Развитие речи в онтогенезе

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Условия нормального развития речи у детей:

ü анатомическая целостность и нормальная функциональная активность головного мозга.

ü в формировании речи должны участвовать мышцы дыхательного, голосового и артикулярного аппаратов.

ü качество речевой функции зависит от совместной одновременной работы зон в коре головного мозга (важную роль играют речеслуховая и речедвигательная зоны, они расположены в левом полушарии головного мозга у правшей и в правом полушарии у левшей.

ü для нормальной речевой деятельности необходимо много условий, в том числе нормальное состояние нервной системы, зрения, слуха и как можно больше речевого общения.

Этапы речевого развития:

o Подготовительный:

§ 0 - 0,5 год – звуко-подражание (гуление).

§ 0,5 - 1 год – лепет (ребенком приобретается пассивный словарь - понимает отдельные слова, обращенные к нему)

o 1 год. -автономная детская речь (появляются отдельные слова - речь ребенка не понятна для окружающих, многозначна, ситуативна, аграмматична).

o 1 – 3 года. - активный и пассивный словари растут (1,6 – 100 слов, 3 года – 1000 – 1500 слов. Ребенок начинает говорить предложениями. К 3-м годам правильно произносит звуки за исключением сложных).

o 3 – 7 лет. - словарный запас 2500 – 3000 слов (наблюдается словотворчество (слова созда-ются по правилам грамматики). Речь становится родной. Появляется эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной функции (комментарии собственных действий) затем это переходит во внутреннюю речь. К 7 годам появляется контекстная речь (полная, развернутая).

o Младший школьный возраст - контекстная и письменная реч ь.

o Подростковый возраст - появляется литературная речь (бурная жизнь и личностное развитие – появляется сленг).

Речь является высшей психической функцией, социальной по своему происхождению (развитие речи в онтогенезе всецело зависит от восприятия ребенком речи взрослых окружающих людей). Без этого речь у ребенка развиваться не будет (пример:Маугли, дети с нарушением слуха).

В процессе речевого развития происходит дифференциация функций речи и обслуживающих и формирующих (письменная, устная, внутренняя речь).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: