Рис. 8. Принципы государственной образовательной политики
Для достижения целей образования при отборе содержания образования руководствуются определенными принципами (схема 2):
Рис. 9. Виды принципов отбора содержания образования
1. Общие принципы конструирования содержания образования (для всех дисциплин):
1) принцип соответствия образования во всех элементах и на всех уровнях его конструирования потребностям общественного развития;
2) принцип учета содержательной и процессуальной сторон обучения (процессуальная сторона – это формы деятельности и организации процесса обучения);
3) принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях.
1. Частнометодические принципы конструирования содержания образования (только для дисциплины «физика»):
Принцип ступенчатого построения курса физики.
Возможны 4 системы расположения материала в курсе физики: линейная, концентрическая спиральная и ступенчатая:
|
|
1) Линейная система предполагает, что каждая тема или раздел изучается в курсе только один раз, курс начинается с механики и завершается вопросами современной физики (реализуется в школах Болгарии).
2) Концентрическая система – в соответствии с ней все темы и разделы курса физики изучаются дважды на разных уровнях; дублирование материала нельзя признать целесообразным из-за малого числа часов.
3) Спиральное построение курса (Германия) - к одному и тому же разделу возвращаются несколько раз.
4) Ступенчатая – некоторые темы курса изучаются только один раз либо в основной (9 летняя), либо в старшей школе (Россия).
Принцип генерализации – предполагает выделение одной или нескольких стержневых идей и объединение вокруг них учебного материала;
- Венгрия выделяет идею взаимодействие и энергия, вокруг которых строится весь учебный материал.
- Америка за стержневую идею приняла строение вещества.
- Россия приняла за стержневую идею вещества и поля как двух видов материи.
Принцип цикличности – в процессе познания физики во всех темах выделяются циклы (этапы):
I – Анализ накопленных фактов.
II – Моделирование процесса, построение теории.
III – Выводы, следствия (выводное знание).
IV – Проверка теории экспериментом.