Пуск с помощью пускового реостата или пусковых сопротивлений

Рисунок 1. Схема пуска двигателя параллельного возбуждения с помощью пускового реостата (а) и пусковых сопротивлений (б)

Для двигателей с параллельным возбуждением самым распространенным является пуск с помощью пускового реостата или пусковых сопротивлений (рисунок 1).
При этом вместо выражения (5), в статье "Общие сведения о двигателях постоянного тока" имеем

(2)

а в начальный момент пуска, при n = 0,

(3)

где R п – сопротивление пускового реостата, или пусковое сопротивление. Значение R п подбирается так, чтобы в начальный момент пуска было I а = (1,4 – 1,7) I н [в малых машинах до (2,0 – 2,5) I н].

Рассмотрим подробнее пуск двигателя параллельного возбуждения с помощью реостата (рисунок 1, а).

Перед пуском (t < 0) подвижный контакт П пускового реостата стоит на холостом контакте 0 и цепь двигателя разомкнута. В начальный момент пуска (t = 0) подвижный контакт П с помощью рукоятки переводится на контакт 1, и через якорь пойдет ток I а, определяемый равенством (3). Цепь обмотки возбуждения ОВ подключается к неподвижной контактной дуге д, по которой скользит контакт П, чтобы во время пуска цепь возбуждения все время была под полным напряжением. Это необходимо для того, чтобы i в и Фδ при пуске были максимальными и постоянными, так как при этом, согласно выражению (8), в статье "Общие сведения о двигателях постоянного тока", при данных значениях I аразвивается наибольший момент М. С этой же целью регулировочный реостат возбуждения ставится при пуске в положение R п.в = 0.

При положении контакта П пускового реостата на контакте 1 (t = 0) возникают токи I а и i в, а так же момент М, и если М больше М ст, то двигатель придет во вращение и скорость n будет расти со значения n = 0 (рисунок 2). При этом в якоре будет индуктироваться электродвижущая сила (э. д. с.) E аn и, согласно выражениям (2) и (8), представленных в статье "Общие сведения о двигателях постоянного тока", I а и M, а также скорость нарастания n будут уменьшаться. Изменение этих величин при M ст = const происходит по экспоненциальному закону.

Рисунок 2. Зависимость I а, M и n от времени при пуске двигателя

Когда I а достигнет значения I а мин = (1,1 – 1,3) I н, контакт П пускового реостата переведется на контакт 2. Вследствие уменьшения R п ток I а ввиду малой индуктивности цепи якоря почти мгновенно возрастет, M также увеличится, n будет расти быстрее и в результате увеличения E а значения I аи M снова будут уменьшаться (рисунок 2). Подобным же образом развивается процесс пуска при последовательном переключении реостата в положения 3, 4 и 5, после чего двигатель достигнет установившегося режима работы со значениями I а и n, определяемыми условием M = M ст.

При пуске на холостом ходу M ст = M 0. Ток I а = I а0 в этом случае мал и составляет обычно 3 – 8 % от I н.

Заштрихованные на рисунке 2 ординаты представляют собой, согласно выражению (2), представленного в статье "Общие сведения о двигателях постоянного тока", значения избыточного, или динамического, момента

M дин = MM ст,

под воздействием которого происходит увеличение n.

Число ступеней пускового реостата и значения их сопротивлений рассчитываются таким образом, чтобы при надлежащих интервалах времени переключение ступеней максимальные и минимальные значения I а на всех ступенях получилось одинаковыми.

По условиям нагрева ступени реостата рассчитываются на кратковременную работу под током.

Остановка двигателя производится путем его отключения от сети с помощью рубильника или другого выключателя. Схема рисунка 1 составлена так, чтобы при отключении двигателя цепь обмотки возбуждения не размыкалась, а оставалась замкнутой через якорь. При этом ток в обмотке возбуждения после отключения двигателя уменьшается до нуля не мгновенно, а с достаточно большой постоянной времени. Благодаря этому предотвращается индуктирование в обмотке возбуждения большой э. д. с. самоиндукции, которая может повредить изоляцию этой обмотки.

Применяются также несколько видоизмененные по сравнению с рисунком 1, а схемы пусковых реостатов, без контактной дуги д. Конец цепи возбуждения при этом можно присоединить, например, к контакту 2, и при работе двигателя последовательно с обмоткой возбуждения будут включены последние ступени реостата. Поскольку их сопротивление по сравнению с R в = r в + R р.в мало, то это не оказывает большого влияния на работу двигателя.

Автоматизировать переключение пускового реостата неудобно. Поэтому в автоматизированных установках вместо пускового реостата используют пусковые сопротивления (рисунок 1, б), которые поочередно шунтируются контактами К1, К2, К3 автоматически работающих контакторов. Для упрощения схемы и уменьшения количества аппаратов число ступеней принимается минимальным (у двигателей малой мощности обычно 1 – 2 ступени).Ни в коем случае нельзя допускать разрыва цепи параллельного возбуждения.

В этом случае поток возбуждения исчезает ни сразу, а поддерживается индуктируемыми в ярме вихревыми токами. Однако этот поток будет быстро уменьшаться и скорость n, согласно выражению (7), представленного в статье "Общие сведения о двигателях постоянного тока", будет сильно увеличиваться ("разнос" двигателя). При этом [смотрите равенство 8, в статье "Общие сведения о двигателях постоянного тока"] ток якоря значительно возрастет и возникнет круговой огонь, вследствие чего возможно повреждение машины, и поэтому, в частности, в цепях возбуждения не ставят предохранителей и выключателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: