1. Познание как предмет философского анализа.
2. Уровни, формы и методы научного познания.
3. Роль и значение практики в познании.
Термины, которые необходимо запомнить: гносеология, познание, истина, знание, агностицизм, рационализм, сенсуализм, оптимизм, скептицизм, релятивизм, концепция, методология, объект, оптимизм, отражение, абстрагирование, агностицизм, аксиоматизация, гносеология, догматизм.
Проблемно-поисковые вопросы:
1. Найдите ошибку в следующем высказывании: абстрактное мышление не может выйти за границы отдельных предметов, а также некоторых органов чувств. Оно не стабильно и не упорядочено. Чувственное познание направлено на выявление и исследование связей, функций и отношений между вещами, а абстрактное фиксирует отдельные признаки и свойства предметов. Один из уровней познания достаточен для познания в целом, другой имеет свои недостатки.
2. Обоснуйте тезис Дж.Локка о том, что «нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувствах». Сравните с мыслью Р. Декарта о том, что все наше познание зависит только от деятельности разума.
|
|
3. Знание как товар. Негативные и позитивные проявления познания.
5. Обоснуйте слабые стороны позитивизма.
6. Согласны ли вы с высказыванием П. Фейерабенда о том, что для критики научных теорий важны философские ненаучные теории? Ответ обоснуйте.
7. Согласно Э. Гуссерлю, истина является очевидностью, а очевидность это то, что опирается только на себя, а не на что-нибудь внешнее относительно себя.
8. Обоснуйте высказывание: «все, что недоступно чувствам, недостижимо для ума» - К. Гельвеций.
9. Найдите ошибочные высказывания, ответ поясните: процесс познания не детерминирован социокультурными факторами, он осуществляется изолировано, субъективно. Теория познания не замкнутая, а открытая, постоянно обновляющаяся система.
Темы рефератов
1. Наука и антинаука: кто победит?
2. Теория и практика научного исследования.
3. Парадоксы научного познания.
Тест: Познание