высоко ценил возможности метода аналогий, называя последний «инстинктом разума».
Абстрактные объекты должны удовлетворять связям и взаимодействиям складывающейся области знания. Поэтому всегда ' актуален вопрос о достоверности аналогии. В силу того, что история науки дает значительное количество примеров использования аналогии, она признана неотъемлемым средством научного и философского умопостижения. Различают аналогии предметов и аналогии отношений, а также строгую аналогию и нестрогую. Строгая аналогия обеспечивает необходимую связь переносимого признака с признаком сходства. Аналогия нестрогая носит проблемный характер. Важно отметить, что отличие аналогии от дедуктивного умозаключения состоит в том, что в аналогии имеет место уподобление единичных объектов, а не подведение отдельного случая под общее положение, как в дедукции.
Как отмечает В. Н. Порус, «важную роль в становлении классической механики играла аналогия между движением брошенного тела и движением небесных тел; аналогия между геометрическими и алгебраическими объектами реализована Декартом в аналитической геометрии; аналогия селективной работы в скотоводстве использовалась Дарвиным, в его теории естественного отбора; аналогия между световыми, электрическими и магнитными явлениями оказалась плодотворной для теории электромагнитного поля Максвелла. Обширный класс аналогий используется в современных научных дисциплинах: в архитектуре и теории градостроительства, бионике и кибернетике, фармакологии и медицине, логике и лингвистике и др.
|
|
Известны также многочисленные примеры ложных аналогий, "аковы аналогии между движением жидкости и распространением тепла в учении о «теплороде» XVII—ХУШ вв., биологические налогии социал-дарвинистов в объяснении общественных процессов и др.»1
К этой группе примеров следует добавить, что метод анало-ии широко используется в сфере технических наук. Для них важ-:а процедура сведения, где при создании сходных с изобретением объектов сводятся одни группы знаний и принципов к другим. Огромное значение имеет процедура схематизации, которая за-
1 Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 1. М., 2000. С. 104.
260_________________________________ Основы философии науки
мещает реальный инженерный объект идеализированным пред
ставлением (схемой, моделью). Необходимым условием являет-
ся математизация. Различают технические науки классического!
типа, которые формируются на базе одной естественной науки!
(например, электротехники), и неклассические или комплексные!
технические науки, которые опираются на ряд естественных наук!
(радиолокация, информатика и пр.). |
|
|
В технических науках принято различать изобретение, как со-|
здание нового и оригинального, и усовершенствование, как пре-|
образование существующего. Иногда в изобретении усматривает-!
ся попытка имитации природы, имитационное моделирование*!
аналогия между искусственно созданным предметом и природ-!
ной закономерностью. Так, цилиндрическая оболочка — распрос-1
траненная форма, используемая для различных целей в технике и!
быту — универсальная структура многочисленных проявлений ра-|
стительного мира. I
У изобретения-имитации больше оснований быть вписанным!
в природу, поскольку в нем ученый пользуется секретами при-!
родной лаборатории, ее решениями и находками. Но изобрете-1
ние — это еще и создание нового, не имеющего аналогов. 1
Формирование законов предполагает, что обоснованная экс-1 периментально или эмпирически гипотетическая модель имеет! возможность для превращения в схему. Причем «теоретические I схемы вводятся вначале как гипотетические конструкции, но за-1 тем они адаптируются к определенной совокупности эксперимен-1 тов и в этом процессе обосновываются как обобщение опыта»1.1 Затем следовал этап ее применения к качественному многообра-1 зию вещей, т. е. ее качественное расширение. И лишь после этого! следовал этап количественного математического оформления в I виде уравнения или формулы, что знаменовало собой фазу появ- ' ления закона.
Итак, модель -» схема -> качественные и количественные расширения -> математизация -» формулировка закона. На всех без исключения стадиях реально осуществлялась как корректировка самих абстрактных объектов, так и их теоретических схем, а также их количественных математических формализации. Теоретические схемы также могли видоизменяться под воздействием ма-
1 СтепшВ. С. Теоретическое знание. М., 2000. С. 313—314.