Катакомбная культура

С начала и до середины II тысячелетия до н. э. в бассейне Северского Донца обитали племена катакомбной культуры (В других местах, в Поднепровье, в Приазовье, в низовьях Дона и Маныча катакомбная культура существовала дольше. Она появилась на рубеже III и II тыс. до н. э., а поздний этап ее относится к третьей четверти II тысячелетия до н. э.). Условное название «катакомбных» дал им по особой форме погребальных сооружений В. А. Городцов, который в 1901 г. впервые раскопал большое количество курганов этой культуры па берегах Донца в районе Изюма. Последующие исследования разных археологов показали, что катакомбная культура охватывала почти такую же большую территорию, как и древнеямная — от Днепра до Волги и от степей Крыма до южной части лесостепи на севере. Исключение составляет лишь территория вдоль среднего течения Волги, где на основе древнеямной культуры развивается полтавкинская культура.

Исследования О. А. Кривцовой-Граковой показали, что появление катакомбной культуры нельзя рассматривать как смену населения в степях Восточной Европы. Катакомбная культура развивалась на основе древнеямной и являлась ее продолжением. Найден целый ряд погребений переходного типа, например, таких, в которых обряд захоронения еще типичен для древнеямной культуры, но вещи уже характерны для катакомбных памятников. Да и в самих вещах, особенно в керамике, можно проследить постепенное появление новых признаков.

Следовательно, смена древнеямной культуры катакомбной является отражением определенного процесса исторического развития. Она свидетельствует о том, что на рубеже III и II тысячелетий до н. э. у местных племен происходят значительные изменения в социально-экономической жизни, а в связи с этим меняется материальная культура и обряд погребения. Т. Б. Попова недавно выяснила, что памятники катакомбной культуры принадлежат большой группе родственных племен, которых можно отметить некоторые территориальные особенности в технике изготовления орудий, в форме и орнаментации керамики, в погребальном обряде и т. п. Всего Т. Б. Попова выделяет шесть локальных вариантов катакомбной культуры, из которых два варианта относятся к бассейну Северского Донца: более северный — харьковско-воронежский и более южный - среднедонецкий. Граница между ними проходит примерно в районе Изюма. Эти локальные варианты, по-видимому, соответствуют отдельным племенам. Здесь, по понятной причине, основное внимание уделяется памятникам, расположенным в бассейне Донца.
В настоящее время раскопано уже несколько поселений катакомбной культуры (на р. Оскол и в Поднепровье), но все же, основные материалы для ее характеристики пока дают погребения.

Население катакомбной культуры хоронило своих покойников под курганами небольшой высоты, но часто довольно большого диаметра. Каждый курган содержит, как правило, не одно, а несколько погребений этой эпохи. Число их доходит до 25. По-видимому, в одном кургане хоронили всех умерших членов одной патриархальной семьи. Отдельная могила сооружалась следующим образом. Сначала вырывалась входная яма, обычно в виде прямоугольного колодца со ступеньками. В нижней части ямы в одной из стенок вырывалась пещерка — катакомба со сводчатым потолком, в которую помещался покойник (доп.1).

Вход в катакомбу закрывался по-разному: в курганах харьковско-воронежской группы — обычно деревяными плахами, южнее, например, в бассейне р. Бахмут,— камнями и глиной. В курганах харьковско-воронежской локальной группы встречаются катакомбы, оформленные как легкие каркасные жилища. Стены их закрыты плетнем из прутьев или камыша и сверху обмазаны глиной. Пол также обмазывался глиной. Вход в катакомбу укреплялся двумя столбами и закрывался плетеной дверью. Дно катакомбы во всех местах часто посыпалось золой, известью, красной охрой. Иногда из камыша или из какого-то коричневатого волокнистого вещества устраивалась подстилка и даже подушка из бересты.

Покойников клали на дно катакомбы или на подстилку в скорченном положении на правом боку. Головой покойники ориентированы на юг, иногда с отклонением к ЮЗ или ЮВ, лицом обращены к входу в катакомбу. Редко встречаются случаи сожжения или захоронения расчлененных покойников.

Согласно погребальному ритуалу, покойника часто, как и в древнеямных погребениях, посыпали красной охрой, отчего кости также оказываются окрашенными в красный цвет. Эта посыпка охрой, несомненно, имела культовое значение. Красная краска была символом огня, который по древним верованиям имел очистительную силу. О таком значении кусочков охры свидетельствуют находки ее вместе с золой и углями в глиняных жаровнях и случай, когда глиняный сосуд был поставлен на краску, как на огонь. Иногда красную охру заменяет другая естественная краска — реальгар (киноварь).

В качестве заупокойной пищи покойнику у его ног или у входа в катакомбу клали части овец, коз, коров. Изредка находят костные остатки лошади. У головы покойника ставился сосуд с пищей. В некоторых горшках удалось обнаружить остатки проса.
Инвентарь катакомбных погребений довольно разнообразен. Кроме изделий из камня и кости, найдены медные, бронзовые, серебряные и стеклянные вещи. Металлические изделия в погребениях представлены мелкими предметами. Из медных или бронзовых орудий найдены кованые копьевидные ножи, четырехгранные шилья, желобчатое долото и тесло (или мотыжка) с расширяющимся книзу и слегка выгнутым лезвием (доп.2). В одном из курганов у хут. Каменки на р. Бахмут В. А. Городцов нашел даже такую кухонную принадлежность, как бронзовый крюк с остатками деревянной
рукоятки, предназначенный для вытаскивания мяса из сосудов. Бронзовые топоры этого времени известны лишь из случайных находок (доп.3), хотя обработка концов плах, закрывавших вход в катакомбы, показывают, что они имелись и у населения, сооружавшего курганы. На глиняных стенках катакомб в ряде, случаев были зафиксировaны следы работы желобчатым долотом, киркой или мотыжкой.

Население катакомбной культуры применяло еще и в большом количестве различные орудия производства и оружие из камня. Из кремня делались ножи, скребки, резцы, наконечники стрел. В большинстве случаев кремневые орудия сделаны из длинных ножевидных пластин, тщательно, обработанных ретушью. Именно в это время появляется тонкая струйчатая ретушь, покрывающая иногда всю поверхность изделий, например, кремневых стрел. Края стрел и дротиков имеют иногда характерную мелкую зубчатость или пильчатость.

На охоте и на войне широко применялись лук и стрелы с кремневыми наконечниками. Господствуют треугольные наконечники стрел с небольшой выемкой в основании. Реже встречаются ассиметричные треугольные наконечники с одним шипом и черешковые наконечники стрел. Части деревянного лука обычно не сохраняются, но А. И. Тереножкину удалось в одном катакомбном пегребении на р. Молочной обнаружить его остатки. Лук был простой, не составной и представлял собой слегка изогнутую, уплощенную палку длиной более 1 метра.
Из диорита, кварцита и других пород камня делались шлифованные топоры, молотки, метательные шары и грушевидные наконечники булавы. Отверстия для рукоятки просверливались полым сверлом. Характерно украшение поверхности некоторых топоров канелюрами или даже шнуровым орнаментом.

До сих пор не совсем понятно назначение своеобразных песчаниковых формочек, которые состоят из двух половинок, имеющих в средней части полуцилиндрические желобки. Возможно — это формочки для отливки металлических прутиков, из которых при помощи ковки затем изготовлялись ножи, шилья и другие мелкие предметы. Некоторые исследователи высказывали предположение, что эти формочки являлись шлифовальниками или выпрямителями древков стрел, но этому противоречат небольшая длина и неправильно изогнутые канальцы на отдельных формочках. О наличии своего бронзолитейного производства у племен катакомбной культуры, кроме упоминавшейся уже находки тигля и литейной формы в кургане у Краматорска, свидетельствует также тигель, найденный на Кобяковском поселении, расположенном на правом берегу Дона в его низовьях. Однако широкого распространения это производство в то время еще не получило.

Следует отметить находки орудий, связанных с земледельческим хозяйством. К ним относятся кварцитовые зернотерки, песты и серповидные орудия, мотыги. Последние были деревянные, с костяными наконечниками. В качестве наконечников могли употребляться и упоминавшиеся бронзовые клиновидные тесла.

В эпоху катакомбной культуры местные жители носили весьма разнообразные украшения (доп.4). Найдены бронзовые и серебряные спирально изогнутые в полтора оборота височные кольца; бронзовые привески в виде веревочки с петлей и узелком; круглые, боченкообразные или биконические бронзовые бусы; синие стеклянные, белые пастовые (пастой условно называют непрозрачное стекло) и красноватые сердоликовые бусы; спиральные или трубчатые бронзовые пронизи; костяные кольца; подвески из зубов хищных животных. В ранних памятниках встречаются пронизи из трубчатых костей с винтообразной нарезкой и молоточкообразные костяные булавки, украшенные обычно резным геометрическим орнаментом. Редкой вещью является найденная Ю. В. Готье в кургане у хут. Ковалевки, близ Изюма, бронзовая подвеска в виде плоского кольца с ушком. Кольцо и ушко украшены шнуровым орнаментом.

Имеются некоторые сведения и об одежде местного населения. В одном из курганов у хут. Черевково, около г. Славянска, В. А. Городцову удалось обнаружить остатки меховой одежды. По его словам, кожа была очень тонкая и хорошо обработанная. Кусочки меха тщательно подбирались и сшивались при помощи внутреннего, шва, который применяют и современные скорняки. Для сшивания служили нити, скрученные из двух прядей какого-то волокна. В одном из погребений у с. Воронцовки, близ Купянска, также сохранились остатки кожаной одежды, стянутой у пояса тонким ремешком, и остатки кожаной обуви. Для застегивания одежды служили, по-видимому, костяные молоткообразные булавки. В одном из курганов под Славянском были найдены сделанные из бирюзы застежки в виде выпуклых пуговиц. Иногда на одежду нашивали круглые перламутровые бляшки с одним отверстием в центре.

Катакомбная керамика (доп.5 и 6) имеет очень характерные формы и орнаментацию, причем, как показала Т. Б. Попова, сосуды южной (среднедонецкой) и северной (харьковско-воронежской) локальных групп имеют некоторые местные особенности. Типична форма плоскодонного горшка с высоким горлом и округлым туловищем, которое плавно сужается ко дну. В южной группе горлышко сосудов почти вертикально, а плечики четко выражены. В северной группе сосуды имеют более вытянутые пропорции, горлышки у них слегка отогнуты наружу, а плечи покатые.

В орнаментации господствуют веревочные отпечатки. Применяются зубчатые штампы, ногтевые оттиски, резные линии и пр. Этими средствами наносятся различные узоры, покрывающие часто весь сосуд от горлышка до дна. Распространены горизонтальные ряды веревочных отпечатков и елочный орнамент. Поверхность сосуда часто заглаживается мелким зубчатым штампом. Своеобразие южной группы выражается в том, что здесь в орнаментации ранней керамики часто применяются узоры в виде полукруглых фестонов, которые опускаются с плеч на туловище. В более поздней керамике наряду с фестонами встречается круговой узор. Часто применяются круглые отпечатки свернутого трубочкой куска ткани. В керамике северной группы узор располагается строго зонально. Широко распространен узор в виде фестонов или треугольников, обращенных вершиной к горлу сосуда.

На позднем этапе в орнаментации керамики начинают широко применяться налепные валики, образующие иногда сложные узоры. В южной группе среди поздней керамики встречаются не характерные для собственно катакомбной керамики репчатые формы сосудов. Они найдены у с. Камышевахи и Каменки под Изюмом, в курганах близ Луганска и Краматорска. Такие репчатые сосуды (доп.7) с небольшим «воротничком» часто встречаются в памятниках Прикубанья и Северного Кавказа и, наряду с другими фактами, указывают на тесную связь донецких племен с этими южными племенами. Особую группу культовых сосудов катакомбной культуры образуют глиняные курильницы, которые представляют собой, как правило, богато орнаментированную чашу на четырех ножках, сливающихся в одну массивную подставку.

В катакомбных погребениях иногда попадаются игральные кости в виде бараньих астрагалов, а в 5-м погребении кургана № 9 у хут. Шпаковки, близ Изюма, В. А. Городцои обнаружил даже целую игру. В этой игре употреблялось пять костей: две костяных палочки, у которых один конец был тщательно закруглен, одна костяная палочка с шестью поперечно-круговыми нарезками и два костяных кубика. На гранях каждого из кубиков имелось три, по-видимому, обозначавших число очков, знака: черта, три соединенные концами черты и крест. Очевидно, играющие должны были при помощи палочек так изменять положение кубиков, чтобы набрать большое количество очков или составить наиболее благоприятную комбинацию знаков на гранях кубиков.

Поселения катакомбной культуры зафиксированы в ряде мест по берегам Северского Донца и его притоков, но более или менее значительные раскопки производились лишь в двух местах.

М. Е. Фосс исследовала позднекатакомбную стоянку на песчаных дюнах первой надпойменной террасы р. Оскола у с. Шелаева, близ Валуек. Остатков жилищ здесь проследить не удалось, но были обнаружены четыре очажные и ряд хозяйственных ям. В культурном слое найдена характерная керамика, биконическое пряслице, обломок бронзовой иголки и много кремневых орудий. Среди последних имеются ножи, скребки, наконечники стрел, резцы и пр. Кости животных сохранились в незначительном количестве. Определены кости коровы, свиньи, овцы.

С. А. Локтюшев относит к катакомбной культуре и обследованную им Кибикинскую стоянку у хут. Кондрашевки в среднем течении Донца. При раскопках культурного слоя, залегавшего в песчаной дюне, здесь удалось обнаружить остатки наземного жилища. Пол жилища представлял собой площадку (2,4х3 м ) неправильной четырехугольной формы, устроенную из утрамбованной и местами обожженной глины. В одном углу площадки нашли даже несколько кусков от обуглившегося столба. Вдоль краев площадки лежали груды кусков полуобожженной глины с отпечатками стеблей тростника. В культурном слое около площадки и на ней самой найдены обломки катакомбных сосудов, кварцитовые ножи, серпы, зернотерка с вальками (курантами), кусочек красной охры и другие предметы.

Эти раскопки показывают, что население катакомбной культуры, жившее в бассейне Донца, строило легкие наземные дома. Стены их имели деревянный переплетенный камышом каркас, который обмазывался глиной. Копией таких жилищ является катакомба в кургане № 5 у с. Воронцовки под Купянском, где вдоль стен был сооружен плетень, обмазанный глиной. Эта же катакомба, свод которой поддерживался укрепленной на столбах продольной балкой, позволяет предполагать, что крышу делали двухскатной.

Данные, полученные в результате изучения поселений и погребений катакомбной культуры на Донце, свидетельствуют о том, что в первой половине II тыс. до н. э. местное население занималось скотоводством, особенно овцеводством, и примитивным мотыжным земледелием, связанным с выращиванием такой неприхотливой и засухоустойчивой культуры, как просо.

В 1949 г. П. Д. Либеров при раскопках насыпи одного из курганов у с. Константиновки, Мелитопольского района, Запорожской области, обнаружил 10 яиц, принадлежавших мелкой домашней курице. Предполагается, что яйца были положены в качестве загробной пищи для покойника, похороненного в могиле катакомбной культуры.

В период катакомбной культуры первые шаги делает местное металлургическое производство. Такие отрасли хозяйства, как охота и рыболовство, начинают постепенно отступать на второй план. Находка глиняного биконического пряслица (грузика для веретена) в Шелаевском поселении свидетельствует о том, что население занималось прядением и, по-видимому, ткачеством. Достаточно высоко для этой эпохи было развито керамическое производство.

Одновременно наблюдается значительное усиление межплеменного обмена, главным образом с населением северного Кавказа. Местного металла явно не хватало и поэтому с Северного Кавказа получали многие бронзовые изделия, найденные в донецких курганах и на поселениях: топоры, долота, спиральные височные кольца, бусы, плоские кольцевидные подвески с ушком и др. Через Северный Кавказ к местным племенам проникали изделия и более отдаленных стран: синие стеклянные бусы египетского происхождения, вещи, сделанные из иранской бирюзы и из малоазиатской морской пенки.

Развитие новых отраслей хозяйства приводит у местных племен, как и в других местах, к усилению роли мужчины и к переходу от матриархального к патриархальному роду, в котором отдельные семьи начинают обособляться и вести самостоятельное хозяйство. Оживленный обмен еще более ускоряет этот процесс, способствует накоплению богатств в руках родоплеменной знати. Все это находит косвенное отражение и в археологическом материале.

В катакомбных курганах мы встречаем уже коллективные погребения, где вместе с мужчиной погребены насильственно умерщвленные женщины, повидимому, рабыни или наложницы. Например, в кургане у с. Селимовки, в урочище Шуркино поле (к северу от Артемовска), обнаружено катакомбное погребение, в котором вместе с мужчиной были похоронены две женщины. Одна из них, молодая, была положена рядом с мужчиной. Другая, пожилая, лежала в ногах мужчины, чем явно подчеркивалось ее подчиненное положение. Наблюдаются даже случаи человеческих жертвоприношений. Инвентарь курганных погребений этого периода неоднороден. В одних могилах нет никаких вещей, кроме простого глиняного горшка а, в других содержатся разнообразные, в том числе дорогие привозные вещи. Все это свидетельствует о появлении богатых и бедных семей, о появлении патриархального рабства, о начавшемся разложении родового общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: