Тема 9. Международные отношения

Современные международные отношения как динамичная система.Рост взаимосвязанности народов и государств и их влияния на международные отношения. Глобальный, региональный и субрегиональный уровень международных отношений. Формы и типы международных отношений. Взаимосвязь и единство внутренней и внешней политики. Геополитический фактор в международной политике. Место и роль военной силы в геополитических процессах. Место России в современном политическом процессе. Регионы СНГ и российская геополитика.


ТЕМА 1. РОЛЬ И МЕСТО ПОЛИТИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

ПЛАН:

1.Политика как сфера социальной жизни.

2. Понятие политической власти, её сущность и функции.

3. Реализация политической власти.

1. При подготовке к первому вопросу обратите внимание на то, что в литературе существует огромное количество определений понятия «политика». Например: «Политика – это искусство жить вместе» (Платон); «Политика – это особая система, определяющая правителей и способ реализации власти, но одновременно это и способ взаимодействия личностей внутри каждого общества» (Р.Арон); Поли́тика (греч. politikē — искусство управления государством):

- деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны;

- вопросы и события общественной, государственной жизни;

- определенным образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д. (Википедия);

«Политика – это совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов» (А.И.Соловьёв, современный российский политолог). Необходимо усвоить, что политика – это прежде всего сфера целенаправленной человеческой деятельности по организации совместной жизни людей в обществе, определении их общих интересов и общих целей развития, на основе чего достигается консолидация и стабильность общественного развития.

Важно иметь в виду, что в политике реализуются интересы определённых социальных общностей, а это возможно только при помощи власти и управления. Вопрос о власти – центральный вопрос политики. Политика одновременно играет мобилизирующую и стабилизирующую роль. Посредством власти политика концентрирует ресурсы общества на решение ключевых общественных проблем, обеспечивая поступательное развитие общества. Важнейшая роль политики – достижение баланса интересов основных групп общества, их сотрудничество в достижении поставленных целей. Это обеспечивает оптимальность функционирования всего общества.

Обратите внимание на основные функции политики:

- решение проблем, затрагивающих интересы всего общества;

- достижение гражданского мира и согласия между различными социальными группами;

- выражение интересов всех групп и слоёв общества в программах, законодательстве, направлениях политики;

- социализация личности, вовлечение её в политические отношения.

Изучая политику как регулятивную сферу общества, нужно иметь в виду, что политика вместе с тем всегда является сферой конкуренции и конфликтов между различными социальными и политическими силами в борьбе за влияние и власть.

Политика – это не только объективная реальность, но и субъективная деятельность многих людей. Субъектами политики являются индивиды, социальные слои и группы, политические институты. Они выражают определённые социальные интересы, борются за то, чтобы в реальной политике они получили достойное представительство.

Обратите внимание на то, что степень влияния субъектов на принятие политических решений определяется тем, какая за ними стоит политическая сила. Чем более она организована и сплочена, чем большими ресурсами она располагает, тем сильнее её политическое влияние и больше вероятность того, что именно эти интересы будут отражены в реальной политике. Кроме того, люди, вовлечённые и вовлекаемые в политику обладают разным политическим опытом, имеют несовпадающие интересы и ценностные ориентации. Это делает поведение людей в политике необычайно разнообразным.

Объектами политики выступают разнообразные политические проблемы, на которые направлены действия субъектов политики.

При работе над вторым вопросом обратите внимание на то, что власть и политику нередко отждествляют. Власть – центральное, организационное, регулятивно-контрольное начало политики. Важно различать социальную власть вообще и политическую власть в частности. Социальная власть неотъемлема от любой организованной общности людей, так как власть – это мощный управленческий ресурс, способ влияния, воздействия на других людей со стороны тех, кто этой властью обладает. Политическая власть – это особый вид власти, потому что она распространяет своё влияние на всё общество. Рассмотрите признаки политической власти, среди которых важными являются такие, как делегирование властных полномочий через специальный государственный аппарат, использование механизма принуждения и санкций за нарушение установленных норм и др. Основными принципами власти являются суверенитет, авторитетность, волевой и принудительный характер, всеобщность. Прокомментируйте их. Среди основных функций политической власти большинство исследователей называют такие, как регулирование социальных отношений, поддержание стабильности и сохранение социальной целостности, формирование политической системы, реализация потребностей и интересов социальных групп, осуществляющих властные функции и др.

Важно иметь в виду, что понятие власти включает понятие отношения, основанного на наличии субъекта и объекта, особого волевого отношения субъекта к объекту. Власть сама не может производить какое-либо действие, это действие производят обе стороны этого отношения. Субъектами политической власти являются социальные группы, правящая элита, руководящие органы государства, партий, общественных движений, политические деятели, рядовые граждане страны. В зависимости от объектов, на которые направлена политика, различают экономическую, социальную, национальную, демографическую, молодёжную, экологическую, культурную политику. Приведите примеры того, что конкретно может являться объектом политической власти.

Любая власть в обществе опирается на определённые ресурсы, которые обеспечивают влияние на объект власти. Это экономические, социально-политические, морально-идеологические, информационно-культурные, силовые ресурсы. Рассмотрите подробно каждый их этих ресурсов. В заключение работы над этим вопросом изучите механизмы осуществления власти: господство, руководство, управление и организация, контроль.

Институционализация политической власти проявляется в появлении статусно - ролевых групп, различающихся по своему месту в системе властных отношений, в создании нормативно – правовой системы, регулирующей порядок осуществления властных полномочий, в создании механизма санкций за нарушение предписываемых правил. В результате появляются политические институты – устойчивые виды отношений и взаимодействий (например, институт парламентаризма, избирательного права и т.д.).

При работе над третьим вопросом обратите внимание на то, что в реализации политической власти обычно выделяют два аспекта: 1. процесс принятия политических решений и 2. процесс проведения в жизнь принятых политических решений. Они взаимосвязаны, так как при реализации принятых решений встаёт необходимость в корректировке, в уточнении курса, принятии дополнительных решений. Здесь важны способность политического руководства к мобилизации необходимых ресурсов и обеспечение поддержки тех групп населения, которые могут содействовать выполнению принятых решений. Важна и способность политического руководства нейтрализовать действия сил, которые выступают против принятых решений. В связи с этим важна проблема легитимации власти.

Легитимация – это процедура общественного признания какого-либо действия. действующего лица, события или факта. Легитимация утверждает политику и власть, объясняет и оправдывает политические решения. Легитимация призвана располагать к доверию, легитимная власть и политика эффективны. Современная процедура легитимации является обращением к справедливости, разумности, настроениям и представлениям общества или его части о практической полезности экономической. экологической. социальной политики властей и т.д. Легитимация – одно из самых действенных средств политической власти, основа общественного единства и успешной реализации поставленных целей. Типы летимации могут быть различными – она может быть легальной, то есть узаконенной нормами права, идеологической, традиционной. Обратите внимание на то, что легитимация может быть чувственной, эмоциональной, основанной на увлечении привлекательной идеей, личностью лидера. Такую легитимацию называют харизматической. В заключение рассмотрите и возможный процесс делегитимизации – утраты доверия, разочарования в идеалах, лидерах, когда политическая власть лишается поддержки со стороны общества. Подумайте над примерами.

Основная литература

1. Конституция РФ. М.,2008

2. Ачкасов В.А., Гуторов В.А. Политология: учебник для вузов // М.: «Юрайт», 2007. С.351

3. Политология: учебник / под ред. В.П. Перевалова, 2-е изд. М., Норма, 2013. С.512

Дополнительная литература

1.Тавадов Г.Т. Политология: учебник; М., Омега-Л, 2010. С.371

2. Политология, электронный учебник; М., КноРус, 2009; CD-ROM;

3. Красин Ю.А. Государство и общество; сдвиги во властном поле. // Полис, 2013, №5. С.51-58

4. Нисневич Ю.А. Политическая ответственность; институциональная постановка проблемы. // Полис, 2013, №4. С.62-74

5. Бочаров В.В. Российская власть в политико-антропологической перспективе. // Полис, 2011, №6. С.92-103

6. Иноземцев В.Л. Перспективы развития России в новом политическом цикле. // Полис, 2012, №3. С.7-18

7. Эльянов А. Глобализация и развитие. Редакционная статья. // МЭиМО, № 11 – 2012. С.7-12

8. Положихина М.А. Функции государства и структура органов исполнительной власти: проблема взаимоотношения. // Россия и современный мир, 2013, №1.

9. Мораль в политике: хрестоматия. / составитель и общая редакция Капустина Б.Г. –Москва, МГУ, 2004г. с.289

10. Гавел В. Сила бессильных. // М., 2011, с.296

11. Нисневич Ю.А. Политическая ответственность. Институциональная постановка проблемы. // Полис, 2013, №4.

12. Остхоф-Мюнникс Г. Мировое правительство: потребности и реальность. // Век глобализации, 2013, №1.

13. Пушкарева Г.В. Homo Politicus: политическая реальность и политический дискурс// Общественные науки и современность, 2013, №5.

Вопросы для самоконтроля:

Что такое политика? Что, по вашему мнению, означает выражение: «Политика – это искусство возможного»?

Каково соотношение морали и политики?

Что такое политическая власть и каковы её важнейшие функции?

В чём заключается смысл разделения властей и возможны ли противоречия и конфликты между различными ветвями власти?

Что такое легитимация власти?

Проверочный тест:

Какие из нижеприведенных факторов в наибольший степени влияют на характер и содержание проводимой политики?

£ природа правящей элиты

£ политическая культура общества

£ интересы социальных групп

£ объективные законы общественного развития

Определите, что из ниже перечисленного относится к форме, содержанию и процессу политики:

£ цели и ценности политики, мотивы принятия решений

£ политическая деятельность, взаимодействие между различными социальными группами

£ организационная структура политики, институтов, нормы и законы, позволяющие регулировать политическое поведение людей

Гносеологическая функция политологии заключается:

£ в определении альтернатив общественного развития

£ в познании механизмов функционирования политических систем

£ в приобщении индивидов и групп к определенной политической культуры

£ в разработке эффективных способов преобразования политической и иных сфер общества

Прогностическая функция политологии заключается:

£ в магическом предсказании будущего

£ в разработке эффективных способов преобразования политической и иных сфер общества

£ в выработке способности рационально оценивать политические процессы

£ в разработке возможных альтернатив развития политических процессов

Интерес приобретает политический характер, если

£ Он не может быть реализован имеющимися нравственными и административно правовыми средствами

£ Затрагиваются вопросы перераспределения собственности

£ Группа людей претендуют на монополизацию власти

£ Речь идет о правах и свободах граждан

Представление о путях и средствах реализации политических интересов в конкретных условиях называется

£ Вектор развития

£ Политическая концепция

£ Идеология

£ Политический менталитет

В политологии политической коммуникацией называют

£ Предвыборные дебаты

£ Особенность политического сознания

£ Обмен политической информацией

£ Средства массовой информации

Расширение глобальной интеграции обществ способствует

£ Увеличению разнообразия политических интересов

£Возрастанию числа и значения общих интересов для различных слоев и групп интересов

£ Уменьшению роли государств в международном политическом процессе

£ Формированию национального самосознания народа

Какие из нижеприведенных факторов в наибольшей степени влияют на характер и содержание

проводимой политики?

£ социально-экономическое неравенство

£ интересы социальных групп

£ объективные законы общественного развития

£ забота об общем благе со стороны субъектов власти

Определите, что из ниже перечисленного относится к форме, содержанию и процессу политики:

£ цели и ценности политики, мотивы принятия решений

£политическая деятельность, взаимодействие между различными социальными группами

£ организационная структура политики, нормы и законы

£ Обеспечение соблюдения законов в государстве

Для какого теоретического направления характерно понимание политики как «борьбы между классами»?

£ Политическая социология М. Вебера

£ Марксизм

£ Бихевиоризм

£ Политическая теория К. Мангейма

Политическая сила -

£ Власть главы государства

£ Место государства на мировой арене

£Действия людей ради достижения общей политической цели

£ Подавление индивидуальных различий граждан

Стабилизирующая роль политики в обществе заключается

£ В концентрации ресурсов на решении ключевых общественных проблем

£ В обеспечении поступательного развития общества

£ В достижении баланса интересов основных социальных групп

£ В выработке стратегий социальной политики

Формирование, поддержание или изменение власти называется

£ Государством

£ Легитимностью

£Политикой

£ Политической системой

Отметьте правильное суждение

£ Политика обладает самостоятельностью, оказывает воздействие на экономику, но в то же время зависит от экономики

£ политика не зависит от экономических условий развития общества

£ политика представляет независимое и самостоятельное явление общественной жизни

£ политика - концентрированное выражение экономики

По такому критерию, как сферы общественной жизни, различают политику

£ национальную

£ государственную

£ внутреннюю

£ политику «открытых дверей»

Что является лучшим примером практической реализации властных полномочий?

£ принуждение и давление со стороны А вынуждают Б совершить нечто такое, чего сам никогда не бы не сделал

£ А вынуждают Б сделать нечто, наносящее ущерб интересам Б

£ Б выполняет диктуемые требования в обмен на вознаграждение со стороны А

£ Б совершает действие с единственной целью получить одобрение со стороны А

Как понимал легитимное господство М. Вебер?

£ господство, признанное со стороны управляемых индивидов

£ наследование законного представителя династии

£ гармоничное существовании различных общественных групп

£ власть, опирающаяся на население

Что понимается под категорией «основания власти»

£ иррационалистическое понимание власти

£ характеристика власти вообще

£ статус того или иного лидера

£ потенциальные возможности власти, т.е. средства которые могут быть ей использованы

Что понимается под политической властью в правовом государстве?

£ умение навязывать свою волю другим

£ использование элитой своих преимуществ

£ управление слабыми со стороны сильных

£ делегирование обществом государству политических полномочий

Наука о власти называется...

£ партологией

£ бихевиоризмом

£ кратологией

£ идеократией

Под «легитимностью власти» в политологии понимается...

£передача власти от одного субъекта другому

£ навязывание взглядов, политических установок одним субъектом другому

£ проявление готовности граждан подчиняться воле руководителей

£ стремление к обладанию властью

Что из ниже перечисленного не относится к функциям политической власти?

£формирование идеологии

£ управление обществом

£ организация и регулирование

£ контроль

Что из ниже перечисленного относится к функциям политической власти?

£ принуждение

£контроль

£ манипуляции

£ убеждение

Найдите неправильное утверждение

£ власть - это система субъектно-объектных отношений

£ легитимность - сущностный признак публичной власти и управления обществом

£ ресурсы власти - совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает и реализует власть

£государственная власть - это органы государственной власти

Тип власти, когда управляемый верит, что управляющий имеет право отдавать приказания и что его долг - подчиняться им, называется:

£ традиционный

£ легитимный

£ харизматический

£ принуждающий


ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ПЛАН:

1.Понятие, структура и функции политической системы.

2. Разновидности современных политических систем. Политические режимы.

3.Особенности политической системы РФ.

Приступая к подготовке первого вопроса, обратите внимание на то, что понятие «политическая система» позволяет наиболее полно и последовательно раскрыть социально-политическую природу общества, существующие в нём политические отношения, институты, нормы и принципы организации власти. Можно дать следующее определение политической системы – это система государственных и негосударственных институтов, осуществляющих определённые политические функции. Общественные отношения в процессе осуществления политической власти определяют содержание деятельности учреждений и организаций, составляющих политическую систему. Обратите внимание на то, что политическая система выступает как целостная динамическая система в органической взаимосвязи с другими системами: экономической, культурной, этнической, конфессиональной, её границы подвижны и могут изменяться.

Преобладающей точкой зрения российских и зарубежных политологов на структуру политической системы является выделение в её составе таких подсистем, как институциональная (организации, учреждения), нормативная (правовые и моральные нормы, политические традиции), функциональная (формы и направления политической деятельности, способ и методы осуществления власти), коммуникативная (связи и формы взаимодействия между субъектами политического процесса), идеологическая. Кроме того, вычленяются четыре главные группы элементов политической системы – политическая организация, политические отношения, политические и правовые нормы, политическое сознание и политическая культура. Рассмотрите подробно каждый из этих элементов.

В российской литературе функции политических систем принято делить на внутренние и внешние. К внутренним функциям обычно относят: защиту существующей экономической и социальной системы, управление хозяйством, консолидацию социально-политических сил, регулирование социальных отношений, охрану правопорядка, культурно-воспитательную деятельность. К внешним: защиту суверенитета, государственных интересов, развитие сотрудничества с другими странами, участие в решении глобальных проблем мира.

При работе над вторым вопросом темы следует понимать, что типология политических систем зависит от подхода исследователя. таких подходов существует несколько. Рассмотрите некоторые из них.

1.Марксистский. Выдвижение на первый план классового фактора в функционировании и развитии политической системы приводит к выделению рабовладельческой, феодальной, буржуазной и социалистической систем.

2.Известный немецкий политологи и социолог М.Вебер исходил прежде всего из типов легитимации политической системы и выделял традиционные, рациональные и харизматические системы.

3.Американский политологи Г. Алмонд учитывает прежде всего особенности социокультурной среды и различия в политической культуре. Он выделяет англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично-индустриальную, а также политическую систему тоталитарного типа.

4.Французский социолог Ж.Блондель разделил политические системы по содержанию и формам правления на либеральные, радикально-авторитарные, традиционные, популистские. авторитарно-консервативные. Рассмотрите подробнее один из подходов.

Обратите внимание на то, что существуют серьёзные различия в способах реализации основных функций политики, в формах осуществления власти, в степени вмешательства государства в экономическую и иные сферы общества. Политический режим – это способ осуществления политической власти в обществе. к основным характеристикам политического режима обычно относят: место и роль государства в жизни общества, степень его вмешательства в другие сферы общественной жизни, структура органов государственной власти и способы её осуществления, степень свободы и правовой защищённости личности, состояние гражданского общества и др.

Наиболее распространено деление политических режимов на демократию, тоталитаризм и авторитаризм. Сравните эти режимы по таким параметрам, как: степень автономности индивида, характер отношений между государственными должностными лицами и гражданами, способ государственного управления обществом, структура органов государственно-политического управления, влияние масс на процесс принятия политических решений, на формирование политической элиты и др.

При подготовке к третьему вопросу следует иметь в виду, что современное состояние политической системы России часто обозначают понятиями трансформация или переход. Политическая система РФ определена Конституцией, принятой в 1993 г. именно она определяет форму государственного и политического устройства. изучите статьи 1,3 и 7, из которых следует, что Россия –демократическое правовое государство с республиканской формой правления, где единственным источником власти является народ. Кроме того, РФ – это социальное государство, усилия которого направлены на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому россиянину.

В центре политической системы находится президент (ст.80,81), который является главой государства; законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию (ст.94, 95, 96); исполнительную власть осуществляет Правительство РФ во главе с Председателем Правительства (ст.110);судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст.118); местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций (с.131). Изучите подробно эти статьи Конституции РФ.

Следует иметь в виду, что реальная политическая система часто отличается от декларированной. По словам президента РФ В.В.Путина, «только сейчас мы заканчиваем первый этап постсоветского периода и можем начать движение вперед. Нам нужна устойчивая политическая система. Нам нужны такие механизмы, которые будут гарантировать долгосрочное и устойчивое развитие России на десятилетия вперёд. Для России с её историей потрясений и революционных срывов это крайне важная задача, разумеется, на демократических принципах. поэтому для нас так необходимы эволюционность, стабильность и последовательность любых политических преобразований, поэтому мы обязаны относиться к развитию нашей политической системы бережно и в высшей степени ответственно» (Выступление на съезде Всероссийской политической партии «Единая Россия» 27.11.11). Изучите изменения в политической системе РФ с 2008 по 2014 годы.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Линии сравнения Демократический Тоталитарный Авторитарный
1.Формы Непосредственная и представительная демократия Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских
2.Социальная база Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности Опора на массовые движения люмпенизированных слоёв населения Опора на традиционные социальные институты – бюрократию, армию, церковь
3.Гос. Устройство Правовое государство на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения «Всеобщее государство», осуществляющее тотальный контроль всех сторон частной и общественной жизни Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путём жёсткого контроля определённых секторов общественной жизни
4.Партийная система Многопартийность Одна партия Правящая партия огосударствлена
5.Оппозиция Действует легально Отрицается Её деятельность ограничена жёсткими рамками
6.Правовой принцип Разрешено всё, что не запрещено законом Запрещено всё, что не разрешено законом Всё, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью
7.Права человека Большой объём прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически Права граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности
8.Экономика Смешанная экономика, доминирует частный сектор. Государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер Централизованная экономика, государственное директивное планирование. Жёсткая производственная дисциплина Обширный гос. сектор может уживаться с рыночной экономикой
9.Идеология Политический плюрализм Существует единственная общеобязательная идеология Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений
10.Карательные органы Строго подчиняются закону Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны Важный элемент государственного аппарата

ВИДЫ РЕСПУБЛИК И ИХ ПРИЗНАКИ

Линии сравнения Президентская Полупрезидентская (смешанная) Парламентская
1.Порядок избрания президента Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь) То же самое Избирается на заседании парламента
2.Порядок образования правительства Президент формирует правительство при определённом парламентском контроле Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии
3.Ответственность правительства Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству Двойная ответственность перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен. Перед парламентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечёт за собой отставку правительства
4.Право роспуска парламента у президента Отсутствует Президент имеет право роспуска парламента То же самое
5.Наличие поста премьер-министра Отсутствует Существует Существует
6.Объём полномочий президента Не только глава государства, но и глава исполнительной власти (правительства) Глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несёт за них ответственность
7.Государства США, страны Латинской Америки Франция, Россия, Австрия Италия, ФРГ, Швейцария

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

Органы законодательной власти Органы исполнительной власти Органы судебной власти
Федеральное Собрание: Президент РФ Прокуратура
Совет Федерации и Государственная Дума Государственный совет – совещательный орган при Президенте РФ Конституционный суд России
  Правительство во главе с Председателем правительства (премьер-министр) Верховный суд России
  Министерства Высший арбитражный суд России

Основная литература

1. Конституция РФ. М.,2008

2. Ачкасов В.А., Гуторов В.А. Политология: учебник для вузов // М.: «Юрайт», 2007. С.351

Дополнительная литература

1.Тавадов Г.Т. Политология: учебник; М., Омега-Л, 2010. С.371

2. Политология, электронный учебник; М., КноРус, 2009; CD-ROM;

3. Матейкович М.С. Политическая модернизация России и право. // Государство и право, 2011, №1. С.21-30;

4. Вельяминов Г.М. Ответственность государства. // Государство и право, 2012, №7. С.59-71;

5. Шестопал Е.Б. Политическое лидерство в новых условиях: смена парадигмы восприятия. // Полис, 2013, №3. С.47-57.

6. А. Федотов. Консервативная логика современного развития России. // Власть, 2012, №9.

7. Комаровский В.С. Политическая идентификация России: проблемы и перспективы. // Вестник МГУ «Политические науки», 2010, №6. С.15-22.

8. Красин Ю.А. Государство и общество: сдвиги во властном поле // Полис, 2013, №5.

9. Переходов В. Контроль в системе власти: мнения населения. // Власть, 2013, №11

Вопросы для самоконтроля:

Что такое политическая система и какие типы политических систем обычно выделяют?

Каковы основные функции политической системы?

Что такое политический режим?

Дайте характеристику современных демократических режимов.

Каковы особенности политической системы РФ?

Какие специфические функции выполняет партия в политической системе?

Проверочный тест:

Какие из перечисленных элементов относятся к политической системе?

£политическая власть

£ экология

£ внешняя среда

£ международное сообщество

Какие из указанных структур формулируют нормы и правила политической системы

£ правительство

£ политические партии

£законодательные органы

£ избирательные системы

Какие из перечисленных элементов относятся к политической системе?

£политическая власть

£ экология

£ международное сообщество

£ внешняя среда

Какие из указанных условий способствуют укреплению политической стабильности?

£ наличие классового типа стратификации

£высокие показатели экономического развития и удовлетворенность большинства общества своим уровнем жизни

£ отсутствие оппозиции

£ обеспечение возможности участия групп и индивидов в формировании власти

Переустройство какой-либо стороны политической жизни общества, институтов в рамках существующего строя называется

£политической реформой

£ политическим процессом

£ политическим прогрессом

£ социальной эволюцией

Определите в каком отношении находятся понятия «политическая система» и «государственное управление»

£ первое относится ко второму как часть целого

£ понятия - синонимы

£ понятия антонимы

£второе относится к первому как часть целого

К входным функциям политической системы относятся

£ нормотворчество

£ применение правил

£артикуляция и агрегирование интересов

£ контроль за исполнением правил

Решения и действия политической системы - это

£реакция на поступающие запросы и требования внешней среды по принципу обратной связи

£ инициатива правящего большинства

£ инициатива правящего меньшинства

£ давление внешней среды, способствующие трансформации политической системы

Система государственных органов и государственных служащих, наделенных властными полномочиями для реализации функций государственной власти

£ общество

£ политическая система

£ государственная власть

£государственный аппарат

Движение политической системы любого государства к демократии включает

£ централизацию власти и властных полномочий

£ разрастание органов принуждения

£определение системы суверенитетов

£ усложнение системы и ее отдельных подсистем

К институтам гражданского общества не относится

£ церковь

£суд присяжных

£ профсоюзы

£ частная собственность

Практическое задание:

На основании изучения КФЗ «о Правительстве РФ» определите:

1. Какие конституционные полномочия возложены на Правительство РФ по сферам деятельности?

2. Ответственность Правительства перед Президентом РФ.

Проанализируйте КФЗ «О судебной системе Российской Федерации» и «Конституционном суде Российской Федерации» и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие принципы заложены в основу судебной системы РФ?

2. Как обеспечивается обязательность решений судебных органов на территории России?

3. Какие формы участия граждан РФ в осуществлении правосудия?

4. Почему Конституционный суд РФ не может рассматривать конституционные дела по своей инициативе, а может рассматривать только по инициативе субъектов законодательной инициативы?

5. По каким вопросам могут обращаться граждане Российской Федерации в Конституционный суд Российской Федерации?


ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДРУГИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

ПЛАН:

1.Понятие, функции и виды партий.

2.Партийные системы.

3.Общественно-политические движения и организации.

При подготовке к первому вопросу обратите внимание на то, что среди исследователей нет единого мнения по поводу причин возникновения партий. Чаще других приводят мнение М.Вебера / который считал. что партия как институт прошла определённые исторические этапы в своём развитии: 1.аристократические кружки, политические клубы, массовые партии. рассмотрите каждый из этих этапов. Однако большинство современных партий создаются электорально-парламентским путём. Любую современную партию характеризуют четыре основных составляющих: идеология, организация, цель и стремление обеспечить себе поддержку со стороны широких слоёв общества. Партия – это устойчивая, формализованная организация, стремящаяся к участию в осуществлении государственной власти и объединяющая людей с общими идейно-политическими взглядами. Партия вырабатывает и осуществляет определённую политическую программу, реализуя функции, которые можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним обычно относят следующие функции: определение целей политического развития, выработка политического курса и создание идеологии, партийное строительство, поиск источников финансирования своей деятельности и др.К внешним функциям относится следующая деятельность: распространение партийной программы и идеологии, борьба за государственную власть и участие в её осуществлении, реализация партийной программы, политическая социализация и мобилизация населения др. Перечисленные функции позволяют достаточно чётко определить место партий в современных обществах. Они являются связующим звеном между государственными структурами и населением. Партии аккумулируют интересы различных социальных групп, стремятся их реализовать при вхождении своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти.

В мире действует множество партий. Некоторые общие параметры позволяют объединять партии в определённые группы. Прежде всего партии различаются по идеологии (либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические и др.); различаются они и по внутренней структуре (строго централизованные и партии со свободным членством, децентрализованные); по месту, занимаемому партиями в системе государственной власти (легальные и нелегальные, партии-лидеры и партии –аутсайдеры, партии, правящие монопольно);. по способам взаимодействия с социальными группами (авангардные, парламентские, лейбористские). Рассмотрите это более детально.

По второму вопросу прежде всего нужно уяснить, что партийная система – это механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и её осуществление. В зависимости от количества партий, типа политического режима, исторических традиций обычно выделяют:

1.однопартийные системы, в которых монопольно правящая партия представляет собой часть государственного аппарата и исключается существование других партий;

2.фактически однопартийные (но формально многопартийные) системы, в которых наряду с монопольно правящей партией допускается деятельность других партий;

3.двухпартийные системы, в которых ключевые позиции политической жизни заняты двумя политическими партиями, которые периодически сменяют друг друга;

4.многопартийные системы, в которых действуют три и более партий. самостоятельно либо в составе избирательных блоков участвующих в парламентских выборах.

Приведите примеры и обратите внимание на то, что в таких странах, как Катар, Саудовская Аравия, Бутан политические партии официально запрещены.

Обратите внимание на то, что государство стремится урегулировать процесс создания новых партий, предотвратить излишнюю политическую раздробленность. С этой целью в законодательство вводятся нормы, определяющие требования к партиям, собирающимся принять участие в избирательной кампании. Изучите Закон РФ «О политических партиях», регулирующий партийную систему современной России.

Партии испытывают на себе и воздействие электоральных (избирательных) систем.

Готовясь к третьему вопросу, дайте определение общественно-политических движений и организаций. Это добровольные формирования, возникшие в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общих интересов и целей. Государство напрямую не вмешивается в их деятельность, но регулирует её в соответствии с действующим законодательством. В отличие от партий общественно-политические организации и движения не ставят перед собой цель овладеть государственной властью. Создаются они для обеспечения наиболее благоприятных и выгодных для себя решений, выражения и представления своих интересов, доведения до органов власти сведений о состоянии той проблемы, в решении которой нуждается организация или движение, давления на власть, чтобы заставить её действовать в интересах движения или организации. Главным объектом давления является государственный аппарат, так как именно в его рамках принимается большинство политических решений.

Целенаправленное воздействие групп интересов на органы власти с целью реализации специфических интересов получило название лоббизма. По методам деятельности лоббизм можно подразделить на легальный и нелегальный. Изучите методы лоббистов, подумайте, какой подход к лоббизму вам кажется более правильным – запретительный или регулятивно-правовой?

Далее рассмотрите массовые демократические движения – антивоенное, феминистское, экологическое, молодёжное, потребительское, движение пожилых и др.В чём причины появления альтернативных движений? Какова их социальная база? Активность альтернативистов приобрела различные организационные формы – от неформальных движений до партийной и парламентской деятельности. В отличие от политических партий или групп давления, социальным движениям в целом не свойственна высокая степень организованности. Они отвергают традиционные формальные и бюрократические способы организации, предпочитая сетевые структуры, без фиксированных центров власти. Большинство исследователей считает, что при всей противоречивости альтернативных движений они в основном направлены на разработку новой, более справедливой и гуманной модели человеческой цивилизации.

Основная литература

1. Конституция РФ. М.,2008

2. Ачкасов В.А., Гуторов В.А. Политология: учебник для вузов // М.: «Юрайт», 2007. С.351

3. Политология: учебник / под ред. В.П. Перевалова, 2-е изд. М., Норма, 2013. С.512

Дополнительная литература

1. Тавадов Г.Т. Политология: учебник; М., Омега-Л, 2010. С.371

2. Политология, электронный учебник; М., КноРус, 2009; CD-ROM;

3. Гаман-Голутвина О. В. Политические партии: современный облик. // Сборник материалов цикла «Русские чтения». М., 2006.Т.3.

4. Голосов Г. Партийные системы России и стран Восточной Европы. – М.,1999.

5. Зубов А.Б. Органические преимущества демократии. // Полис, 2013, №2. С.40-50

6. Халипов В. Ф. Наука о власти. Кратология. Учебное пособие. // М.89, С.448.

7. Игрицкий Ю.И. Многопартийная беспартийная Россия. // Россия и современный мир, 2012, №2.

8. Зелетдинова Э.Э. Оппозиция и стабильность политического процесса в России. // Власть, 2013, №11. С.11-16

9. Михалева Г.М. Партии, некоммерческие организации и новые формы гражданской активности. // Россия и современный мир, 2013, №1. С.101-118

10. Политический атлас современности: опыт многомерного статистического анализа политических систем современных государств. Москва, 2012.

11. Курочкин А. Динамика правового регулирования деятельности политических партий в современной России. // Власть, 2013, №1.

12. Политические партии в демократическом обществе. Правовые основы организации и деятельности: материалы международной конференции. Санкт-Петербург, 27-28.09.2012 (под ред. В.Д. Зорькина). Санкт-Петербург, 2013, С.304.

Вопросы для самоконтроля:

Как и когда возникли политические партии?

Каковы основные функции современных партий?

Какие партийные системы вы знаете?

Каковы особенности партийной системы РФ?

Что такое альтернативные движения и в чём их популярность?

Практическое задание:

1. Сделайте сравнительный анализ правового положения партии в РФ и ФРГ (на основе анализа федерального закона РФ «О политических партиях» и Основного закона Федеративной Республики Германии, см. «документы»)

2. Какие права закрепляет ФЗ РФ «О политических партиях» за политическими партиями?

3. Найдите в КФЗ «О референдуме Российской Федерации» положение, подтверждающее, что референдум является непосредственной формой народовластия.

Проверочный тест:

Признаками политической партии являются:

£Организационная упорядоченность

£ Наличие целей

£ Наличие лидера

£ Приверженность традициям

Назовите отличительный признак политической партии:

£ наличие программы

£ социальная база

£притязание на политическую власть

£ принцип демократического централизма

Какие суждения являются правильными?

£ все партии делятся только по классовому признаку

£ все партии имеют индивидуальное фиксированное членство

£ все партии имеют целью борьбу за государственную власть

£некоторые партии ограничивают свою деятельность только выборами

Какое суждение является правильным?

£во Франции существует многопартийная система

£ в Индии существует однопартийная система

£ в США существует многопартийная система

£ в Германии существует двухпартийная система

Какие из названных ниже положений раскрывают смысл функции артикуляции интересов?

£озвучивание интересов средствами массовой информации

£ трансформация интересов от социальных групп к правительству

£ преобразование настроений, эмоций, чувств в рационально сформулированные требования

£ стремление к обладанию властью

Какие из названных структур выполняют функции артикуляции интересов?

£ правительство

£ группы интересов

£ политические партии

£ законодательные органы

Какие из названных структур выполняют функции агрегирования интересов?

£ правительство

£политические партии

£ законодательные органы

£ избирательные системы

Чем отличаются массовые партии от кадровых?

£ значительным числом членов

£ аморфным свободным членством

£ преобладанием идеологической и воспитательной форм деятельности

£опорой на профессиональных политиков и финансовую элиту

В числе основных функций партии такие, как:

£ Определение целей политического развития, выработка и распространение политической идеологии

£ Защита профессиональных интересов своих членов

£ Рекрутирование и формирование политической элиты

£ Реализация политической программы через органы законодательной и исполнительной власти

Удельный вес партии в политической жизни общества детерминируется:

£ Числом членов и активистов партии

£ Количеством избирателей, голосующих за партию в период выборов

£ Числом полученных партией мандатов в представительных органах власти

£ Объемом средств, которыми располагает партия

В зависимости от места, которое партии занимают в политической системе, их можно подразделить на:

£ Легальные, полулегальные и нелегальные

£Правящие и оппозиционные

£ Парламентские и внепарламентские

£ Кадровые и массовые

Совокупность целей и средств их достижения, приоритетности и вариантов решения политических проблем составляет

£политический курс партии

£ идейно-политическую ориентацию партии

£ способ политического рекрутирования

£ политическую силу партии

Отметьте неправильный ответ. На основании идейной ориентации, принципов и отношения к прогрессу политические партии можно разделить на

£экстремистские

£ прогрессивные

£ консервативные

Выделите признак общественно-политического движения, отличающие его от политических партий

£непостоянство состава

£ борьба за власть

£ наличие общей идеологии

£ имеет программу и устав

£ реакционные

Выделите признак не свойственный политической партии

£ фиксированное членство

£отсутствие устава и программы

£ постоянство состава

£ борьба за власть

Какой процент от общего числа голосов явившихся на выборы избирателей должна набрать партия, чтобы попасть в Государственную Думу РФ по пропорциональной системе выборов

£ 3%

£5%отсутствие устава и программы

£ 7%постоянство состава

£ 9%


ТЕМА 4. ЛИЧНОСТЬ, ЛИДЕРЫ И МАССЫ В ПОЛИТИКЕ

ПЛАН:

1.Политическая социализация.

2. Формирование политических элит.

3.Политическое лидерство.

Приступая к изучению первого вопроса, начните с того, что вовлечение индивида в мир политики предполагает усвоение и поддержание им норм, образцов и стандартов поведения. Процесс усвоения человеком требований статусного поведения, культурных ценностей и ориентиров для адаптации в конкретной политической системе, называется политической социализацией. Обычно в ней выделяют первичный и вторичный этапы. В целом особенности первичного этапа состоят в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, ещё не понимая их сущности и значения. Вторичная политическая социализация связана с тем, что человек, освоивший приёмы обработки информации и выполнения ролей, способен противостоять групповому давлению и в индивидуальном порядке пересматривать идеологические позиции, производить переоценку культурных норм и традиций. вторичная социализация выражает непрерывную коррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения и идеологических позиций. каждый человек в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей, способностей и возможностей выбирает себе конкретную политическую роль или роли. мотивация участия личности в политике достаточно сложна и многообразна. В шкале участия личности в политике можно выделить следующие типы ролей:

1.Обычный гражданин с очень низкой политической активностью и заинтересованностью политикой (абсентеизм).

2.Гражданин, состоящий в общественной организации. движении, опосредованно включённый в политику, имеющий определённую точку зрения на политические события, активность проявляет участием в выборах, референдумах, других массовых акциях.

3.Гражданин, являющийся членом чисто политической организации (например, партии), осознанно делающий свой политический выбор.

4.Общественный деятель. он посвящает политической деятельности много времени и сил. Это может быть и эпизодическая деятельность, но достаточно значимая.

5.Профессиональный политик. Посвящает свою жизнь политической карьере. Политическая деятельность для него единственный или основной вид деятельности, смысл его жизни.

Изучая второй вопрос, обратите внимание на то, что в последнее время во всех странах увеличилось количество людей, которые занимаются политикой профессионально. Во-первых, это работники аппаратов партий, движений – их называют функционерами. Во-вторых, это чиновники органов государства. Они играют важную роль в процессе подготовки политических решений. В –третьих, политические лидеры, которые принимают политические решения. Из этого вытекает определение политической элиты. чаще всего её определяют как определённую группу. которая концентрирует в своих руках государственную власть и занимает властные посты, управляя обществом. в основном это профессиональные политики высокого ранга, а также высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ. По объёму властных функций можно различать высшую элиту (президент, премьер-министр, их непосредственное окружение, спикер парламента, лидеры ведущих политических партий), среднюю элиту (парламентарии, сенаторы, губернаторы, мэры и т.д.) и административную элиту (высший слой государственных служащих, занимающих ведущие позиции в министерствах, департаментах и др.). Существует множество теорий элит, по-разному объясняющих причины возникновения и существования элит. Прежде всего, изучите взгляды итальянских учёных В.Парето и Г.Моска, испанского философа и социолога Х.Ортега-и-Гассета, немецкого социолога Р.Михельса. Рассмотрите функции политической элиты. Обратите внимание, что на первое место чаще всего ставится стратегическая функция – разработка стратегии и тактики развития общества. Кроме того, важными являются и такие функции, как коммуникативная, организаторская, интегративная. Прокомментируйте эти функции.

В заключение остановитесь на механизмах формирования элит – системе гильдий, которая характерна для государств с недемократическими режимами и низкой социальной мобильностью, и антрепренёрской системе, типичной для демократических режимов.

При подготовке к третьему вопросу дайте определение политического лидерства. Политический лидер – это человек, способный влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей благодаря определённым личностным качествам. Обратите внимание на то, что лидером человек становится только в определённой ситуации. Часто именно способность правильно оценить ситуацию, скорректировать соответствующим образом свои действия обеспечивает человеку лидирующие позиции. Кроме того, ряд существенных обстоятельств значительно усилили роль лидера, облегчили ему прямой доступ к массам и влияние на массовое сознание. Прежде всего из-за ослабления роли крупных политических партий, падения их влияния и авторитета во многих странах и значительного возрастания в политическом процессе политических коммуникаций, информационных средств. Это даёт лидеру возможность обращаться непосредственно к массам, влиять на них, используя свои личностные качества.

Типология лидерства весьма разнообразна. Наиболее популярной в отечественной и зарубежной литературе является типология М.Вебера, который предлагает выделять три базовых типа лидерства – традиционное, рационально-легальное (бюрократическое) и харизматическое. Дайте характеристику этим типам лидерства. Российские исследователи (Г.Ашин, Б.Парыгин, А.Ковалёв и другие) предложили следующие принципы классификации лидерства: историзм (тип лидерства зависит от характера эпохи, лидер – продукт социальной среды); масштабность (лидеры общенациональные, региональные и т.д.); способности (выдвинулся лидер благодаря своим качествам или в силу обстоятельств); лидеры-инициаторы своего дела или продолжатели начатого дела (исполнители).

В заключение обратите внимание на то, что лидер находится под постоянным воздействием различных внешних факторов, влияющих на мотивацию не только его поведения, но и его последователей. Отношения политического лидерства зависят от политической культуры, типа политического режима, сложившихся политических институтов, а также от колебаний экономического развития, социальных запросов населения т.д. В периоды политической нестабильности и экономических потрясений у масс возникает потребность в харизматическом лидере, который наделяется исключительными свойствами и качествами.

Основная литература

1. Конституция РФ. М.,2008

2. Ачкасов В.А., Гуторов В.А Политология: учебник для вузов. // М.: «Юрайт», 2007. С.351

3. Политология: учебник / под ред. В.П. Перевалова, 2-е изд. М., Норма, 2013. С.512

Дополнительная литература

1. Тавадов Г.Т. Политология: учебник; М., Омега-Л, 2010. С.371

2. Политология, электронный учебник; М., КноРус, 2009; CD-ROM;

3. Ашин Г., Охотский Е. Курс элитологии. – М.,1999, С.202-311.

4. Гаман-Голутвина О. В. «Политические элиты России: вехи исторической эволюции» (монография) // М., «Росспэн», 2006. С.480

5. Сергеев В.М. Народовластие на службе элит / В.М. Сергеев; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; Ин-т междунар. исследований. — М.: МГИМО Университет, 2013. С.265 (Серия «Научная школа МГИМО/У/»).

6. Шестопал Е.Б. Политическое лидерство в новых условиях: смена парадигмы восприятия. // Полис, 2013, №3. С.47-57

7. Бабинцев В.Б. Субкультура бюрократии: приговор модернизации России? // Власть, 2013, №1. С.20-25

8. Богатырев С. Политические элиты Российской Федерации и Украины: сходства и различия в подходах к модернизации. // Власть, 2013, №5. С.40-43

9. Сумма идеологий. Мировоззрение и идеология современной российской элиты. М., Институт общественного проектирования, 2008. С.358

10. Попова О.В. Карьерные стратегии субфедеральных политических элит. // ОНС, 2013, №5.

Вопросы для самоконтроля:

Что такое политическая социализация и какое влияние она оказывает на личность?

Какие роли может играть в политике обычный гражданин и от чего зависит его выбор?

Что такое политическая элита и какие теории элит вы знаете?

Что такое политическое лидерство и какова типология политических лидеров?

Почему так востребовано харизматическое лидерство?

ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ПЛАН:

1.Политическая культура, её структура и функции.

2. Типы политических культур.

3.Политические идеологии.

Приступая к работе над первым вопросом. прежде всего обратите внимание на то, что существует множество трактовок и определений политической культуры. Это связано со сложностью и многовариантностью данной проблемы, политическая культура постоянно изменяющееся и развивающееся явление. В целом в отечественной науке под политической культурой понимается система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. Кроме того, это система сложившихся в обществе норм политического поведения, коллективных представлений о политике, способов оценки и объяснения политических явлений. Политическая культура имеет сложную структуру: 1.культура политического сознания, 2. культура политического поведения, 3. культура функционирования политических институтов. Кроме того, нужно выделить и такие элементы политической культуры, как политический язык, символы, государственная символика. Неотъемлемой и важной частью являются политические идеологии. Любая идеология – это система концептуально оформленных представлений, идей и взглядов на политическую жизнь, особый способ объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, позитивные ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры. Если бы идеология была только теоретической доктриной, она никогда не смогла бы овладеть умами миллионов людей. В идеологии всегда есть уровень в виде адаптированных для массовой аудитории текстов, лозунгов, суждений и оценок, программных заявлений, популистских обращений. Назначение этого уровня политической культуры – привлечь внимание масс к определённой системе ценностей, побудить широкие слои поверить в их исключительную важность, усвоить их и в конечном счёте начать руководствоваться ими при принятии решений. Далее следует рассмотреть основные функции политической культуры. Обычно выделяют следующие функции: познавательную, интегративную (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы), коммуникативная (передача элементов политической культуры от поколения к поколению), регулятивная (закрепляет установки, мотивы, цели и нормы поведения), воспитательная (содействует процессу социализации). Приведите примеры. Обратите внимание на то, что политологи в рамках культурологического метода пытаются выделить политико-культурные черты больших социальных групп – элиты, среднего класса, низших страт.

В заключение изучите факторы, влияющие на динамику политической культуры общества, внутренние и внешние источники изменений.

Второй вопрос темы сложен тем, что существует несколько типологий культур, однако большинство исследователей чаще всего ссылаются на типологию, данную американскими учёными Г.Алмондом и С.Вербой. Они выделяют три основных типа политической культуры:

1. патриархальная – отсутствие в обществе интереса к политической жизни;

2. подданническая – сильная ориентация граждан на государство, но политическая активность населения низкая;

3. активистская – заинтересованность граждан в политике и активное участие в ней.

Обратите внимание на то, что исследователи считают достоинством подданнического типа культуры является её способность мобилизовать большие массы людей, направить их энергию на нужные преобразования. Это достигается за счёт жёсткой дисциплины, упорядоченности, организованности. особенность активистского типа культуры интересна тем, что предполагается соединение общественного и частного интереса на основе существующей иерархии интересов, а не путём их противопоставления, что часто ведёт к росту социальной напряжённости и политическим конфликтам.

Кроме того, по отношению к власти различают господствующую и контркультуру; при учёте степени освоения гражданами различных ценностей, норм и стандартов различают консенсуальный и поляризованный тип политической культуры. В поляризованной политической культуре сложившиеся в обществе субкультуры отличаются резким несовпадением базовых ценностей и ориентиров политической деятельности.

Учитывая особую роль государства и других политических институтов в воспроизводстве образцов политического мышления и поведения, различают также официальную и реальную политическую культуру.

Существуют и более общие критерии типологизации, в частности, можно говорить о политической культуре Запада и Востока. Следует иметь в виду, что в реальности в «чистом» виде все названные типы не встречаются. Их различные сочетания дают смешанные типы. Например, один из смешанных типов, получивший название «гражданской культуры» и предполагающий смесь подданнических и активистских элементов, по мнению Г.Алмонда и С.Вербы, характерен для английской и американской культур. На основе изученного дайте характеристику современной российской политической культуре.

Третий вопрос плана наиболее сложный из всей темы. обратите внимание на то, что идеология позволяет политическим силам решать следующие задачи:

1. Формировать представления людей о назначении, смысле политической власти, обосновывать целесо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: