Технологическая карта урока

В практике психодиагностики известны противоположные приведенным подходы:

Подход "по рецепту" заключается в том, что удовлетворение тестирующего вытекает прежде всего из убеждения, что для всех случаев имеется какой-либо тест.

Узколабораторный подход заключается в том, что тестирующий довольствуется лишь частичными результатами.

Комплексный, но ригидный подход заключается в том, что тестирующий применяет наборы методов, большинство из которых не релевантны целям исследования и даже нежелательно загружают испытуемого.

Общей чертой этих подходов являются погрешности при постановке вопросов.

"Задавать правильные вопросы – это самая главная предпосылка всякой диагностики"

Й. Шванцара

Примечания:

[25] См. 1., С. 13.
[26] См. 2. С. 11; 5., 3. С.339-354.
[27] См. 3. С. 66; 4. С. 192-195.

Литература:

1. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.

2. Анастази А. Психологическое тестирование.Т. II – М.: Педагогика, 1982.

3. Шванцара Й. Диагностика психического развития (Пер. с чешск.; Общ. ред. Г.А.Овсянникова. – Прага: медицинское изд-во Авиценум, 1978. С. 46.

4. Grubitzsch S. Testtheorie – Testpraxis. Psychologische Test und Prufverfahren im kritischen Uberblick. – Germany, Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag Gmbre, 1991. S. 192-195.

5. Психологическая дифференциация нарушений развития у старшеклассников: методические рекомендации / Отв. ред. В.В.Ковалев. – М.: НИИ психиатрии, 1982. 33 с.

Дополнительная литература ко всему курсу

1. Бызова В.М. Основы психодиагностики, учебное пособие, Сыктывкар, Гос. университет, 1992, 59 с.

2. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. – СПб РИО, СПб ГУ, 1991, 75 с.

3. Гарбер Е.И., Казча В.В. Методика профессиографии. – Cаратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1992, 196 с.

4. Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической дианостики: учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1991, 55 с.

5. Кто есть "Я". Тесты. / Сост. А.О.Бурдин. – Пермь: МП "Книга", РЦПО Голос, 1992, 57 с.

6. Левитан К.М. Знаете ли Вы себя? Сборник психологических тестов и рекомендаций. – Екатеринбург: Профтех, 1991.

7. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: описание и руководство к использованию / Отв.ред. А.Ф.Кудряшев. – Петрозаводск: Петроком, 1992, 318 с.

8. Методики изучения интеллекта. 4.1 / И.Н.Агафонова и др. – СПб: Гор.институт усовершенствования учителей, Кафедра педагогики и психологии, 1991, 221 с.

9. Можете ли Вы стать бизнесменом? Научно-популярные тесты. Авторы-составители В.П.Фоминых, Е.В.Гунина, О.И.Волошин.- Изд-во Чувашского университета, 1992, 131 с.

10. Познай себя и других: популярные тесты. / Сост. И.Г.Леонтьев. – М.: ИВЦ Маркетинг, 1993, 132 с.

11. Потапенко Т.М. Как стать миллионером. Психологические тесты. – Киев: Будивельник, 1991, 94 с.

12. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / И.Ю.Беляева и др. – М., Изд-во МГУ, 1992, 116 с.

13. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А.Крылова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990, 272 с.

14. Предчувствие портрета. Сборник тестов / Сост. Е.Владимирова. –Екатеринбург: Ладъ, 1992, 158 с.

15. Проблема цвета в психологии / Отв. ред. А.А.Митькин, Н.Н.Корж. – М.: Наука, 1993, 204 с.

16. Психологический статус личности в различных социальных условиях: диагностика и коррекция / Межвузовский сборник // Под ред. В.С.Мухиной. – М.: Прометей, 1992, 198 с.

17. Развитие и диагностика способностей / Л.Г.Алексеева и др. // Отв.ред. В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков. – М.: Наука,1992, 179 с.

18. Рейнвальд Н.И. Личность и характер: учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН, 1992, 88 с.

19. Симоненко Ю.А. Искусство разбираться в себе и других. Психологические тесты. – Л.: Культурно-досуговый центр "Просветитель", ЛГИК, 1990, 24 с.

20. Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А.Голубевой. – М.: Педагогика, 1989, 199 с.

21. Суслов В.И., Чумакова Н.П. Психодиагностика. Учебное пособие.– СПб РИО, СПб ГУ, 1992, 59 с.

22. Тесты. Вып.2. – М.: Информационно-коммерческое агенство "Информбанк" центрального правления Всесоюзного экономического общества, 1990, 28 с.

23. Тесты. Полезные советы / Сост. С.Х.Меретукова. – Майкоп: Адыгейское книжное изд-во, 1992, 168 с.

24. Черепанова Н.С., Дорожкин Ю.П. Графологическая диагностика. Методическое пособие. – М.: НМПИО "МАГ", 1992, 32 с.

Технологическая карта урока

  Содержание урока Деятельность преподавателя Деятельность студентов
1-2 3-5 1-2 10-12 7-9 8-10 5-10 5-8 1-2 3-5 Организационный момент. (слайд 1) Мотивационно - целевой этап. - Что такое закон? (слайд 2) (Закон — в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы). -Что такое ФГОС? (слайд 3) (совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования). - Что такое обучение своими словами? (слайд 4) (По закону: целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни). - Что такое воспитание?(слайд 5) (по закону: деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства). А) формулировка темы и цели урока. - А теперь, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Обозначьте тему нашего урока. (Законодательное обеспечение образовательной деятельности в РФ). (слайд 6) - Какую цель вы поставите перед собой на урок? (Актуализировать знания студентов о законодательном обеспечении образовательной деятельности в РФ через включение в активную познавательную деятельность). (слайд 7) Обобщение и систематизация знаний. Федеральный закон об «Образовании в РФ» принят 29 декабря 2012 года, вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Он призван заменить два действующих базовых закона: "Об образовании" (1992) и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1996). В документе прописываются нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее, высшее и дополнительное. Принципиальные отличия нового закона от старого. (слайд 9)Сегодня задача нового закона — не только описать систему образования, определить правила для всех участников образовательного процесса, но главное — описать нормы и правила, по которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню, предоставить каждому гражданину в любом возрасте возможности для образования и профессионального роста. Новый закон учитывает все многообразие возможностей получения качественного образования, которые сегодня есть в Российской Федерации. При этом образование на всех уровнях от дошкольного до высшего остается бесплатным. Цель нового закона — интеграция всех возможных документов, регулирующих сферу образования. Изначально он и задумывался как своего рода кодекс, согласованный со всеми нововведениями бюджетного, налогового и трудового кодексов, а также с законом о правовом положении бюджетных, автономных и казенных учреждений. ОтветДействительно, непрерывное образование упоминается и в существующем законе, но новый законопроект упорядочивает эту систему. Более того, он включает дошкольное образование в систему общего образования в качестве отдельного уровня, чего раньше никогда не было. Что касается уровней профессионального образования: законопроект обеспечивает общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования и гарантирует безвозмездное получение на конкурсной основе третьего уровня высшего образования (сейчас это послевузовское профессиональное образование). Определяет новый закон и уровни образования, наличие которых дает право на занятие профессиональной деятельностью. Все это в совокупности дает возможность каждому человеку повышать свой образовательный уровень на протяжении всей жизни. (слайд 10) Получат право учить детей и взрослых:вет  Образовательные организации.  Научные организации (по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров, а также по программам профессионального обучения).  Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, организации, осуществляющие социальное обслуживание детей (по основным и дополнительным Общеобразовательным программам, программам профессионального обучения).  Индивидуальные предприниматели (по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения).  Иные организации любой организационно- правовой формы (по программам профессионального обучения и дополнительного образования). Трактовка понятий «обучение» и «воспитание» в тексте закона выявлены во второй статье первой главы. (слайд 11) Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. (слайд 12) Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. (слайд 13) Конкретные преимущества, которые получат учащиеся, родители и вся система образования от вступления в силу нового закона: (слайд 14) 1.Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу. 2.Расширяются возможности получения знаний. В законодательстве впервые закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение. 3.Расширится выбор образовательных организаций, в которых можно получить образование на бесплатной основе: бюджетное финансирование получат граждане, обучающиеся в негосударственных образовательных организациях. (слайд 15) 4.Студенты и школьники получат возможность выбирать учебные курсы, причем не только в своем образовательном учреждении, но и за его пределами. 5.Среднее профессиональное образование станет общедоступным. 6.Повышен уровень начального профессионального образования: оно включено в систему среднего профессионального образования. 7.Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влияния на образовательный процесс и его организацию за счет расширения полномочий общественных советов. (слайд 16) 8.Студенты получат возможность заниматься научной деятельностью под руководством научных работников. Будут расширены возможности прохождения практики на предприятиях реального сектора экономики, ведения преподавательской деятельности специалистами предприятий-работодателей. 9.Расширятся возможности для реализации уникальных образовательных программ. В законе учтены особенности получения образования для детей с ограниченными возможностями, образования в сфере культуры и искусства и т. п. (слайд 17)Какие права обеспечивает новый закон?  Право каждого на образование.  Поддержку различных форм получения образования, включая самообразование и семейное образование.  Право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования.  Право каждого на защиту его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту. Вторая статья документа гласит о том, что образование является единым процессом обучения и воспитания. Таким образом, все нормы законопроекта, регулирующие процесс образования, в равной мере относятся и к воспитанию. (слайд 18) В соответствии с новым законом общее и профессиональное образование реализуется по уровням: Общее образование:  дошкольное образование;  начальное общее образование;  основное общее образование;  среднее общее образование; Профессиональное образование:  среднее профессиональное образование;  высшее образование — бакалавриат;  высшее образование — специалитет, магистратура;  высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. Для каждого уровня создаются свои федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Плюсы и минусы нового закона Итак, в чем же заключается новшество предложенного Минобрнауки закона «Об образовании»? Перечислим ключевые моменты: Сделаны попытки к уравниванию государственных и негосударственных образовательных учреждений. Вводится понятие «образовательная услуга», которое приблизит школы, колледжи и вузы к коммерческим предприятиям. К тому же, изменится и система лицензирования учебных заведений. Изменена и система финансирования школ. Предполагается, что школы обретут финансовую независимость, станут более инновационными и высокотехнологичными. При этом будут учитываться и особенности различных категорий учащихся, связанные либо с ограниченными возможностями здоровья, либо с творческой одаренностью. Возможно, придется отказаться от льгот для инвалидов при поступлении в вузы. Их право на образование никто не оспаривает, однако, о прохождении вне конкурса уже не будет речи. Инвалидам и другим льготным категориям предоставят возможность бесплатно готовиться к поступлению. Одним из возможных минусов закона признают недостаточное социальное обеспечение. Не решены вопросы, связанные с социальными стипендиями, финансовой помощью педагогам и пр. Уходит в историю начальное профессиональное образование, что вызывает вопросы о социальной защите малообеспеченных слоев населения. Среднее и высшее профессиональное образование, в свою очередь, будут максимально интегрированы. При этом колледжи фактически станут равны институтам и будут готовить бакалавров. Профессиональное образование изменится в корне. Прежнее деление на начальную, среднюю и высшую ступень признали устаревшей: она не отвечает болонскому лозунгу «Образование через всю жизнь». Траектория проф. образования начнется еще в школе и непрерывно продолжится в среднем, а затем — в высшем учебном заведении. Кстати, о высших учебных заведениях. Изменится не только учебный план вузов (переход на двухуровневую систему «бакалавриат — магистратура» и сохранение специалитета), но и их статус. Уже созданы отдельные категории «элитных» университетов: федеральных и национальных исследовательских. Это поможет развивать необходимые государству научные направления. Академии как вид вуза исчезнут и будут либо предоставлять дополнительное образование, либо готовить аспирантов и докторантов. А вот для подготовки бакалавров и магистров академии придется сменить вывеску. Эти и многие другие нововведения пока существуют только на бумаге. Насколько успешно они будут реализованы и чем грозят нашей образовательной системе — покажет время. Документ будет согласован с регионами и федеральными органами исполнительной власти, доработан в соответствии с собранными замечаниями и вынесен на рассмотрение правительства. Но у каждого из нас есть шанс: сделать свой выбор самим, пока за нас его не сделал кто-то другой. (слайд 19)Сейчас мы предлагаем творческое задание: перед вами лежат листочки, на которых предоставлен материал по определенным статьям Федерального закона «Об образовании в РФ». Вам необходимо внести в них изменения. Представьте, что вы министры. Изменения по желанию. Закрепление. - Сейчас мы предлагаем вам проверить остаточные знания по теме,т.е. тест. В тесте три варианта ответа, из представленных ответов лишь один правильный. (слайд 20) 1.Что такое ФГОС? А) ФГОС - нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти. Б) ФГОС - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В) ФГОС - является основополагающим документом, задающим правовые основы регулирования сферы общего образования в Российской Федерации. (Слайд 21) 2. Когда был принят Федеральный Закон об «Образовании в РФ»? А) 29 декабря 2012 г. Б) 29 декабря 2013 г. В) 1 сентября 2013г. (слайд 22) 3. Выберите верные уровни общего образования: А) общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование, профессиональное обучение. Б) дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. В) среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат), высшее образование (специалитет, магистратура), высшее образование – докторантура. (слайд 23) 4. Понятие «обучения» по закону: А) целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Б) вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения. В) целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.(слайд 24) 5.Понятие «воспитания» по закону: А) ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий. Б) деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. В) это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. -Проверим тест. Подведение итогов. -Подведем итог. О чем сегодня шла речь на уроке? Повторим что такое ФГОС, образование? Приветствует студентов, настраивает на работу. Вводит в тему предстоящего урока. Рассказывает, задает вопросы, дает определение. Выводит определение на экран. Цели записаны за створкой доски. Задачи на доске. Зачитывает, выводит на экран. Читает, рассказывает. -задает вопросы. Рассказывает. Выводит на экран, читает. Читает. Предоставляет в презентации. Читает. Предоставляет в презентации. Раскрывает суть плюсов и минусов нового закона. Тест выводится на экран. Выводит ключ теста на экран. Готовятся к уроку. Отвечают на вопросы, формулируют определение. Формулируют тему и цель урока. Сотрудничают с педагогом, отвечают на вопросы, слушают. Сравнивают свое определение, записывают, запоминают. Определяют тему и цели урока. Дают определение. Читают. Внимательно слушают. Размышляют, говорят свои предположения. Следят глазами, читают, конспектируют. Слушают и смотрят презентацию. Самое важное записывают. Вспоминают и проговаривают. Делятся со своим мнением. Восприни-мают информацию. Выполняют тест письменно. Проверяют самостоятельно. Подводят итог урока.

Список литературы.

1. Законопроект «Об боразовании в РФ». Вопросы и ответы.

2. Лекция Сафоновой Т.В. «О законе».

3. Новый Федеральный закон «Об образовании в РФ» 2013г.

4. Презентация «Закон. Начальная школа» Ивановой Я.В., студентки 225 группы.

5. Сафонова Т.В. «Противоречия в законе».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: