).

Средства удовлетворения потребностей создаются трудом. "Средства, удовлетворения человеческих потребностей добываются потом и трудом человека" (239). Труд порождает практическую культуру, которая состоит в потребности и привычке к занятиям вообще, воспитании дисциплины и умений. Труд претерпевает разделение, благодаря чему труд отдельного человека упрощается, а "в результате увеличивается его умение в абстрактном труде и количество произведенных им продуктов" (239). Благодаря "абстракции в производстве" труд делается все более механичным и может быть заменен деятельностью машины.

Исследование труда является несомненной заслугой Гегеля. Однако труд выступает у него, в конечном счете, одним из выражений мышления, к тому же как сравнительно простая, монотонная деятельность труд не поднимается выше уровня рассудка.

Разработанное Гегелем представление об экономической основе общества во многом отображает достижения трудовой теории стоимости. В этом выражается одно из достоинств его взглядов на общество. Однако экономическая деятельность рассматривается философом как проявление объективного духа, что не позволило Гегелю раскрыть действительную роль экономики в общественной жизни, роль труда, собственности и т.д. Крупным недостатком воззрений Гегеля является непонимание определяющей роли материального производства, материального труда. Это выразилось, в частности, в том, что Гегель сводит экономическую жизнь общества к системе потребностей, в то время как понятие материального производства у него фактически отсутствует, схвачено лишь в некоторых частностях. Позднее Марксом будет показано, что основой общественной жизни выступает способ производства общественной жизни, который, в его широком понимании, включает не только непосредственное производство предме­тов потребления, но прежде всего производство самой реальной практической жизни человека, его индивидуального и общественного бытия, в том числе экономические отношения.

При рассмотрении гражданского общества Гегель высказывает ряд разумных замечаний относительно современного ему капиталистического общества. Так, он констатирует его неуничтожимое свойство: поляризацию общества на богатство - с одной стороны, нищету и голод - с другой. Однако Гегель считает, что такое деление естественно и необходимо, а в качестве некоторой компенсация неизбежных пороков общества, руководствуясь своими высокими представления о добре и истине (которые уже осуществлены в мире), рекомендует ввести узаконенную возможность "добывать средства к существованию открытым нищенством". Выдающееся достижение высокой философской мысли!

Гегель различает три основных общественных сословия: субстанциональное (земледельцы), промышленное (ремесленники, фабриканты, купцы), всеобщее, которое занимается охраной "всеобщих интересов общества" (чиновники, государственный аппарат, армия и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: