На пути к глобальному кризису (70-е – первая пол. 80-х гг.)

Октябрьский Пленум ЦК (1964г.) знаменовал собой начало нового витка советской истории. После Сталина и Хрущева правящая бюрократия не жаждала ни репрессий, ни реорганизаций, но не стремилась и к демократизации социализма. Это и обусловило политический консерватизм долгого, застойного периода правления Л.Брежнева, ставшего новым партийным и государственным лидером.

Все хрущевские новшества были ликвидированы: территориальное управление свернуто, совнархозы снова заменены министерствами, промышленные и сельские райкомы объединены. Однако новое руководство страны вынуждено было искать пути повышения темпов экономического развития. А эта задача не могла быть решена без проведения экономических реформ. В 1965 г. началась экономическая («косыгинская») реформа, предполагавшая расширение материального стимулирования и самостоятельности государственных предприятий и колхозов, но представлявшая собой набор разрозненных и противоречивых мер, реформа в конце 60-х гг. была «успешно» сведена на нет.

С тяжелым грузом нерешенных проблем страна вступила в 70-е годы, с начала которых стали ухудшаться все главные показатели, характеризующие экономическую эффективность.

От пятилетки к пятилетке шло падение объемов производства, национального дохода, производительности труда, валового общественного продукта, реальных доходов и покупательной способности населения.

Сужение экстенсивных источников развития общества властно требовало перехода к новому типу экономического развития. Однако провозглашенный курс на интенсификацию производства остался лишь благим пожеланием. Стремление же испытанными, традиционными, экстенсивными методами сдерживать падение темпов роста вело к непомерным затратам, к новому витку падения фондоотдачи.

Пытаясь улучшить экономическое положение, руководство страны широко использовало экспортную продажу сырьевых ресурсов – нефти и газа. На вырученные «нефтедоллары» закупали на Западе оборудование, изделия и предметы легкой промышленности, продовольствие. В стране усиливалось влияние «теневой экономики» – нелегального частного сектора, появлялись дельцы подпольного бизнеса.

С каждым годом увеличивалось отставание советской экономики от экономики развитых стран, вступивших в стадию постиндустриального развития. В СССР производительность труда в промышленности была в два раза, а в сельском хозяйстве – в пять раз ниже, чем в США. Однако была одна приоритетная отрасль – военно-промышленный комплекс (ВПК), так называемая «оборонка», позволившая достичь военно-стратегического равенства (паритета) с США по ракетно-ядерным вооружениям (начало 70-х гг.).
В дальнейшем поддержание этого паритета все более обескровливало, милитаризировало экономику СССР, не давало возможности решать назревшие социальные проблемы.

Огромные средства вкладывались в сельское хозяйство, но эффективность их отдачи приближалась к нулю. Из постоянного донора деревня постепенно превращалась в непосильное бремя для государства. Повседневным явлением, яркими приметами эпохи были острый дефицит и длинные очереди. Единственным городом, где можно было что-то купить, была Москва, превратившаяся во всесоюзный рынок и громадный магазин. Не изменили положения ни введение агропромышленной интеграции, ни широко разрекламированная Продовольственная программа (1982 г.), ни массовая ликвидация «неперспективных деревень».

Потеря страной динамизма, погружение в состояние застоя происходили под аккомпанемент выдвинутого еще в 1971 г. тезиса об уже построенном в СССР «развитом социалистическом обществе». Однако принимаемые руководством страны меры по совершенствованию такого «социализма» не могли остановить надвигавшегося краха административно-командной системы. Брежневское руководство апологетикой социализма, дутыми цифрами, гигантскими прожектами, пропагандистскими кампаниями и юбилеями стремилось отвлечь внимание общества от нараставших негативных процессов, остановить которые путем принятия директивных партийных решений не удавалось.

Не менее острыми были противоречия политического развития. Отказавшись от шагов периода «оттепели» по ликвидации чрезмерной централизации управления, активизации общественных организаций, ротации кадров, брежневское руководство способствовало усилению процесса бюрократизации политической системы, укреплению однопартийности (Конституция 1977 г. закрепила руководящую роль КПСС в обществе), сосредоточению бесконтрольной власти в руках партийного аппарата. Внешне эти процессы прикрывались парадными фразами о развитии демократии. По существу же происходила реставрация политической системы 30-х годов, однако с резким ослаблением «подсистемы страха», которая в сталинский период мешала закостенению системы.

* * *

Консерватизм брежневского режима обусловил прекращение критики культа личности Сталина – возникла угроза реанимации сталинизма и реабилитации Сталина.

В ответ на это возникает феномен инакомыслия, «неучастия во лжи» – диссидентство – движение, означавшее увеличение пропасти между властью и обществом, становившееся все более массовым и открытым. Это было правовое и нравственное противостояние режиму.

Первыми жертвами борьбы властей с инакомыслием стали писатели А. Синявский и Ю. Даниэль, опубликовавшие за рубежом свои произведения, в которых критиковались советские порядки. Оба были осуждены (судебный процесс над ними стал первым послесталинским политическим процессом), но это не остановило диссидентское движение.

Состоялись несанкционированные демонстрации на Красной площади групп интеллигентов, протестовавших против советской оккупации Чехословакии (1968 г.), вторжения в Афганистан (1979 г.). Виднейшими фигурами диссидентского движения были Нобелевские лауреаты: участник войны писатель А.Солженицын и физик, академик А.Сахаров. Они настаивали на выполнении демократических положений Конституции, на соблюдении «прав человека», зафиксированных в подписанных СССР международных документах, разоблачали сталинский тоталитаризм, протестовали против советского военного вмешательства во внутренние дела других государств, гонки вооружений.

КГБ организовал против духовной оппозиции широкую систему репрессий: увольнения с работы, отправка в тюрьму, вынужденная эмиграция, ссылка, «карательная психиатрия». Диссидентское движение было подавлено, однако это не сняло напряжения в обществе, для которого характерно было полнейшее отчуждение народа от власти. Да и на Западе теперь уже никто не верил в светлый образ СССР, как оплот прогрессивного человечества, защитника всех угнетенных.

На этом фоне процветала лишь самодовольная партийная элита – номенклатура, партократия, сплотившаяся вокруг своего дряхлеющего Генсека. Своему окружению Л.И.Брежнев был очень удобен: оно видело в его персоне залог стабильности своего безбедного (истинно «коммунистического») существования. Партноменклатуру очень устраивал не грозный «хозяин», а безобидный и безликий «лидер». Главным делом и страстью Л.И.Брежнева стало не управление государством, а «коллекционирование» наград и титулов, их было у него около 220 – советских и иностранных, в том числе звание Маршала, семь орденов Ленина, пять звезд Героя. С принятием в 1977 г. новой, брежневской Конституции «развитого социализма», он занял и пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР. «Сочинения» Брежнева «Ленинским курсом», мемуары, написанные за него литераторами-невидимками, издавались миллионными тиражами и были обязательны для всеобщего повсеместного изучения, удостоились Ленинской премии.

Невооруженным глазом стало видно, что появляется и расцветает культ нового вождя.

* * *

Во внешней политике Л.И.Брежнев продолжил линию своего предшественника, но более «целеустремленно». На международной арене предстояло решать три приоритетные задачи:

– устранить угрозу распада социалистического содружества, обеспечить еще более тесное сплочение его в политическом, военном и экономическом отношениях;

- нормализовать отношения между Востоком и Западом;

- последовательно поддерживать революционные и национально освободительные движения во всем мире.

Стратегическая же цель советского руководства – установление мировой гегемонии – не изменилась. СССР помог победить коммунистам Вьетнама в их многолетней войне за объединение и независимость (1966-1972); силами ОВД в августе 1968 г. задушена была «пражская весна» – процесс демократизации в Чехословакии; с помощью СССР руководство Польши ввело в стране военное положение (1981 г.) и подавило оппозиционное движение «Солидарность».

Но шел также и процесс «официального» охлаждения отношений, отдаления от гегемонистских устремлений СССР ряда стран социалистической системы (Румыния, Китай, Албания).

Для удержания своих позиций в мировом сообществе СССР провозглашает Программу мира – политику разрядки международной напряженности, диалога с Западом, которая привела к заключению ряда соглашений: о признании нерушимости границ в Восточной Европе, об урегулировании статуса Западного Берлина, двусторонней договоренности СССР и США по разоружению.

В 1975 г. в Хельсинки состоялось совещание 33-х европейских стран, США и Канады по безопасности и сотрудничеству в Европе, в заключительном Акте признавшее нерушимость существующих границ на континенте и недопустимость применения силы в отношениях между государствами, подтвердившее необходимость соблюдения прав человека.

Параллельно курсу на разрядку СССР всячески старался расширять свое присутствие в «третьем мире», подрывая там влияние Запада.

Смертельный удар по им же провозглашенной политике «разрядки» СССР наносит в декабре 1979, введя свои войска в Афганистан для защиты там просоветского режима. Мировое общественное мнение резко осудило эту акцию, в том числе и чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Обострилась, усилилась военная конфронтация между СССР и Западом. Новый президент США Р. Рейган назвал СССР «империей зла», и в качестве защитной меры против потенциального советского экспансионизма выдвинул программу «стратегической оборонной инициативы» (СОИ). В результате наша страна была выведена на такую дистанцию забега в гонке вооружений, которую ее экономика выдержать не смогла.

Многолетняя иллюзорная стабильность, благополучие 70-х – начала 80-х годов имели по существу тупиковый, стагнационный характер, «брежневщина» оказала на развитие советского общества негативное влияние: в экономике – развал и застой, в политике – ложь, двуличие, коррупция, монополизм КПСС, в душах – цинизм, отчаяние, социальная апатия. Все эти накопившиеся противоречия и нерешаемые проблемы создавали предпосылки для углубления всестороннего системного кризиса.

* * *

После смерти Л.И.Брежнева в ноябре 1982 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран Ю.В.Андропов, ранее возглавлявший КГБ, а затем – Секретариат ЦК по идеологии. Он признавал наличие многих нерешенных проблем и необходимость перемен, но видел пути их осуществления с помощью жестких административных мер, и вряд ли смог бы провести радикальные шаги по демократизации общества. Курс был взят на преодоление некоторых деформаций социализма, укрепление дисциплины и порядка. Эти мероприятия дали определенный, но временный эффект, хотя и зародили в народе надежды на перемены к лучшему. Однако на посту Генерального Секретаря ЦК КПСС Ю.В.Андропов пробыл недолго, в феврале 1984г. он скончался.

Приход к власти старого и больного К.У.Черненко вызвал всеобщее уныние – трудно было представить на высшем посту более неподходящую фигуру. Это означало возврат к брежневской партократической системе, дальнейшей пропаганде идей «развитого социализма».

Однако в этот период происходит «дозревание» общественного сознания, укрепление в нем понимания необходимости радикальных перемен.

5.3. От попытки перестройки социалистической системы –
к смене модели общественного развития

В стареющей правящей элите постепенно складывалась группа относительно молодых руководителей, которая не только боролась за власть, но и готова была к обновлению системы.

Начало ожидавшимся переменам было положено 11 марта 1985 г., когда (после кончины Черненко) новым Генеральным секретарем ЦК КПСС избирается самый молодой (54 г.) член Политбюро – М.С. Горбачев.

Его деятельность как лидера партии была противоречивой, непоследовательной, но бесспорны его заслуги как политика-реформатора, продолжившего демонтаж тоталитарной системы, сделавшего попытку повернуть страну к общечеловеческим ценностям.

Начало деятельности нового руководства связано с попыткой модернизировать социализм, очистить его от устаревших, одиозных форм и деформаций, придать его облику «человеческое лицо», ликвидировать катастрофическое отставание СССР в области новейших технологий.

В апреле 1985 г. провозглашается «курс на ускорение социально-экономического развития СССР», ликвидацию предшествующих негативных явлений – «механизма торможения», «застоя». Это предполагало повышение темпов экономического роста, эффективное использование достижений НТР, децентрализацию управления народным хозяйством, укрепление порядка и дисциплины, утверждение принципа социальной справедливости. И одновременно подтверждается «генеральная линия на совершенствование общества развитого социализма». Эта идея находит отражение и в новой редакции Программы КПСС (1986), из которой, правда, были убраны скомпрометировавшие себя задачи по построению основ коммунистического общества к 1980 году. Однако предложенная традиционная модель не оправдала возлагавшихся на нее надежд.

Экономика страны продолжала функционировать по старой схеме: активно использовались методы приказа, нажима, политические кампании, штурмовщина, корректировка планов; громоздкий бюрократический аппарат (ок. 18 млн. чел.) тормозил, глушил и выхолащивал все новые и позитивные начинания.

Авария на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.), названная «катастрофой века», подтолкнула к выводу о необходимости более глубоких изменений ранее существовавших и казавшихся незыблемыми порядков.

Не оправдавшая себя концепция «ускорения» была заменена в 1987г. концепцией «перестройки», в основе которой лежала идея перевода жестко централизованного планово-государственного хозяйства на рыночную товарно-денежную основу (в рамках социализма). В 1987 г. на первый план выдвигается задача «обновления идеологии», демократизации общественной жизни, дальнейшего развития гласности. Предпринимается попытка сделать достоянием людей информацию, которая раньше строго дозировалась или скрывалась вообще; начинается вторая волна критики сталинизма; осуществляются первые попытки «нового прочтения», осмысления и оценки нашего исторического прошлого. Это вызвало сопротивление наиболее консервативных сил.

Летом того же 1987 года была начата «радикальная» экономическая реформа, целью которой являлся переход от административных к экономическим методам руководства. Но механизм ее реализации был явно несовершенен, поскольку не допускал плюрализма форм собственности, не затрагивал основ административно- командной системы в экономике.

В 1988 г. начинается реформа политической системы СССР, которая предполагала соединение «социалистических ценностей» с элементами буржуазного либерализма, создание правового государства. В марте 1989 г. состоялись первые в истории советской власти действительно свободные выборы народных депутатов на альтернативной основе. На I съезде народных депутатов СССР (июнь 1989 г.) развернулась яростная борьба между сторонниками различных подходов к перспективам и вариантам развития страны. Председателем Верховного Совета был избран М. Горбачев. В марте 1990 г., на III внеочередном съезде народных депутатов СССР он же становится первым (и последним) Президентом СССР – главой исполнительной власти.

Поскольку этот же форум отменил 6-ю статью Конституции о монополии КПСС в политической системе, начинают появляться многочисленные партии, движения, объединения с весьма широким идеологическим спектром – от анархизма до монархизма. Страна сделала реальный шаг к многопартийности. В этих условиях КПСС предпринимает попытку реформироваться по образцу западной социал-демократии на платформе «демократического социализма», но безуспешно.

Попытки перестройки экономической и политической системы дали неожиданные результаты. Экономическая реформа «пробуксовывала», зато политическая демократизация приобрела собственную, неподвластную Горбачеву энергию. Возникла ситуация, когда демократизация и политическое реформирование стали как бы самоцелью. Экономика же топталась на месте.

* * *

Неудачи во внутренней политике М.С.Горбачев пытался компенсировать успехами на международной арене. Руководство страны предложило отказаться от идеи блокового противостояния и осуществить поворот к политике, направленной на создание гарантий выживания человечества за счет развития международного диалога и сотрудничества. Оно выдвинуло принцип «нового политического мышления» – признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими. Было подписано соглашение с США об уничтожении ядерных ракет средней дальности и сокращении стратегических наступательных вооружений, улучшены советско-китайские отношения, выведены советские войска из Афганистана.

М.С.Горбачев выдвинул идею создания к 2000 г. безъядерного мира, роспуска военных союзов, сокращения военных расходов. Он вел активный переговорный процесс с лидерами многих зарубежных государств, участвовал в политических и экономических форумах, инициировал важнейшие международные соглашения. (В 1990 г. М. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира).

Демократические процессы в СССР, его отказ от применения силы в международных отношениях привели к быстрому крушению «социалистических», просоветских режимов в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии, к объединению Германии. Распались ОВД и СЭВ, начался вывод советских войск из Восточной Европы. Мощь и монолитность социалистического содружества оказались мифом.

В обмен на односторонние уступки администрация М.С.Горбачева рассчитывала на помощь стран Запада. Однако Запад не спешил компенсировать Советскому Союзу его политические и экономические потери.

* * *

Советское руководство постепенно начинало склоняться к необходимости перехода к «регулируемому» рынку, оно все более убеждалось, что альтернативы этому нет. В конце 1989 г. и в 1990 г. реформирование экономической системы принимает все более широкие масштабы. Это означало создание в стране первых частных фирм, банков, бирж, АО, стали появляться и свои отечественные предприниматели – «средний класс», «новые русские». Однако перестройка вырывалась из-под контроля, шла независимо от ее инициаторов, выливалась в постепенный демонтаж советской экономической системы, который шел тяжело и болезненно.

На рубеже 1990-91 гг. в стране развернулась острая борьба за власть, сложилась противоречивая, нестабильная обстановка: центр во главе с М.С.Горбачевым продолжал курс постепенного, эволюционного пути демократизации; либерал-демократы все более активно выступали за радикальные реформы общества, считали М.С.Горбачева слишком умеренным; одновременно нарастала опасность «справа», со стороны консервативных сил. В стране усиливались конформизм, социальная нестабильность, региональные национальные конфликты (Нагорный Карабах, Фергана), сепаратизм, «парад суверенитетов», центробежные тенденции к выходу из СССР (Прибалтика). Все чаще власть прибегала к военной силе (Тбилиси, Баку, Вильнюс, Рига).

Однако вопрос о сохранении обновляющегося СССР был положительно решен на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 г. (76% проголосовали за его сохранение). Поэтому в апреле 1991 г. Президент СССР М.С.Горбачев и руководители 9-ти республик договорились в Ново-Огареве о необходимости замены Союзного Договора 1922 г. и разработки нового. Проект его был составлен, и подписание намечалось на 20 августа. Он предусматривал преобразование союзного государства в конфедерацию с ликвидацией многих полномочий центра, но с сохранением системы президентской власти.

Однако консервативные силы были напуганы перспективой потери власти, и решили осуществить нечто вроде «бархатной контрреволюции». С этой целью они изолируют Президента Горбачева на его крымской даче в Форосе, объявляют больным, и в ночь с 18 на 19 августа 1991 г. создают ГКЧП во главе с вице-президентом Г. Янаевым и представителями силовых структур, требуя от Горбачева сложения его полномочий. Рано утром 19 августа в Москву стягивается военная техника, перекрываются въезды и выезды из столицы, захватываются телевидение и радио.

Сопротивление путчистам возглавил первый Президент РСФСР Б.Н. Ельцин, избранный на эту должность всенародным голосованием еще 12 июня 1991 г. «Он занял мужественную позицию, действовал решительно, беря на себя всю ответственность», – отмечал потом М.С.Горбачев. Б.Н.Ельцин издал несколько указов против ГКЧП, квалифицировав его действия как преступление и государственный переворот, призвал армию не подчиняться заговорщикам, а население – защищать молодую российскую демократию. Центром событий стал «Белый дом», на защиту которого пришли тысячи москвичей, занявшие круговую оборону. Строились баррикады, формировались добровольческие отряды, готовые защищать демократию.

Нерешительность и раскол в войсках, растерянность путчистов, не ожидавших такого сопротивления, поддержка Б.Н.Ельцина большинством правительств стран мира – все это обусловило быстрое поражение ГКЧП, арест заговорщиков, освобождение М.С.Горбачева. Действия путчистов, желавших любой ценой сохранить Союз, привели к прямо противоположным результатам.

Провал заговора означал не только крах социалистического реформаторства, но и резко ускорил распад СССР, обвал его экономических и политических структур, упразднение прежних институтов центральной власти. Вместе с тем он усилил позиции России. В ней начинался мучительный и противоречивый процесс созидания нового – радикальная трансформация советской системы.

Последствия переворота трагически сказались и на судьбе КПСС: она утратила свой гегемонизм, влияние и власть. М.С.Горбачев отказался от поста Генсека, партия по существу самораспустилась, а затем деятельность ее была запрещена. Так закончила свое существование самая влиятельная политическая сила коммунистического мира.

В декабре 1991 г. политические лидеры «славянских республик» – России, Белоруссии и Украины, собравшись в Беловежской Пуще (Белоруссия), заявив о прекращении действия Союзного Договора 1922 г., констатировали, что Советский Союз более не существует, и провозгласили образование СНГ, открытого для всех желающих вступить в него. Вскоре к содружеству присоединились еще восемь бывших союзных республик («Алма-Атинское соглашение»).

В создавшихся условиях М.С.Горбачеву пришлось объявить о сложении им с себя полномочий Президента СССР в связи с отсутствием самого государства (25 декабря 1991 г.), а 26 декабря Верховный Совет официально признал роспуск СССР. Демонтаж такой колоссальной структуры, каким был СССР будет, видимо, еще долго отзываться эхом на судьбах не одного поколения. События нарастали столь быстро, лавинообразно, что у старой системы не оказалось сил, чтобы сдержать их натиск.

Итак, попытка радикально изменить советское общество с помощью перестройки привела к развалу СССР, тяжелейшему поражению коммунистической идеи, глубочайшему затяжному кризису, краху партийно-государственного монополизма и плановой регулируемой экономики, всеобщему разброду и шатанию, взрыву хаоса, социальных и национальных конфликтов.

* * *

Законной правопреемницей распавшейся громадной страны, но в новом качестве, становится Российская Федерация. Она стремилась наладить дружественные связи со всеми странами. Мировая общественность, в свою очередь, оказала поддержку политике Б.Н.Ельцина. Новое руководство России приняло решение о невозможности проведения структурных реформ при сохранении существующей политико-экономической системы и необходимости формационных изменений. С начала 1992 г. Правительство во главе с Е.Т.Гайдаром начало решительно осуществлять радикальную программу рыночных реформ: обвальную либерализацию цен, приватизацию государственной собственности, акционирование производства, что привело к формированию новой системы собственности. Одновременно провозглашался курс на построение гражданского общества и правового государства, становление парламентской демократии. Целью политики Е.Т.Гайдара была стабилизация финансового положения, уменьшения дефицита государственного бюджета, открытие для России дороги в международные финансовые и экономические организации, как условие экономического подъема.

Однако Правительство вынуждено было установить высокий уровень налогообложения, резко повысить цены, урезать социальные программы. Жесткие экономические меры снизили жизненный уровень населения, усилили социальную напряженность в различных слоях российского общества, протест против «шоковой терапии».

В условиях экономической и социальной нестабильности резко обостряются противоречия между законодательной и исполнительной властями. Разногласия возникли и в высшем российском руководстве. Политика реформ подвергалась острой критике. Но большинство россиян в целом поддержало тогда Правительство.

Летом 1992 г. оно, под давлением Верховного Совета, прибегло к широкой денежной эмиссии, что привело к резкому усилению инфляции и замедлению темпов экономических преобразований. К концу года резкие выступления оппозиции все более усиливали противостояние двух ветвей власти, которое приближалось к опасной черте. Был найден компромисс – новым главой Правительства стал В.С.Черномырдин, который вскоре обеспечил вхождение России в «большую семерку», добился привлечения западных инвестиций, стабилизировал курс рубля. Попытка в начале 1993 г. сместить Президента через процедуру импичмента не прошла. Проведенный в апреле 1993 г. Всероссийский референдум показал, что около 60% участвовавших в нем граждан одобряют политику Президента и Правительства, одновременно доверяют и Съезду народных депутатов. В стране фактически установилось двоевластие.

Однако конфликт между Верховным Советом и Президентом обострялся. Распущенный Б.Н.Ельциным Съезд народных депутатов незаконно собрался и постановил отстранить его от должности, избрав и.о. Президента вице-президента А.В. Руцкого. Безусловно, наличие двух президентов одновременно исключало мирный исход конфликта. К осени 1993 г. Россия оказалась в состоянии глубочайшего политического кризиса.

Оппозиция предпринимает 3-4 октября 1993 г. вторую попытку осуществить свержение законной власти. Сосредоточившись в «Белом доме», оппозиционеры осуществляют захват мэрии, пытаются взять Останкинский телецентр. Верные Президенту правительственные войска штурмуют «Белый дом», арестовывают засевших там депутатов. Политическая авантюра противников радикальных преобразований стоила жизни 150 человек. Победа подтолкнула президентский лагерь к ускорению решения о принятии новой Конституции, призванной укрепить властные структуры. Принятая 12 дек. 1993г. она означала переход к президентской республике. Двухпалатный парламент – Федеральное Собрание получил весьма ограниченные права. Началась практика президентского правления.

Неудачи второй «октябрьской революции» не завершили политической «смуты». Это показали, в частности, выборы в российский парламент в декабре 1993 г, Государственную Думу в декабре 1995 г., выборы Президента летом 1996 г., которые продемонстрировали, что маятник общественного сознания продолжает колебаться между коммунистическими и либерально-демократической идеями.

* * *

Свидетельством продолжавшейся нестабильности явился очередной политический кризис весной 1998 г.: долги по зарплатам и пенсиям, «черный вторник», война в Чечне лихорадили страну. Последовала отставка В.С. Черномырдина и трудная процедура утверждения нового главы Правительства С.В. Кириенко Государственной Думой. Он попытался дать отпор финансовым пирамидам, сбалансировать бюджет, однако не в силах был обеспечить экономическую и финансовую стабильность: началось обострение энергетического кризиса, последовал дефолт 17 августа, обвал рубля, что привело к отставке С.В. Кириенко летом 1998г. Новым главой Правительства стал Е.М. Примаков, который обеспечил политическую стабилизацию, удержал курс рубля, однако был в определенной конфронтации с Президентом.

В мае 1999 г. новым премьером России становится С.В. Степашин, добившийся получения очередного зарубежного кредита, реструктуризации долгов бывшего СССР. Однако его нерешительность при обострении ситуации на Северном Кавказе и начале боевых действий в Дагестане, вскоре переросших во вторую Чеченскую войну, слабость в аппаратных интригах приводят и его к отставке.

Весной 1999 г. Государственная Дума предпринимает еще одну неудавшуюся попытку отстранения Президента от должности (импичмент).

В августе 1999 г. новым главой Правительства назначается В.В. Путин, бывший директор ФСБ.

Путин сразу же заявил о себе как о либерале и государственнике. Рынок и приватизация признавались им нерушимыми ценностями. Вместе с тем новый премьер обосновал идею совместимости рынка с государственным регулированием. 19 декабря 1999 года прошли очередные выборы в Государственную Думу. В ходе этих выборов внушительных успехов добилось недавно созданное проправительственное объединение «Единство», обошедшее избирательный блок «Отечество – Вся Россия». Каждое из этих объединений претендовало на место партии власти и в дальнейшем их представители в Государственной Думе демонстрировали общность подходов к решению задач, стоящих перед страной (общность позиций предопределила возможность в апреле 2001 года объединения движения «Отечества» и партии «Единство»). Итоги выборов в целом отражали стремление российского общества к повороту в сторону стабильности и гражданского согласия. Новая Государственная Дума, в отличие от предшествующей, оказалась не «левой», оппозиционной, а проправительственной, призванной обеспечить единство власти и общества. Думские выборы укрепили позиции Путина.

31 декабря 1999 года, в ночь под новый 2000 год, Президент России Б.Н. Ельцин открыто объявил о своей добровольной отставке, назначив и.о. президента премьера В.В. Путина. Ушла целая десятилетняя «ельцинская» эпоха, оценить которую еще предстоит.

В соответствии с российской Конституцией Путин мог исполнять обязанности президента только в течение трех месяцев, после чего должны были последовать президентские выборы. Их подготовка и проведение выдвинулись в качестве главной политической задачи сразу после отставки Ельцина.

26 марта 2000 года в первом же туре досрочных выборов Президента Российской Федерации с большим отрывом победил В.В. Путин. Он выразил уверенность в том, что наша страна сможет рассчитывать на достойное будущее только при условии органичного соединения универсальных принципов рыночной экономики и демократии с реальностями России.

7 мая в Кремле в торжественной обстановке состоялась инаугурация – юридическое оформление начала вступления в должность нового Президента России. 17 мая 2000 года Государственная Дума утвердила (по представлению Президента) нового Председателя Правительства. Им стал бывший Министр финансов, и.о. премьера М.М. Касьянов. На важнейшие посты в правительстве были назначены убежденные сторонники либеральной экономики (А. Кудрин, Г. Греф). Россия вступила в очередной этап реформирования.

Одним из первых шагов нового Президента стало реформирование государственного устройства, преследующее цель укрепления центра, вертикали власти и управляемости государства. В соответствии с указом о новом административном делении России на ее территории было создано семь федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента, оказавшимися связующим звеном между центром и регионами. Полномочные представители Президента в федеральных округах были введены в состав Совета безопасности Российской Федерации. Одним из результатов этой реформы стало приведение законодательных актов регионов в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Затем была проведена реорганизация Совета Федерации (верхней палаты Федерального Собрания), ослабившая позиции региональных лидеров. Совет Федерации в соответствии с реформой начал формироваться не из губернаторов и председателей региональных законодательных собраний, а из представителей регионов, избираемых местными законодательными органами. Созданный же для губернаторов совещательный орган – Государственный Совет – не мог стать реальным властным институтом. Важным направлением политики Путина стало отстранение олигархов от центров политической власти. Необходимой составляющей внутриполитического курса можно считать стремление обеспечить единство и согласие в обществе. Стремление к национальному согласию нашло отражение в законе о государственной символике (герб, флаг, гимн), которые символизировали (отражали) разные эпохи российской истории (в декабре 2002г. Государственная Дума утвердила закон о национальных символах России). Консолидации общества способствовало, в частности, и проведение Гражданского форума.

Не менее важным стали либерально-рыночные нововведения в экономическую и социальную политику. Несмотря на противоречивость экономических показателей и 1999, и 2000 годов, все же позитивные тенденции проявились более отчетливо, особенно в 2000 году (экономический рост, преодоление последствий финансового кризиса 1998 года, рост объема золотовалютных резервов Центрального банка, некоторый рост реальных доходов населения и увеличение расходов на личное потребление, снижение уровня безработицы, выплаты долгов по международным обязательствам). Однако большинство экономистов указывало на относительный и конъюнктурный характер этого роста, подчеркивало доминирующее положение сырьевого капитала в экономике страны, высокий уровень инфляции по сравнению с запланированным, низкий показатель уровня жизни (33,2 млн. россиян живут на грани бедности).

Проведенные правительством экономические реформы были направлены на стимулирование частного предпринимательства, обеспечение народнохозяйственного роста (налоговая реформа 2001 г., обеспечившая введение единого 13% налога на доходы населения, снижение налога на прибыль предприятий и организаций; сокращение таможенных ввозных пошлин; принятие правительственных программ, повышающих эффективность управления экономикой). В социальной сфере тоже начали «запускаться» новые либеральные реформы: пенсионная (пенсия складывается из базовой, страховой и накопительной частей); жилищно-коммунальная (предполагающая в течение ближайших лет возложить на граждан все 100% жилищно-коммунальных расходов); освобождение в 2001-2004 годах внутренних цен на электричество, газ, нефть, транспорт, которые позволят государству свести к минимуму дотационные обязательства перед населением.

Правительство России 29 января 2002 года обсудило план действий по реализации программы экономического и социального развития на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), отличающуюся подчеркнуто либеральной направленностью. В 2003г. Президент страны выдвинул три важнейшие стратегические задачи на ближайшие годы: увеличение в два раза ВВП, борьбу с бедностью и реформу Вооруженных сил.

Во внешней политике современной России постепенно создается и утверждается новая политическая доктрина. Отношения с США, странами Западной Европы, СНГ и другими зарубежными странами стали строиться на основе стратегического партнерства, отстаивания в отношениях с ними собственных национальных интересов.

После трагических событий в США 11 сентября 2001 г. «западный» ориентир внешней политики России из значимого превратился в доминирующий. Отсюда и решительное осуждение преступлений террористов, участие России в международной антитеррористической коалиции (1 мая 2002 г. Россия заключила соглашение с НАТО о координации действий и обеспечении международной безопасности).

Очередное подведение российской общественностью итогов пребывания В. Путина у власти (весна 2003 г.) подтвердило одобрение обществом деятельности Президента.

Многие эксперты, несмотря на разность оценок, пришли к одинаковым выводам об отсутствии в стране, несмотря на неустойчивость экономического положения и наличие многих нерешенных социальных проблем, предпосылок к системным кризисам и экономическим катаклизмам.

Президент продолжал пользоваться поддержкой общества, так как никто не мог предложить сколько-нибудь привлекательную альтернативу его курсу в целом. Более чем убедительная победа на Думских выборах в декабре 2003 г. партии власти «Единая Россия» свидетельствовала о дальнейшем укреплении позиций Президента, у которого появилось большинство в парламенте.

В феврале 2004 года, еще до очередных президентских выборов, В.В. Путин принял решение об отставке правительства М.М. Касьянова и реорганизации Кабинета министров. Государственная Дума утвердила, по рекомендации Президента, нового премьера, которым стал М.Е. Фрадков (март 2004).

Вскоре были проведены структурные реорганизации Правительства и Администрации Президента и сформированы их новые составы. Был сделан еще один шаг к созданию команды компетентных менеджеров, способных обеспечить проекты президентских модернизаций.

В программном выступлении в качестве кандидата и действующего Президента 12 февраля 2004 г. В.В. Путин кратко подвел итоги своего четырехлетнего пребывания на посту главы государства, констатировав позитивные изменения в экономической ситуации, политической жизни, улучшение социальных показателей.

Президент обнародовал также основные задачи на очередное четырехлетие (2004-2008 гг.), которые он ставит перед страной и перед собой при условии его избрания на второй президентский срок. К перечню необходимых для реализации проблем он отнес улучшение качества экономики; реформирование государственного аппарата; реформы ЖКХ, здравоохранения и образования; улучшение пенсионного обеспечения; продолжение реформ налоговой, судебной, правоохранительной систем, силового блока, борьбу с терроризмом.

В целом был выдвинут курс на ускорение либеральных преобразований, осуществление новой модели реформ, способной обеспечить прорыв в экономической, духовно-нравственной, социальной и научно-технической сферах.

Массовая поддержка В.В. Путина, его деятельности еще раз подтвердилась на очередных выборах Президента Российской Федерации, которые состоялись 14 марта 2004 год. Реальных соперников у В.В. Путина фактически не было, он получил 71,3% голосов избирателей, обеспечивающих ему серьезный запас политической устойчивости. Теперь перед Президентом стоит серьезная задача конвертировать личный успех в успех страны. (Официальное вступление В.В. Путина в должность Президента РФ (инаугурация) состоялась 7 мая 2004 г.)

В очередном Послании Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2004 года В.В. Путин огласил «декларацию о намерениях» на новый президентский срок, в которой были конкретизированы пути решения важнейших задач, уже поставленных ранее. Послание нашло свое логическое продолжение в аналогичном документе от 25 апреля 2005 года. Президент рассматривает оба эти документа как единую программу действий на ближайшее десятилетие. Оба эти документа направлены на укрепление государства, демократии, развитие экономики и социальной сферы.

Начало второго срока пребывания В.В.Путина на посту Президента Российской Федерации ознаменовалось ужесточением политического курса, дальнейшими шагами по реформированию государственного устройства и укреплению вертикали власти. Серия террористических актов в августе – сентябре 2004 г. (особый резонанс вызвали кровавые события 1 – 3 сентября в Беслане) побудили Президента произвести ряд изменений в структуре государственной власти, призванных, с его точки зрения, повысить эффективность борьбы с терроризмом. По предложению Президента 3 декабря 2004 г. была одобрена новая практика избрания губернаторов. Губернаторский корпус начал формироваться не путем избрания губернаторов прямым волеизъявлением избирателей, а путем избрания высших должностных лиц регионов законодательными собраниями территорий по представлению Президента. Эти меры, по мнению В.В.Путина, должны были способствовать формированию единства исполнительной власти, необходимой для борьбы с террором. Одновременно при каждом губернаторе учреждались первые заместители из офицеров внутренних войск, в распоряжение которых поступали силы и средства всех ведомств, находящихся на соответствующей территории, призванные быстро и эффективно реагировать на все акты терроризма.

24 декабря 2004 г. Государственная Дума приняла в первом чтении инициированный Президентом закон о переходе к выборам по партийным спискам вместо прежней смешанной системы. Эти меры, означающие пересмотр принципов формирования вертикали власти, по мнению большинства политологов, преследовали цель ускорения процесса централизации власти, укрепления роли Президента в российской политической системе. Обострение же террористической угрозы позволило представить их как вынужденные, но необходимые.

14 ноября 2005 года В.В. Путин произвел серьезные кадровые перестановки в своей администрации и правительстве. На вновь введенную в правительстве должность первого вице – премьера был назначен Д.А. Медведев, возглавлявший до этого администрацию Президента. Был сделан важный шаг по укреплению правительства администрацией президента и в целом вертикали власти.

Получение В.В.Путиным мандата доверия от избирателей на очередной президентский срок стало основанием для более жестких «рыночных» мер в экономической и особенно социальной сфере, ведущих к минимизации дотационных обязательств государства перед населением. Летом 2004 г. был принят федеральный закон, отменивший практически все льготы, которыми до того пользовались 103 млн. человек. Вместо этого для самых социально уязвимых категорий льготников вводилась денежная компенсация («монетизация» льгот); утверждалось, что натуральные или денежные льготы это нерыночный инструмент. В результате 30% льготников оказались в проигрыше.

Стихийные выступления инвалидов и пенсионеров, за которыми последовали акции протеста чернобыльцев, шахтеров, строителей, заставили правительство срочно изменить свою тактику, признать просчеты, изыскивать средства для компенсации убытков льготникам всех категорий. Причем средства эти оказались даже большими, чем те, которые власть намеревалась сэкономить на отмене льгот.

Продолжение реформы ЖКХ привело к освобождению государства от обязательств по обеспеченью бесплатным жильем нуждающихся категорий граждан. Вместо этого обществу была предложена программа строительства ипотечного жилья, абсолютно не доступная для семей с низкими доходами.

В сентябре 2005 года, выступая перед представителями российской власти, Президент обнародовал приоритетные национальные проекты, реализация которых должна обеспечить ускоренное развитие рынка жилья, сельского хозяйства, образования и медицины; существенно повысить качество жизни граждан; улучшить «социальное самочувствие общества». Для реализации проектов: «Образование», «Медицина», «Жилье», «Сельское хозяйство» главой государства создан специальные орган – Совет по реализации приоритетных национальных проектов, который возглавил Д.А. Медведев.

Действия В.В.Путина в рамках его второго президентского срока подтверждают справедливость его самооценки, озвученной в 1999 году, когда он был назначен главой Правительства. Тогда он заявил о себе как о либерале – «рыночнике» и государственнике. Сегодня Президент пытается реализовать свою программу модернизации через укрепление и централизацию государственной власти, создание системы «управляемой демократии» и проведение либеральных экономических и социальных реформ.

* * *

Несмотря на неустойчивость экономического положения, трудные проблемы в социальной сфере, еще не преодоленный чеченский кризис, Россия в начале XXI века утверждается как часть мировой цивилизации, с великим историческим прошлым, сложным и противоречивым настоящим и, хочется верить, с лучшим будущим.

Затянувшийся современный переходный период связан с тем, что к началу 90-х гг. наше Отечество столкнулось с рядом таких сложнейших исторических проблем, которые одновременно не приходилось решать ни одной стране мира. Это постепенная трансформация: унитарного государства в сообщество национальных государств; системы планового, социалистического, обобществленного хозяйства в рыночную экономику, основанную на частной собственности; однопартийной тоталитарной системы в демократическое общество, основанное на свободных выборах и свободной борьбе политических сил в рамках закона.


Выводы

Системное изложение истории России, концентрация внимания на особенностях отечественного исторического процесса и логике его развития позволяют сформулировать следующие выводы.

1. Расположение нашей страны между Европой и Азией предопределило своеобразие ее развития. Русь, а позже Россия представляла собой синкретическую (евразийскую) цивилизацию, сложившуюся в результате мощного влияния на нее западноевропейского и восточного цивилизационных потоков. При этом на разных этапах исторического развития усиливалось то влияние Запада, то влияние Востока.

2. Несмотря на своеобразие, Киевская Русь демонстрировала однотипность развития со странами Западной Европы. Но монголо-татарское иго резко усилило влияние восточного фактора, что и предопределило складывание в дальнейшем в России особого, отличного от европейского, типа феодализма, для которого были характерны: гипертрофированная роль государства, жестокая система крепостного права, самодержавная власть царя.

3. Постоянное отставание России от Запада и параллельно идущий процесс возникновения социально-экономических предпосылок его преодоления внутри страны порождали необходимость в решительных шагах по модернизации и европеизации страны, по формированию индустриального общества, которые в разных формах предпринимались на протяжении XVIII – начала XX столетий. Однако российская модель осуществления модернизации показала свою ограниченность и не привела к должным результатам. Страна, хотя и продвигалась вперед, все же не сумела выйти на уровень западных стран.

4. Непоследовательность и незавершенность проводимых в стране реформ, смена их контрреформами, нарастание острых социальных противоречий порождали мощные революционные взрывы, сильнейшим из которых стала Октябрьская революция 1917 г. Силы, пришедшие в результате ее осуществления к власти, попытались осуществить прорыв к более высокому уровню цивилизации путем смены модели общественного развития и создания индустриального общества некапиталистическим путем. Однако Октябрьская революция, представлявшаяся большевикам как путь к социализму, к подлинной демократии, как антибюрократический переворот, в действительности открыла дорогу сверхцентрализации сил и власти в руках государства, установлению тоталитарного режима, диктатуре, государственному принуждению. Россия сдвинулась в сторону восточного типа организации общества. Использование социалистической мобилизационной модели развития позволило стране решить ряд важных задач. Она завершила индустриализацию, сумела создать мощный военно-промышленный комплекс, приступила к созданию системы социальных гарантий для рабочих и служащих, осуществила общеобразовательную революцию. Однако достижения были оплачены ценой величайшего перенапряжения сил, перекосов и деформаций в экономике, консервации низкого жизненного уровня, ликвидации прав и свобод, подавлении личности, автаркии социализма. В советский период складывалась модель убыточного развития экономики, основанная на непрерывном расширении производства, а не повышении его рентабельности, модель, неминуемо ведущая к застою и кризису, сползание к которому не удалось остановить ни хрущевской «оттепелью», ни половинчатыми и незавершенными реформами середины 60-х годов.

5. Нараставшая угроза тотального кризиса в 70-х – начале 80-х гг. побудила руководство страны начать модернизацию системы, получившую название концепции ускорения социально-экономического развития страны, а позже перестройки. Правда попытки реформирования существующей системы, построения «демократического социализма» закончились крахом. Провал экономической реформы и последствия горбачевской демократизации сокрушили социалистический строй и коммунистический режим в целом.

6. Крах коммунистического режима и распад СССР, сопровождавшиеся сменой политических элит, означали не только начало нового этапа преобразований, но и переход его в другое качество. Решение политического руководства России о невозможности структурных реформ при сохранении существующей политико-экономической системы повлекло за собой вывод о необходимости формационных изменений и начало радикально-либеральной модернизации. Российским руководством был провозглашен курс на интенсивное формирование рыночной экономики, построение гражданского общества и правового государства, обеспечение всего спектра прав и свобод личности, становление парламентской демократии. Россия вновь заявила о своей готовности приобщиться к ценностям западного образа жизни, признаваемых западным миром в качестве общечеловеческих. Однако выбор вектора движения не снимает проблемы поиска конкретных путей модернизации, способа восприятия западного опыта, учитывающего национальную специфику страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: