Уровни и ступени непрерывного образования

Уровень - степень развития (значимости) чего-нибудь (Ожегов, с. 837). То есть уровни – это степени качественного и количественного изменения чего-нибудь. «Ступень» – уровень развития чего-нибудь (Ожегов, 776).Однако в сфере образования понятие «уровень» шире, чем «ступень».

Уровни (цензы) системы непрерывного профессионального образования:

НПО – начальное,

СПО – среднее,

ВПО – высшее профессиональное образование.

На каждом уровне выделяются несколько ступеней профессиональной подготовки.

Понятия «уровни образования» и «ступени подготовки» на разных уровнях (цензах) профессионального образования (ПО) иллюстрирует рисунок 2.

 
 
Документ Диплом гос Диплом гос Диплом гос Справка из деканата Аттестат гос Свидетельство / удостоверение Свидетельство / удостоверение негосуд образца


У Р О В Н И П О
С Т У П Е Н И проф П О Д Г О ТО В К И

IV магистры (6-летняя программа подготовки)

III специалисты (5-летняя система подготовки)

III ВПО II бакалавры (4-летняя программа подготовки)

I неполное высшее (2-летняя программа обучения)

II СПО II повышенное («техник», «младший инженер»)

I среднеспециальное

III 4-й, 5-й разряды – повышенная ступень НПО

I НПО II 3-й, 4-й рабочие разряды (ПТУ)

I 1-й, 2-й рабочий разряды

Начальная профессиональная подготовка (НПП)

в УПК, на курсах, на предприятиях и т.д.

Рис. 1. Три уровня (ценза) системы непрерывного профессионального образования
и ступени непрерывной профессиональной подготовки;

Профессиональное образование (в системах НПО, СПО, ВПО) на каждом уровне-цензе заканчивается выдачей официального документа государственного образца – диплома или аттестата.

Профессиональная подготовка на любой ступени заканчивается выдачей документа негосударственного образцаудостоверения (72 часа подготовки) или свидетельства (100 часов подготовки) с присвоением рабочего разряда, сертификата и пр.

 
 


Рис. 2. Структура образовательных целей

 
 

 
 


Рис. 3. Состав целей обучения физике

Рассмотрим подробнее цели обучения физике.

  • 1. Формирование физических знаний. 4 уровня их усвоения (рис. 4)

 
 



Рис.4. Уровни усвоения знаний

Знания (З) – социальный опыт человечества, хранящийся в источниках информации.

Знания отдельного человека – это система сведений, хранящаяся в индивидуальном сознании человека.

Классификация по содержанию опыта: научные, религиозные, оккультные, музыкальные, специальные и т.

  • 2. Формирование экспериментальных умений (ЭУ). Задачи учителя по формированию ЭУ иллюстрирует рис. 5.

 
 



Рис. 5. Деятельность учителя по формированию у учащихся ЭУ

Практические умения решения физических задач нарабатываются нарешиванием большого количества физических задач на уроках и дома

  • 3. Формирование мотивов учения и познание интересов.

Мотив – побудительная причина учения.


Рис. 6. Виды мотивов

· 4. Развитие физического мышления учащихся. Основными видами мышления, которые развиваются на уроках физики являются: понятийное, образное, теоретическое, творческое, системное, космическое (глобальное).

  • 5. Формирование научного мировоззрения и целостной научно картины мира.

Компоненты научного мировоззрения иллюстрирует схема рис.7.

 
 


Рис. 7. Компоненты научного мировоззрения

В целом компонентами любого вида мировоззрения (житейского, религиозного, научного и т.д.) являются:

1) воззрение на бытиё (онтологическая составляющая);

2) методология познания (эпистимологический, т.е. гносиологический компонент); 3) мотивы и ценности (мотивационно-ценностная составляющая (Стёпин,).

6. Изучение методов познания физического мира предусматривает изучение эмпирического метода и теоретического методов познания, методов индукции и дедукции, сравнения и классификации о которых будет изложено в последующих лекциях в соответствии с их содержанием.

· 7. Профессиональная ориентация направленная деятельность учителя физики по выбору профессии учащимися в сфере физики.

8. Политехническое обучение - ознакомление учащихся с основами технологии производства и производственных отношений.

Воспитание – целенаправленное воздействие воспитателя на мотивационно-ценностную сферу учащегося. Воспитанию и целям воспитания будет посвящена отдельная лекция

Развитие – изменение объекта - возникновение качественно нового состояния.

Развитие личности – процесс изменения количественных и качественных свойств личности – мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, способностей, накопления опыта.

Глобальная цель развития - всестороннее гармоничное развитие личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: