Семейство 737 Classic (—300/—400/—500)

Оригинальные 737—100 и —200 со временем становились все более устаревшими и нерентабельными и проигрывали конкурентную борьбу самолётам семейства DC-9, хотя двигатели и авионика были усовершенствованы.

В 1979 году Боинг начал исследование нового самолета на 150 мест, взяв за основу 737—200 Advanced. В 1980 году самолет получил обозначение 737—300 В это же время велись работы по созданию новых самолетов Боинг 757 и Боинг 767, с которыми новый 737—300 получил значительную унификацию авионики.

Боинг 737—300 унаследовал от —200 элементы планера, систему управления полётом, систему кондиционирования и т. д., но в целом это совершенно другой самолёт. —300 получил цифровую авионику, принципиально другой двигатель и новый салон. Изменения аэродинамики привели к появлению форкиля, что стало заметным отличием данной модели и последующих от «оригинальных».

Боинг 737—300 — первый и базовый представитель семейства 737 Classic, удлинён на 3 метра, до 33,18 метра, по сравнению с —200. Первыми заказчиками этого самолёта стали американские авиакомпании US Airways и Southwest. Первый полёт осуществлён 24 февраля 1984 года. Первые серийные машины были поставлены заказчикам осенью того же года.

Боинг 737—400 был удлинён на 3 метра, до 35,23 метра, по сравнению с 737—300 прежде всего по требованиям чартерных перевозчиков.

В связи с увеличением объёма салона потребовалось переработать систему кондиционирования воздуха, что стало основным отличием этого самолёта в семействе. С этими изменениями связано наличие двух пропущенных окон с каждой стороны, благодаря чему самолёты —400 легко отличить от других 737 Classic. Также самолёт оборудован дополнительными аварийными выходами на крыло (по два с каждой стороны, тогда как на —300 и —500 — по одному) и хвостовой пятой, препятствующей разрушению конструкции хвостовой части фюзеляжа в случае касания ВПП при взлёте. Эти особенности конструкции стали характерны и для последующих «длинных» 737 (—800, —900).

Первые заказчики — US Airways и Pace Airlines. Крупнейший оператор — Alaska Airlines с 40 самолётами.

Боинг 737—500 является укороченным на 2 метра вариантом 737—300, до 29,79 метров, с увеличенной дальностью. С пассажировместимостью примерно как у 737—200, Боинг 737—500 стал для него адекватной заменой.

Рис. 1.1. Самолет Боинг 737—400

Семейство 737 Next Generation (—600/—700/—800/—900)

Семейство Next Generation явилась ответом Боинг на господство Аэробус А320. На самолётах NG установлены цифровые кокпиты, полностью новые крылья (удлинённые на 5,5 метров) и хвостовое оперение, а также усовершенствованные двигатели. Пассажирский салон самолётов этой серии разработан на основе салонов «757» и «767». Даже при разработке самолёта Боинг 777 использовался стиль салона 737NG. В целом, самолёты семейства 737 Next Generation представляют собой рестайлинговую версию самолётов семейства 737 Classic. Большинство систем схематически и функционально почти не изменились, однако агрегатов стало на треть меньше, и большая их часть была переработана (имеет другие номера партий). Так как все семейство проектировалось одновременно, цифры в названии самолётов упорядочены в порядке возрастания длины фюзеляжа.

Боинг 737—600 являлся первоначальной моделью всей серии наряду с 737—700 и —800. Этот самолёт заменил 737—500. Первым заказчиком стала скандинавская SAS. С тех пор самолёт не пользуется большой популярностью из-за топливной неэффективности.

Эквивалентным самолётом в семействе Airbus является А318. Боинг 717 имел такую же пассажировместимость, что и 737—600, но позже был оптимизирован для коротких маршрутов и не имел дальности —600. Производство «717» было завершено летом 2006 года, таким образом, 737—600 остался единственным 100-местным «Боингом».

Основные конкуренты 737—600 — А318 и Эмбраер Е195.

Боинг 737—700 был разработан для замены 737—300. Эта модель также существует в варианте 737—700С, которую можно быстро перепрофилировать из пассажирского в грузовой и наоборот. Первыми покупателями самолёта стали Southwest Airlines (737—700) и ВМС США (737—700С). На базе 737—700 созданы следующие самолеты: BBJ — Boeing Business Jet, 737—700IGW (доступный также в военном варианте). BBJ оснащен мощными крыльями, шасси с 737—800 и дополнительными топливными баками, что существенно увеличило дальность полёта по сравнению с 737—700. Самолёт используют в основном на маршрутах между Северной Америкой и Европой. Работа над вариантом 737—700ER началась 31 января 2006 года. Заказчик — All Nippon Airways. Ввод в эксплуатацию намечен на начало 2007 года. 737—700ER — это модификация BBJ (самолёта, нацеленного на обслуживание состоятельных граждан), предназначенная для рядовых пассажиров.

Основной конкурент 737—700 — А319. У Аэробуса нет прямого конкурента 737—700ER, хотя наиболее близким к нему по характеристикам считается A319LR.

Боинг 737—800 — удлинённый вариант 737—700, призванный заменить 737—400. Первый заказчик — Hapag Lloyd. Представлены также бизнес-вариант — BBJ2 и военный — 737—800ERX. Прямой конкурент — Аэробус A320.

Для более удачной конкуренции с Аэробусами была разработана модель Боинг 737—900 — самый длинный самолёт семейства. Но количество дверей не было увеличено, как того требует Федеральная авиационная администрация. Поэтому пассажировместимость самолёта была существенно уменьшена не столько из-за недоработок конструкции, сколько из-за законов. После завершения производства «757» был представлен новый самолёт — Боинг 737—900ER, оснащённый дополнительными баками и дверьми. Передовая конструкция крыла обеспечивает малый расход топлива на крейсерской скорости 0,78 Мах. Первые заказчики — Alaska Airlines (737—900) и Lion Air (737—900ER). На основе самолёта разработан вариант BBJ3. Главный конкурент — А321, хотя Боинг 737—900 заметно меньше.


Таблица 1.1

Технические характеристики семейства самолетов Боинг 737

Характеристика 737—100 737—200 737—300 737—400 737—500 737—600 737—700 737—800 737—900 737—900ER
Длина 28,65 м 30,50 м 33,25 м 36,40 м 31,01 м 31,20 м 33,60 м 39,50 м 42,10 м 42,10 м
Размах крыла 28,35 м 28,88 м 34,30 м
Ширина фюзеляжа 3,76 м
Число мест 85—99 96—133 123—149 146—168 103—122 110—132 128—149 162—189 177—189 180—215
Максимальная взлётная масса 49 940 кг 58 100 кг 61 250 кг 62 820 кг 52 400 кг 65 150 кг 69 400 кг 79 010 кг 79 200 кг 83 627 кг
Крейсерская скорость 917 км/ч 907 км/ч 852 км/ч
Минимальная скорость в полёте 350 км/ч 350 км/ч 330 км/ч
Дальность полёта 3440 км 4200 км 4400 км 5000 км 5200 км 6000 км 6100 км 5500 км 5100 км 5020 км
Первая поставка 10.02.1968 Lufthansa 28.04.1968 United 28.11.1984 US Air 15.09.1988 Piedmont 28.02.1990 Southwest 08.1998 SAS 10.1997 Southwest 24.04.1998 Hapag Lloyd 17.05.2001 Alaska Air 27.04.2007 Lion Air

  • Высота киля: 12,6 м (—600), 12,5 м (—700, —800, —900, —900ER).
  • Максимальная ширина пассажирского салона: 3,5 м (все модели).
  • Двигатели: Пратт & Уитни JT8D (—100, —200), CFMI CFM56-3 (—300, —400, —500), CFMI CFM56-7 (—600, —700, —800, —900, —900ER)
  • Стоимость (долларов США): от 51,5 млн до 87 млн $ в ценах 2008 года.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: