СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….4
Раздел 1 История менеджмента ……………………………6
Тема 1.1 Природа управленческой мысли …………………………6
Тема 1.2 Российская управленческая наука и практика …… 14
Раздел 2 Методологические основы менеджмента …..25
Тема 2.1 Менеджмент: содержание и основные элементы... 25
Тема 2.2 Современные концепции менеджмента …………… 29
Раздел 3 Функции менеджмента …………………………36
Тема 3.1 Стратегия фирмы и элементы ее формирования.. 36
Тема 3.2 Структура управления организацией ……………… 44
Тема 3.3 Коммуникации в управлении …………………………. 51
Тема 3.4 Процесс разработки управленческого решения ….. 55
Тема 3.5 Организационные изменения в управлении ……… 58
Раздел 4 Человек в системе управления ……………….66
Тема 4.1 Мотивационные факторы в управлении …………. 66
Тема 4.2 Управление конфликтами в организации …………. 73
Тема 4.3 Руководство организацией: власть и лидерство. 76
Тесты для самопроверки ……………………………………..87
Литература …………………………………..………………….92
|
|
Введение
У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки…
Мы – европейские слова
И азиатские поступки.
Русская эпиграмма
(вторая половина Х1Х века)
Сегодня становится все более очевидным тот факт, что главная проблема экономики России заключается в непродуманном управлении. Это обстоятельство объясняется тем, что до сих пор при подборе управленческих кадров, значительно, большую роль, играют специальные знания, чем знания в области управления. В новых хозяйственных условиях от хорошего руководителя наряду с профессиональной пригодностью требуются организаторские способности и знание людей. Эти качества можно выработать при изучении определенных областей знаний, составляющих содержание менеджмента. К ним относят:
· Информацию об истоках управленческой мысли;
· Знания о научных школах в управлении;
· Сведения о современных концепциях менеджмента;
· Умение формулировать цели своей организации и определять задачи каждого сотрудника;
· Владение принципами формирования стратегии организации и принятия управленческих решений;
· Навыки коммуникативного процесса, без которого все принятые решения окажутся бесполезными;
· Умение осуществить организационные изменения, которые в российских условиях крайне необходимы;
· Знание закономерностей мотивационного процесса;
· Владение принципами устранения конфликтов в организации;
· Умение формировать такой стиль руководства, при котором традиционная власть сочеталась бы с лидерскими качествами руководителя организации.
Предлагаемое учебно-практическое пособие является переработанным и дополненным пособием автора «Менеджмент: основы теории и практические задания» и охватывает все перечисленные области знаний, в основе своей достаточные современному руководителю для эффективной деятельности.
|
|
Логика пособия такова: каждая тема включает в себя соответствующую информацию, причем некоторые сведения только обозначаются, но в достаточной мере не раскрываются, чтобы побудить студентов и слушателей для самостоятельного изучения предложенной, в конце каждого раздела, учебной и научно-исследовательской литературы. Цель формирования управленческого мировоззрения отражена и в вопросах для обсуждения, помещенных после каждого раздела. Предложенные вопросы имеют целью не просто закрепить учебный материал, но и попытаться понять и раскрыть сегодняшние проблемы теории и практики управления. Кроме того, каждый раздел содержит практическую ситуацию для анализа.
В конце пособия представлены тесты для самопроверки.
Автор надеется, что учебно-практическое пособие станет хорошим подспорьем для всех, кто хочет освоить навыки управленческой работы. Это могут быть как студенты, обучающиеся менеджменту по разным формам: дневная, заочная, дистанционная, так и руководители-практики, осознавшие необходимость дополнительных знаний в области управления.