Уровни классификации, обуславливающие место и роль методов

Существует множество подходов к классификации методов. Каждая классификация строится на определенном основании.

Субъектный уровень обуславливает субъектность применения метода. В качестве субъекта действия выступают:

- специалист. Методы, которые он применяет, относятся к внешним методам действия, воздействия, взаимодействия;

- сам человек. Он использует внутренние методы (самостоятельные действия, самостоятельная работа человека над собой). Названия таких методов начинаются с "само-" (самовоспитание, самоанализ, самооценка и пр.);

- специалист и человек, на которого осуществляется педагогическое воздействие. Речь в данном случае идет о методах, обусловливающих совместные действия специалиста и клиента. Это методы совместной деятельности, совместного участия в процессе решения каких-либо задач.

Варианты соотношения внешнего, внутреннего и совместного действия могут быть самыми различными, в зависимости от ситуации, возраста клиента и других факторов.

Функциональный уровень обуславливает назначение метода. Функциональные методы подразделяются на основные (главные, ведущие) и обеспечивающие.

Основной функциональный метод - это метод реализационных действий, деятельности (практические методы). Обеспечивающие функциональные методы – это те, которые способствуют повышению эффективности и качества реализации метода действий.

Предметный уровень обуславливает способ реализации метода. Каждый метод предусматривает определенный способ его реализации. К ним относятся:

- группы методов действий (практические методы) - методы упражнений, тренировок, игр, методы научения и т.д.;

- группы методов воздействия - методы убеждения, информационные методы;

- группы методов организации деятельности - методы управления, контроля деятельности и др.;

- группы методов стимулирования (сдерживания) - методы поощрения, соревнования, принуждения, контроля, методы создания ситуаций, стимулирующих (сдерживающих) активность в действиях, поступках

-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: