Примерные вопросы для тестирования по модулю 1
« Общие вопросы психологии лиц с нарушениями зрения »
1. Выберите ученых, занимающихся изучением причин детской слепоты.
А) А.И. Каплан;
Б) Ф.Ф. Рау;
Д) В.З. Денискина;
Е) Г.Д. Вильницкая;
Ж) Н.Н. Малофеев.
2. Наука, объединяющая в себе тифлопсихологию и тифлопедагогику, получила название…
А) Тифлопсихопедагогика;
Б) Тифлопедагогическая психология;
Д) Тифлология.
2. Специальная азбука для детей с нарушениями зрения была разработана…
А) Луи Брайлем;
В) Дени Дидро;
Г) А.Г. Литваком;
Е) М. Готтесманом.
3. Предметом тифлопсихологии является…
А) психическое развитие лиц с нарушениями зрения;
Б) Специфика организации воспитания и обучения детей с нарушениями зрения;
Г) Закономерности развития познавательной сферы детей с нарушениями зрения
Е) закономерности и особенности развития лиц с нарушениями зрении.
Ж) формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатка информации.
4. Соотнесите способ восприятия зрительной информации и соответствующий ему термин
1.Сукцессивное восприятие
2.Симультантное восприятие
А.Одномоментное сопоставление образа и эталона
Б. Последовательный перебор и сравнение признаков формирующегося образа и эталона
Примерные варианты практических задач:
ЗАДАНИЕ 1. Подготовка каталога методик для психодиагностического обследования разных видов мышления детей с нарушением зрения.
Цель задания – ознакомление с методиками психологической диагностики лиц с нарушениями зрения.
Особенности выполнения задания – краткая характеристика методики включает следующие пункты: указание цели, автора, возраста, на который рассчитана данная методика, возможности использования и литературный источник.
При подготовке каталога необходимо ориентироваться на предложенный в программе список основной и дополнительной литературы.
ЗАДАНИЕ 2. Подготовка каталога методик по обследованию восприятия, памяти, внимания и воображения у слепых и слабовидящих.
Цель задания – отработка навыков составления программы психодиагностического обследования.
Содержание задания – студент должен представить программы диагностического обследования определенной возрастной группы (запрос определяется индивидуально с преподавателем).
Особенности выполнения задания – при проведении обследования рекомендуется использовать следующую схему: тема, проблема, цель, объект, предмет, задачи, критерии, диагностические методики (с какой целью используются, автор, источник).
ЗАДАНИЕ 3. Подбор игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов детей с нарушенным зрением (тематика коррекционно-развивающих упражнений определяется студентом самостоятельно).
Содержание задания – задание позволяет подготовить тематический каталог игр и упражнений, который затем может быть использован при составлении коррекционно-развивающей программы для детей с нарушенным слухом.
Особенности выполнения задания. Тематика каталога выбирается студентами самостоятельно.
Необходимо отметить, что практические задания №№1, 2, 3 и 4 логически взаимосвязаны, поэтому студентам рекомендуется при их выполнении придерживаться одной темы. Все практические задания непосредственно связаны с темами семинарских занятий, выполнение которых позволят успешное применять студентам полученные теоретические знания в своей профессиональной практической деятельности.
Вопросы для собеседования по модулю 1 «Общие вопросы психологии лиц с нарушениями зрения»
1.Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития лиц с нарушениями зрения.
2.Общенаучная характеристика тифлопсихологи: объект, предмет, задачи.
3.Исторический аспект становления тифлопсихологии и ее современное состояние.