Основные характеристики монады в теории Лейбница

С позиций рационализма, опираясь на законы математики он дал новое объяснение мирозданию, психическим функциям человека, отношению между духовным и телесным.

Мироздание –это грандиозный механизм. Материя не может быть субстанцией, т.к. она протяженна, и в силу этого – делима. Лейбниц говорил о существовании множества субстанций, названных им монадами (от греческого monos – единое). Монада представляет собой неделимые духовные субстанции. Число монад бесконечно, каждая из них обладает восприятием (перцепцией)и стремлением, что является ее основным свойством, и обеспечивает ей первичность, активность и деятельный характер. Но он подчеркивал, что перцепцию следует отличать от апперцепции (сознания).

Он разделил психические явления на сознательные и бессознательные. В дальнейшем идеи Лейбница сказались на представлении о психике в немецкой школе.

Душа в теории Лейбница это тоже монада, которая отличается восприятием и памятью. Человеческая душа обладает способностью к апперцепции, т.е. обладает сознанием и самосознанием, и представляет собой высший уровень развития монад. Не существует 2-х совершенно тождественных монад, поэтому души людей отличаются друг от друга, этим объясняется уникальность и неповторимость каждого отдельного человека. Так как душа-монада остается замкнутой единицей («нет окон»), то это положение доказывало невозможность внешнего влияния на самоопределение человека, в том числе и другими людьми. (Отрицает роль культуры в развитии личности, роль другой личности в формировании самосознания).Интуиция распахивает «окна» души-монады, раскрывая ее навстречу истине и другим душам. Лейбниц однако не отрицал связь монады с окружающим миром. Основа этой связи –восприятие, которое активно и субъективно. Но субъективность познания не противоречит его истинности, т.к. познание – это результат активного постижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: