Характерные особенности физкультурно-спортивной деятельности учащейся молодежи

Бурцев В. А., Бурцева Е. В., Кожанов В. И., Суриков А. А.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

Чебоксары, Россия

В последние годы выполнен ряд работ, посвященных разным аспектам проблемы физического воспитания учащейся молодежи: проектирования личностно ориентированного образовательного процесса по предмету «Физическая культура» [1, 2, 3, 9, 10, 12], формирования готовности к физическому самовоспитанию [6, 7, 14], физического самосовершенствования и самовоспитания студентов педагогических вузов [4, 5, 6, 16].

Ученые отмечают целесообразность изменения практики физического воспитания студенческой молодежи, говорят о необходимости обеспечения свободного выбора форм занятий, отхода от педагогического авторитаризма, жестких норм и стандартов в учебном процессе [1, 9].

Вместе с тем, как показывает анализ теории и практики высшего педагогического образования, проблема формирования готовности учащейся молодежи к физкультурно-спортивной деятельности остается недостаточно исследованной [9].

Целевое назначение, сущность и содержание готовности к физкультурно-спортивной деятельности определяются ее местом и ролью в структуре более общей системы физкультурно-спортивной деятельности, по отношению к которой она выступает как необходимый структурный компонент – интегральная характеристика субъекта деятельности. Поэтому первым шагом теоретического анализа исследуемой нами проблемы является раскрытие сущности и содержания физкультурно-спортивной деятельности.

Родовыми по отношению к физкультурно-спортивной деятельности являются понятия «деятельность», «культура», «физическая культура». Поэтому характеристика физкультурно-спортивной деятельности осуществляться с учетом сущности и содержания этих понятий.

На философском уровне деятельность рассматривается как специфически-человеческий способ отношения к миру, как предметная деятельность. Она представляет собой «…процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы – объектом своей деятельности» … В деятельности человек относится к каждому предмету не как носитель чуждой этому предмету потребности и цели, а адекватно его природе и особенности: он осваивает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности … он не приспосабливается к остальной природе, а постепенно включает ее саму в состав своей материальной и духовной культуры [13, 17].

Деятельность выступает как диалектическое единство опредмечивания и распредмечивания: она постоянно переходит из формы действующей способности человека в форму предметного воплощения и обратно.

Другим существенным признаком человеческой деятельности является ее целенаправленность. Цель определяет содержание деятельности и ее результаты. «Человек не только изменяет форму того, что дано природой, - подчеркивает К. Маркс, - в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действия и которой он должен подчинить свою волю» [11].

Деятельность человека всегда носит осознанный характер. В разных условиях и ситуациях степень и полнота отражения действий в сознании может быть различной – от ясно осознаваемой до смутно осознаваемой, при этом цель деятельности всегда осознается достаточно хорошо.

Если цель не осознаваема, то имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Психологи рассматривают деятельность как «активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» [13].

Физкультурно-спортивная деятельность, как и любой вид человеческой деятельности, включает в свою психологическую структуру потребности, мотивы и определяемые ими цели и задачи, что в совокупности составляет ее мотивацию, выполняющую функции побуждения, направления и смыслообразования деятельности.

Вторым структурным компонентом деятельности выступают способы ее выполнения, выступающие в данном виде деятельности в форме физических упражнений. Результаты физкультурно-спортивной деятельности проявляются в биологических, психологических, педагогических и социальных эффектах [12].

А. Н. Леонтьев считает, что «основным отличием одной деятельности от другой полагается различие их предметов» [8].

В качестве предмета физкультурно-спортивной деятельности выступает физическая культура. В процессе этой деятельности человек присваивает ценности, накопленные человечеством в области физической культуры, делает их своим внутренним достоянием, переводя в форму действующей способности (распредмечивание). С другой стороны, обогатившись физической культурой человечества, человек вносит свой личностный вклад в ее дальнейшее развитие (опредмечивание).

В соответствии с концептуальными положениями психологической теории деятельности (Л. В. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев) качественное своеобразие предмета физкультурно-спортивной деятельности обусловливает особенности ее психологического содержания: мотивации, побуждающей и направляющей человека к его присвоению, воспроизведению и творческому преобразованию, используемых для этого способов и средств, и достигаемых при этом результатов.

Для нас методологически значимым в определении физической культуры являются два аспекта: первый - указание на ключевой признак физической культуры - деятельность индивида по «позитивному самопреобразованию»; второй - указание на ключевой признак результата этой деятельности - на «систему образуемых ею (деятельностью) ценностей».

В соответствии с первым признаком физическая культура личности определяется как деятельность по присвоению ценностей физической культуры общества, т.е. как физкультурно-спортивная деятельность.

С учетом второго признака, физическая культура рассматривается как интегральная характеристика человека как субъекта этой деятельности, определяющая уровень и характер готовности к ее осуществлению.

Физкультурно-спортивная деятельность личности осуществляется непосредственно в социальной, психической средах. Функционирование ее в этих средах осуществляется через общественную и личную жизнь одних и тех же групп участников физкультурного движения. Именно от потенций, состояния, статуса, подвижности и других социальных и психических характеристик участников деятельности зависит степень этого взаимодействия. Причем, наиболее интенсивное влияние среды на физкультурно-спортивную деятельность и наоборот происходит через такой субъект деятельности, как общество в целом.

Таким образом, физическая культура, рассматриваемая как один из видов человеческой деятельности. Физкультурно-спортивная деятельность учащейся молодежи подразделяется на 4 вида: неспециальное физическое образование, спорт, физическую рекреацию и двигательную реабилитацию. Они отличаются друг от друга кругом решаемых задач, содержанием, средствами, методами, формами организации и видами занятий. Наряду с этим, каждый вид включает элементы других частей, поскольку они образованы из одной метасистемы - физической культуры.

Неспециальное физическое образование учащейся молодежи представляет собой организованный и сознательно управляемый педагогический процесс, направленный на: 1) формирование у студентов системы теоретических и методических знаний, позволяющих оперировать общими понятиями, закономерностями, принципами, фактами, правилами теории и практики физической культуры; 2) системное освоение студентом рациональных способов управления своими движениями на уровне двигательных умений и навыков; 3) вооружение студентов умениями использовать теоретические и методические знания для управления самостоятельной физкультурно-спортивной деятельностью; 4) формирование у студентов ценностных ориентаций, интересов, потребностей и убеждений; 5) развитие разносторонних физических способностей; 6) общую физическую и профессионально-прикладную физическую подготовку студентов с учетом особенностей будущей трудовой деятельности.

Спорт представляет деятельность, направленную на повышение спортивного мастерства и достижение наивысших результатов в соревнованиях, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности.

В системе физкультурно-спортивной деятельности учащейся молодежи спорт является логическим ее завершением, потому что неспециальное физическое образование создает начальную базу для всестороннего развития физических качеств и двигательных навыков, формирует предпосылки для их развития, а спорт раскрывает эти возможности человека на предельных уровнях.

Выделяются два уровня развития спорта как вида физкультурно-спортивной деятельности студентов: начальной подготовки и углубленной специализации. Уровень начальной подготовки реализуется на теоретических, методико-практических и учебно-тренировочных занятиях со студентами спортивных отделений.

Уровень углубленной специализации предполагает, наряду с этими видами занятий, учебно-тренировочные занятия со студенческой молодежью в спортивных секциях. На этом уровне происходит выявление наиболее способных в спортивном отношении студентов и подготовка их в сборные команды факультета, вуза для участия в соревнованиях различного ранга.

Физическая рекреация. «Рекреация» в переводе с латинского означает отдых, восстановление физических и духовных сил человека, израсходованных в процессе трудовой деятельности, с возможностью самовыражения, со снятием эмоционального напряжения. Под общим понятием «рекреация» подразумевают основные формы деятельности, одобренные обществом, с целью отдыха, развлечения и самосовершенствования.

Физическая рекреация как вид рекреации есть специально организованный и сознательно управляемый процесс занятий студентов физическими упражнениями, направленный на активизацию, поддержание или восстановление их физических и духовных сил, затраченных во время деятельности (труд, учеба, спорт), профилактику утомления, развлечение [6].

По мнению М. Я. Виленского, физическая рекреация вызывает интерес у студентов, поскольку способствует рациональной и эмоционально привлекательной организации свободного времени, активному отдыху с применением различных видов физических упражнений, повышению работоспособности, росту творческой активности, укреплению здоровья [4].

В. М. Выдрин отмечает, что, несмотря на важное значение физической рекреации, проблема ее внедрения в повседневную жизнь студентов все еще не решена. Автор считает, что для творческого ее использования в быту и отдыхе студентов необходимо создавать предпосылки для преобразования процессов воспитания в самовоспитание, через формирование готовности к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности [6].

Двигательная реабилитация. «Реабилитация» в переводе с латинского означает восстановление и трактуется как ряд профилактических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма или трудоспособности.

Двигательная реабилитация определяется как специально организованный и сознательно управляемый процесс занятий физическими упражнениями, направленный на восстановление нарушенных функций и трудоспособности людей после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, характерных для видов деятельности, связанных с экстремальными условиями. Важнейшей задачей двигательной реабилитации как вида физкультурно-спортивной деятельности учащейся молодежи является необходимость добиваться не только их полного клинического, но и функционального восстановления. На практике двигательная реабилитация студентов предусматривает лечение травм, а также восстановление физических кондиций после перенесенных травм и заболеваний.

Таким образом, физкультурно-спортивная деятельность представляет собой один из специфических видов сознательной, социально-обусловленной активности учащейся молодежи в форме неспециального физического образования, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации, направленной на удовлетворение личностно-значимых потребностей в присвоении материальных и духовных ценностей современной физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 1. С. 22-26.

2. Быховская, И. М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии) / И. М. Быховская. - М.: Физкультура, образование и наука, 1997. – 209 с.

3. Визитей, Н. И. Социальная природа современного спорта/ Н. И. Визитей. – Кишинев: Штиинца, 1979. – 83 с.

4. Виленский, М. Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения/ М. Я. Виленский. – М.: Высшая школа, 1982. – 156 с.

5. Виноградов, П. А. Основы физической культуры и здорового образа жизни / П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 1996. – 587 с.

6. Выдрин, В. М. Физическая культура студентов вузов / В. М. Выдрин, Б. К. Зыков, А. В. Лотоненко: Учебное пособие. – Воронеж, Изд-во ВГУ, 1991. – 128 с.

7. Зеленов, Л. А. Физическая культура как система (к дискуссии о предмете теории физической культуры)/ Л. А. Зеленов, Ю. А. Лебедев // Теория и практика физической культуры. – 1985. – № 9. – С. 48-50.

8. Леонтьев, А. Н. Проблема деятельности в психологии. //Вопросы философии / А. Н. Леонтьев. – 1972. – № 9. – С. 28-41.

9. Лубышева, Л. И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта / Л. И. Лубышева. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 151 с.

10. Лях, В. И. Ориентиры физического воспитания / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон //Советская педагогика. – 1990. – № 11. – С. 33-38.

11. Маркс, К.Полное собрание сочинений, 2 издание / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.,1955.

12. Матвеев, Л. П. О культуре физической/ Л. П. Матвеев //Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека: Материалы конференции. – Ереван, 1984. – С. 10

13. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.

14. Решетников, Н. В. Физическая культура / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицин.: Учебное пособие. – М.: Academia 1998 – 159 с.

15. Столяров, В. И. Философско-культурологический анализ физической культуры / В. П. Столяров//Вопросы философии. – 1988. – N 4. – С. 78-91.

16. Тихонова, В. К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самовоспитанию: дис.…канд. пед. наук / В. К. Тихонова.– М., 2000. – 165 с.

17. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. – М.: Политиздат, 1972. – 496 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: