В литературе теорию мотивации ф. Герцберга часто называют теорией мотивационной гигиены или теорией "социального человека".ф. Герцберг выделил две группы побудительных мотивов активизации трудовой деятельности человека: гигиенические, мотивационные (см. Табл.3). Гигиенические мотивы - это мотивы, создающие настрой на труд, они могут быть как мотиваторами, так и демотиваторами трудовой деятельности.
Цель менеджера заключается в создании таких условий, чтобы гигиенические факторы стали мотиваторами трудовой деятельности. К мотивирующим факторам ф. Герцберг относит то, что всегда способствует повышению эффективности труда работников.
Таблица 3. Модель ф. Герцберга
Гигиенические факторы | Мотивирующие факторы (мотиваторы) |
Зарплата; Социальные блага; Условия работы; Статус; Климат на предприятии; Рабочая атмосфера, обстановка; Отношение к начальству и к коллегам. | Интересная работа: увлекательная постановка вопросов, многосторонность, возможность повысить свои знания; Самостоятельность и полномочия, свой участок работы; Возможность добиться ощутимых результатов; Признание достижений, выражающееся в увеличении дохода, полномочий, степени трудности поставленных задач; Профессиональное обучение и повышение квалификации как непрерывный процесс. |
Следовательно, если устранить факторы недовольства работников трудовым окружением, то можно формировать мотивы его трудовой деятельности, используя факторы удовлетворенности трудом.
В таблице 4 приведены основные принципы обогащения содержания работы для мотивации трудовой деятельности.
Таблица 4. Принципы обогащения содержания работы по ф. Герцбергу
Принцип | Задействованные факторы мотивации |
1. Отмените некоторые виды контроля, сохранив ответственность. | Ответственность и чувство достижения. |
2. Повысьте ответственность работников за результаты их работы. | Ответственность и признание. |
3. Выделите работнику целостный блок работы (деталь, отдел и др.). | Ответственность, чувство достижения и признания. |
4. Предоставьте работнику дополнительные полномочия. | Ответственность, чувство достижения и признания. |
5. Периодически советуйтесь с самим работником, а не с его непосредственным начальником. | Внутреннее признание, самоуважение. |
6. Предлагайте работнику новые, все более трудные задачи. | Профессиональный рост и обучение. |
7. Поручайте работникам задания, требующие особых знаний и навыков. | Ответственность, профессиональный рост и обучение. |
Группы потребностей, предложенные разными авторами содержательных теорий, достаточно наглядно между собой соотносятся (см. Рис. 4).
Рис. 4.
Не смотря на тот существенный шаг вперед в развитии теории мотивации, который совершили содержательные концепции в этом направлении, они не лишены определенных недостатков, к которым можно отнести:
1. Игнорирование ситуационных особенностей мотивационного выбора, сведение всего многообразия побудительных сил человека к ограниченному набору потребностей.
2. Недооценка индивидуальности человеческой деятельности. Пытаясь преодолеть ограниченность стимулирования по принципу «кнута и пряника» содержательные концепции мотивации попадают в собственную ловушку: пытаются ограничить поведение человека жесткой иерархией или набором внутренних ценностей.
3. Невозможность установить четкую корреляцию между различными потребностями человека ввиду отсутствия универсальной теории человеческой деятельности.
Эти недостатки, которые неизбежно заключали в себе все содержательные теории мотивации, попытались преодолеть другие исследователи в данной области, которые разрабатывали иные мотивационные модели, названные процессуальными.
Список литературы
1. Александров Е.А. О некоторых организационных критериях качества функционирования систем. Организация и управление. - М.,2010.
2. Бобрышев Д.Н. Основные категории теории управления. - М.,2008.
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.,2009.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М., 2010
5. Глухов В.В. Основы менеджмента. - СПб.,2010.
6. Ириков В.А. Модели и методы управления. - М.,2011.
7. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. - Н. Новгород, 2009.
8. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. - М., 2008.
9. Менеджмент организации. /Под ред. З.П. Румянцевой. - М., 2011.
10. Минтусов И. Проблемы теории и практики управления. - М., 2010.
11. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - М., 2011.
12. Страхова О.А. организация труда управленческого персонала. - СПб., 2008.