Экономическая деятельность

Экономическая деятельность - это любая деятельность субъектов экономики, направленная на получение экономиче­ской выгоды. Экономическая деятельность направлена на обес­печение жизнедеятельности отдельного человека, общества.

Субъектами экономической деятельности в рыночной эко­номике являются: домашние хозяйства, фирмы, государство.

Домашнее хозяйство включает в себя группу людей (или одного человека), совместно принимающих решения относи­тельно использования своих ресурсов. В модели рыночной эко­номики главная функция домашних хозяйств - потребление.

При этом домашние хозяйства являются:

• покупателями и потребителями конечных товаров, про­изведённых фирмами и государством;

• собственниками производственных ресурсов.

Фирма - организация, использующая ресурсы для производ­ства товаров и услуг с целью их последующей реализации на рынке в модели рыночной экономики. Главная функция фирм - производство.

При этом фирмы:

• приобретают производственные ресурсы на рынке фак­торов производства;

• производят товары и услуги;

• продают произведённые товары на рынке товаров.

Государство включает в себя все центральные (федераль­ные), региональные (республика, край, область и т.д.) и местные органы, обеспечивающие законодательную, исполнительную и судебную деятельность. В модели рыночной экономики главной функцией государ­ства является регулирование экономической деятельности.

При этом государство:

• является покупателем и потребителем как факторов про­изводства, так и товаров и услуг;

• производит и продаёт товары и услуги;

• распоряжается принадлежащими ему ресурсами;

• перераспределяет денежные потоки и доходы.

Каждый субъект экономики в рыночной экономике имеет основные цели, например:

- цель домашнего хозяйства - максимальное удовлетворение потребностей;

- цель деятельности фирм - получение максимальной при­были;

- цель государства - обеспечение максимального уровня благосостояния населения страны.

Стремясь к осуществлению основных целей, субъекты эконо­мики вступают в экономические отношения, которые можно пред­ставить в виде модели экономического кругооборота (рисунок).

Схема кругооборота ресурсов, товаров, услуг и денег

Современная экономическая (хозяйственная) деятельность субъектов рыночной экономики выстраивается на основе сле­дующих экономических явлений:

• предпринимательство;

• коммерция;

менеджмент;

маркетинг и т.д.

Предпринимательство - это экономическая деятельность субъекта экономики с использованием новизны, изобретательст­ва, направленная на получение прибыли.

Коммерция - это торговая деятельность людей, направлен­ная на получение торговой прибыли. Это часть предпринима­тельской деятельности в сфере обращения, состоящая прежде всего в заключении торговых сделок. Основная цель современ­ной коммерции - всестороннее обслуживание производства и рационализации сферы обращения.

К новейшим формам современной экономической деятель­ности можно отнести лизинг, факторинг, франчайзинг.

Лизинг - долгосрочная аренда машин и оборудования с це­лью их производственного использования.

Факторинг - форма коммерческой деятельности, представ­ляющая собой управление долгами.

Франчайзинг - соглашение, заключаемое между крупными и мелкими фирмами, в соответствии с которым крупная компа­ния разрешает небольшим предприятиям реализовывать свою продукцию от её имени (так, в частности, работает группа «Макдоналдс»).

Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разрабатываемых и применяе­мых с целью повышения эффективности производства и увели­чения прибылей. Менеджмент является также наукой об управ­лении человеческими отношениями в процессе производства и взаимосвязей потребителей и производителей. Здесь исследуют­ся способы и методы воздействия на сам процесс производства и на людей, участвующих в нём с целью достижения наилучших результатов. Менеджер - это профессиональный управляющий, генеральный директор, руководитель, знающий психологию, социологию, организацию производства и т.д.

Маркетинг - система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью рас­ширения сбыта производимых товаров и внедрения на рынках новых товаров.

Экономисты рассматривают маркетинг как философию рынка, как вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: