Тени придают предметам объём, позволяют передать их форму и ощущения глубины. Всё это достигается путём изображения светлых участков и теней на предметах и их окружении.
На рис. 6.1 показаны границы зон, соответствующие различной степени затенённости. Мы начинаем накладывать тени карандашом, используя лёгкие штрихи.
Рис. 6.1
Успех при наложении теней зависит от правильного выбора тонов и достижения плавного перехода от одного тона к другому, чтобы на рисунке не было резких переходов от светлых участков к тёмным (рис. 6.2).
Рис. 6.2
Упражнение. Поставьте для рисования куб так, чтобы рёбра на переднем и заднем планах не совпадали. Сделайте искусственное освещение электрическим светом. Если источник света (лампа) впереди и сверху от куба, то сильнее будет освещена его передняя левая грань, а правая окажется в тени. Сделайте построение рисунка. Вы видите только три грани и соответствующие этим граням рёбра. Остальные рёбра невидимы. И несмотря на это, при построении рисунка куба надо точно нарисовать скрытые от обзора рёбра, иначе трудно будет правильно построить рисунок. После построения, внимательно изучая силу света и тени на поверхности куба, заметьте, что отличаются друг от друга не только цельные грани, но и каждая грань освещена неравномерно: у одного края сильнее, у другого – слабее. Особенно это видно на теневой грани. Ерань заметно темнее там, где она граничит с освещённой гранью, а по мере удаления от границы – светлеет. Это происходит от того, что на тёмную сторону попадает отражённый свет от освещённой поверхности стола. Этот эффект называется рефлексом.
|
|
Таким образом, мы определили характер освещения куба. Мы видим на нём свет, тень, рефлекс и падающую тень (тень от куба на поверхности стола). Всё это и надо тщательно проработать тоном, постепенно усиливая более тёмные места.
В процессе работы всё время нужно проверять не только силу тона, но и правильность построения рисунка.
Нарисуйте с натуры шар (рис. 6.3, 6.4), цилиндр и другие геометрические фигуры (рис. 6.5), следуя за правильным построением и соблюдением пропорций, тоновых решений.
Рис. 6.3
Рис. 6.4
Рис. 6.5