Принципы государственной образовательной политики и отбора содержания курса физики

 
 


       
   


Рис. 8. Принципы государственной образовательной политики

Для достижения целей образования при отборе содержания образования руководствуются определенными принципами (схема 2):

 
 


Рис. 9. Виды принципов отбора содержания образования

1. Общие принципы конструирования содержания образования (для всех дисциплин):

1) принцип соответствия образования во всех элементах и на всех уровнях его конструирования потребностям общественного развития;

2) принцип учета содержательной и процессуальной сторон обучения (процессуальная сторона – это формы деятельности и организации процесса обучения);

3) принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях.

1. Частнометодические принципы конструирования содержания образования (только для дисциплины «физика»):

Принцип ступенчатого построения курса физики.

Возможны 4 системы расположения материала в курсе физики: линейная, концентрическая спиральная и ступенчатая:

1) Линейная система предполагает, что каждая тема или раздел изучается в курсе только один раз, курс начинается с механики и завершается вопросами современной физики (реализуется в школах Болгарии).

2) Концентрическая система – в соответствии с ней все темы и разделы курса физики изучаются дважды на разных уровнях; дублирование материала нельзя признать целесообразным из-за малого числа часов.

3) Спиральное построение курса (Германия) - к одному и тому же разделу возвращаются несколько раз.

4) Ступенчатая – некоторые темы курса изучаются только один раз либо в основной (9 летняя), либо в старшей школе (Россия).

Принцип генерализации – предполагает выделение одной или нескольких стержневых идей и объединение вокруг них учебного материала;

- Венгрия выделяет идею взаимодействие и энергия, вокруг которых строится весь учебный материал.

- Америка за стержневую идею приняла строение вещества.

- Россия приняла за стержневую идею вещества и поля как двух видов материи.

Принцип цикличности – в процессе познания физики во всех темах выделяются циклы (этапы):

I – Анализ накопленных фактов.

II – Моделирование процесса, построение теории.

III – Выводы, следствия (выводное знание).

IV – Проверка теории экспериментом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: