Совокупный спрос
Совокупный спрос (АD) – экономический агрегат равный реальному объему ВНП, который готовы купить потребители при каждом возможном уровне цен.
Структура совокупного спроса может быть представлена следующим образом:
АD = С + I + G+ Xn
Графически он изображается кривой с отрицательным наклоном, который показывает связь между уровнем цен и реальным ВНП.
Под влиянием уровня цен изменяется объем АD и экономика перемещается из точки А в точку В:
А |
p |
p2 |
p1 |
В |
ВНПр |
Q1 |
Q2 |
Кроме цены на объем спроса влияют другие ценовые
факторы:
1. Эффект процентной ставки (если растут цены, то повышается спрос на деньги);
2. Эффект богатства (или кассовых остатков) (если растут цены, то ваши финансовые активы обесцениваются, и вы становитесь относительно беднее).
3. Эффект импортных закупок (если растут цены, то снижается спрос на товары национального производства).
Кроме ценовых факторов на АD оказывают влияние и неценовые факторы (причем у каждого компонента они свои):
На потребительские расходы (С) влияют:
1) уровень благосостояния потребителей;
2) потребительские ожидания;
3) размеры потребительской задолженности;
4) потребительские налоги.
На инвестиционные расходы (I) влияют:
1) динамика процентной ставки;
2) уровень развития технологии;
3) ожидаемая прибыль на вложенный капитал;
4) уровень загрузки производственных мощностей;
5) налоги на предпринимательство.
Государственные расходы (G) зависят:
1) от политических решений.
На чистый экспорт (Xn) влияют:
1) динамика и уровень доходов других стран;
2) валютный курс национальной денежной единицы.
Все неценовые факторы изменяют не объем спроса, а сам спрос.
Кривая AD смещается влево или вправо.
AD1 |
AD2 |
p |
p1 |
Q2 |
Q1 |
ВНПр |