Задания СЗ: специфика, система оценивания, примеры

Задание СЗ представляет собой задание-задачу, содержа­щую условие в виде ситуации, или высказывание и вопросы (предписания к нему). Абитуриент должен изложить собствен-

353ные суждения и аргументы по определенной социальной про­блеме с опорой на знания курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт. Это задание высокого уровня слож­ности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определённой проблемы. По критериям оценки эти задания могут быть разделены на два вида: с жёст­кими критериями оценки и со свободными критериями.

Пример задания первого вида:

Определите, предприятие какой формы собственности ил­люстрирует следующий пример. Назовите признаки этой фор­мы собственности. Семья организовала ферму по выращиванию телят, привлекая в период заготовки сена дополнительных ра­ботников. На доходы от хозяйственной деятельности семья решила строить новый дом.

Критерии правильного ответа:

Форма собственности предприятия - индивидуальное част­ное предприятие. Его признаки:

1) право собственности на используемые средства производ­ства;

2) использование личного труда производителя, наёмных работников;

3) право распоряжаться доходом от хозяйственной деятель­ности.

Такой ответ оценивается в 3 балла. Если правильно названа форма собственности и указан один из приведённых выше при­знаков - 2 балла. Если правильно названа форма собственности, но не приведены признаки - 1 балл. Ответ неправильный - О баллов.

Приведём пример работы, заслуживающий три балла.

«Это предприятие - ферма - частное индивидуальное пред­приятие (так как собственник - одна семья). Признаки: члены семьи обладают правом собственности на имеющиеся у них средства производства, они трудятся сами (личный труд), а так­же при необходимости используют труд наёмных работников (в данном случае - в период заготовки сена); они самостоятельно распоряжаются доходами (в данной задаче - собираются строить новый дом)».

Задания СЗ бывают и иного рода, в которых критерии дают­ся не в виде жёстких рекомендаций, а лишь в виде «ключа», об­щих подходов. Например:

Нередко можно услышать мнение, что с безработицей в рамках рыночной экономики бессмысленно бороться: она присуща рынку. Сформулируйте собственную позицию по данному вопросу и приведите два аргумента.

Критерии оценки к такого рода заданиям выглядят так:

- 3 балла - правильно сформулировано суждение (в данном случае - «от безработицы в условиях рынка избавиться полно­стью нельзя» и приведены два аргумента (например, «безрабо­тица - следствие взаимодействия спроса и предложения на рын­ке труда», «естественный уровень безработицы необходим для поддержания конкуренции на рынке труда», «государство может путём регулирования рыночной экономики сократить безрабо­тицу» и т.д.);

- 2 балла - правильно сформулировано суждение и приведён один аргумент;

- 1 балл - правильно сформулировано суждение без аргу­ментов, или приведён аргумент без обобщающего суждения;

- О баллов - ответ неправильный.

Методика подготовки ответов на данный тип задания весьма близка к заданиям С8, о которых мы расскажем ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: