Тема 1. Введение

Курс

Обучения рабочих бригад текущего,

Капитального ремонта скважин

Бригад освоения

«Контроль скважины. Управление скважиной при газонефтеводопроявлениях».

Тема 1. Введение

Настоящие учебные план и программа составлены в соответствии с Правилами безопасности в нефтяной и газовой промышленности, инструкций по предупреждению газонефтеводопроявлений, руководящих документов по противофонтанной безопасности.

Программа предназначена для обучения рабочих по курсу «Контроль скважины. Управление скважиной при газонефтеводопроявлениях с правом ведения работ при ремонте нефтяных и газовых скважин".

Программа включает в себя теоретическое обучение в объеме 48 часов и производственное обучение на учебном полигоне в объеме 12 часов.

Основной формой теоретической подготовки являются лекции. Для лучшего освоения теоретической части обучение должно сопровождаться демонстрацией наглядных пособий (чертежей, плакатов, схем) при помощи мультимедийного проектора в виде презентаций программы Power point, показом видеофильмов.

При проведении теоретического обучения обязательное применение тренажеров-имитаторов (при использовании компьютерного класса возможен показ программного обеспечения тренажеров-имитаторов). В билетах возможны изменения в зависимости от применяемого противовыбросового оборудования предприятием.

Возможна сдача экзамена персоналом на компьютере. После прохождения каждой темы проводится контрольный тест.

Практические занятия проводятся на учебном полигоне: в классе, оснащенном противовыбросовым оборудованием и на скважине, обвязанной противовыбросовым оборудованием

По окончании изучения курса проводится квалификационный экзамен. Для участия в экзаменационной комиссии должны приглашаться инспектора ГГТН России и представители противофонтанной военизированной службы.

После сдачи квалификационного экзамена выдается удостоверение установленного образца.

Открытые фонтаны всегда были и остаются в настоящее время самыми тяжелыми авариями при бурении и ремонте скважин. Как правило, открытые фонтаны сопровождаются многими последствиями. Такими как:

n потеря бурового и другого оборудования

n непроизводственные материалы и трудовые затраты;

n загрязнение окружающей среды (разливы нефти или минерализованной воды, загазованность и др.);

n перетоки внутри скважины, вызывающие истощение месторождения и загрязнение вышележащих горизонтов;

n случаи человеческих жертв.

Несмотря на совершенствование противовыбросового оборудования и технологию проводки, освоения и ремонта скважин количество открытых фонтанов и убытки от них сокращаются медленно. Чаще всего причиной этого является отсутствие должного контроля за поведением скважины, при которой невозможно определить начало ГНБП и своевременно принять меры по его ликвидации, а так же неграмотные работы по глушению проявления. Каждый открытый фонтан проходит стадии:

· Начала ГНВП, когда в ствол скважины только начинает поступать флюид из пласта.

· Подъем флюида по стволу скважины и выброс, если устье оказалось незагерметизированным.

Нормальная ликвидация проявления может быть только в том случае, если его обнаружение и герметизация произошли на первом этапе - начале поступления флюида из пласта т.е. произвести раннее обнаружение начала ГНВП.

ГНВП - это поступление пластового флюида (газ, нефть, вода, или их смесь) в ствол скважины, не предусмотренное технологией работ при ее строительстве, ремонте.

Выброс - кратковременное, интенсивное вытеснение из скважины порции бурового раствора энергией расширяющегося газа.

Открытый фонтан - неуправляемое истечение пластового флюида через устье скважины в результате отсутствия, разрушения, или негерметичности запорного оборудования, или грифонообразования.

Тренажер-иммитатор по контролю за скважиной (модель DPWS-22, производства компании CS inc США)

Предназначен для обучения буровых бригад, бригад ремонта скважин и инженерного персонала нефтегазодобывающих предприятий, персонала противофонтанных частей. Тренажер состоит из нескольких панелей, которые соединяются между собой.

1. Компьютер с клавиатурой, цветной монитор и мышь (для преподавателя);

2. Цветной монитор (для студента);

3. Панель бурильщика с насосами, штуцерным манифольдом и т.д. (панель бурильщика);

4. Панель лебедки (лебедка);

5. Панель поверхностного превентора;

6. Панель дистанционной дроссельной задвижки (дроссель);

7. Панель фонтанной арматуры (арматура);

8. Панель аккумулятора;

9. Панель давления вспомогательного манометра (для глушения).

Тренажер имитирует в реальном и ускоренном масштабах времени технологические процессы бурения и ремонта скважин:

S Бурение с помощью блока поверхностных противовыбросовых превенторов;

S Процедура бурения;

S Контроль при бурении скважин без лебедки;

S Ремонт скважины с помощью фонтанной арматуры;

S Ремонт с помощью превентора;

S Добывающая скважина;

S Ремонт скважины с помощью подъемника

Тренажер при имитации технологических процессов обеспечивает также и имитацию:

S возникновения и развития осложнений и аварийных ситуаций при выполнении ремонта и бурения скважин, в том числе нефтегазоводопроявлений и выбросов;

S технологические процессы ликвидации нефтеводогазопроявлений и выбросов (различными способами);

S показания приборов контроля технологических процессов ремонта и бурения скважин, характеризирующих состояние оборудования, инструмента, скважины.

Программное обеспечение тренажера содержит средства проектирования учебных заданий с любыми условиями выполнения бурения и ремонта скважин и нестандартными ситуациями. Преподаватель при моделировании учебных заданий устанавливает следующие условия скважины, которые отображаются на его мониторе в ходе работы учебного задания:

¨ характеристики нефтегазоносного пласта, флюида;

¨ параметры бурения и ремонта;

¨ поверхностное оборудование (превентор, манифольд, арматура, насосы);

¨ параметры бурильной трубы, насосно-компрессорной;

¨ параметры обсадной трубы;

¨ движение жидкости в скважине.

¨ раствор на входе и выходе и т.д.

Преподаватель кроме осложнений и аварийных ситуаций, запланированных им заранее в сценарии учебного задания, может «создать их на ходу», в процессе выполнения задания. Обеспечена возможность остановки имитации технологических процессов в любой момент и продолжения условия задания.

При имитации технологических процессов на экран монитора выводятся все числовые характеристики процесса, графики, а также анимационные картинки, отображающие в реальном времени работу оборудования, инструмента и состояния скважины.

Тренажер позволяет обучаемым увидеть (на экранах мониторов) скрытые от прямого наблюдения процессы, происходящие в скважине, наблюдать процессы возникновения и развития осложнений и аварийных ситуаций.

Тренажер позволяет приобрести и усовершенствовать практические навыки выполнения, контроля и оптимизации технологических процессов бурения и ремонта, распознавания и предотвращения аварийных ситуаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: