Ценообразование в мировой торговле

Особое место в системе рыночной экономики занимают цены, ценообразование, ценовая политика. Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.

Система цен является одним из важнейших элементов рыночной экономики, она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их воздействие. В то же время цена сама является экономическим инструментом и используется государством для регулирования экономических процессов.

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие час­ти. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, динамика изме­нения и, с другой — ценообразование как способ, правила установления, формирова­ния новых цен и изменения действующих.

Цена – количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен заплатить покупатель продавцу в той же или другой валюте за весь товар или единицу товара на согласованных базисных условиях.

Таблица - Ценообразующие факторы

ФАКТОРЫ ПРОЦЕССЫ
Макроэкономические показатели 1. инфляция 2. совокупный спрос 3. предложение 4. цикл экономического развития страны
Экономические 1. издержки 2. прибыль 3. налоги 4. сборы 5. потребительские свойства товаров 6. предложение и спрос на товары с учетом товарозаменителей
Специфические 1. сезонность 2. эксплуатационные расходы 3. комплектность 4. гарантии 5. условия сервиса
Внешнеэкономические 1. государственное регулирование 2. валютный курс
Другие 1. политические 2. военные

Ценообразование – наука, изучающая процессы формирования, закономерности движения и использования цен; а также это процесс образования и формирования цены на товар (услугу), характеризуемый, прежде всего методами и способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. От правильности выбора метода ценообразования, зависит достижение целей компании и ее развитие в будущем.

Выделяются пять основных методов ценообразования, которые применяются в зависимости от цели и положения на рынке:

1 Затратный метод.Суть метода заключается в учете издержек и установление таких цен на услуги, которые бы обеспечили окупаемость издержек и нормативный уровень прибыли. В качестве издержек могут рассматриваться полные, частичные и капитальные затраты.
Преимущества этого метода:

· привязка цены к затратам на производство услуги упрощает решение задачи (все необходимые данные для расчета цены присутствуют внутри компании);

· если этим методом пользуются все фирмы отрасли, то их цены, скорее всего, будут схожими, поэтому ценовая конкуренция вследствие этого сводится к минимуму;

· данный метод является более справедливым по отношению и к покупателям, и к продавцам. По этому принципу покупатель обычно оговаривает с продавцом привилегию проверки того, как сформировалась цена. А именно: покупатель получает право проверять калькуляционную ведомость контракта.

Прибыль при использовании метода «средние издержки + прибыль» зависит от рентабельности:

Ц = И + ,

где Ц ـ цена,

И - издержки производства (полные или предельные в зависимости от выбранного варианта),

R - рентабельность продукции, %.

2 Ценообразование с ориентацией на конкурентов. Получив информацию о ценах конкурентов, компания принимает решение, установить ли ей цены выше, ниже или на том же уровне. Этот метод позволяет уйти от ценовой конкуренции. Кроме того, этот метод достаточно прост. Отрицательные стороны: у различных компаний могут быть разные издержки, и те цены, которые позволяют одной компании процветать, могут привести другую к банкротству. Величина издержек зависит и от размера компании, и от множества других индивидуальных факторов.

3 Установление цен на основе воспринимаемой ценности товара.
Основным фактором при этом методе являются не издержки продавца, а покупательское восприятие. Для его применения необходимо учитывать, что ценность воспринимается разными людьми по-разному из-за различии в их внутренних ценностях и вкусах, знаниях об услуге, финансовом положении.

4 Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. При использовании данного метода фирма стремится установить цену, которая обеспечит ей желаемый объем прибыли.
Для того, чтобы воспользоваться этим методом, необходимо:
- оценить полные затраты при различных программах выпуска товара;
- оценить предполагаемый в течении планируемого периода объем выпуска товара;
- определить прибыль, необходимую для обеспечения жизнедеятельности предприятия и оплаты всех отчислений.

5 Расчет цены на основе прейскурантов цен. Этот метод часто используется при расчете цены на промышленную продукцию. В данном случае цена определена в том смысле, что все покупатели платят одинаковую сумму. Для индивидуальных покупателей существует совсем незначительная возможность торгов относительно цены, хотя крупные покупатели часто влияют на общий уровень цен.

Закон спроса и предложения также учитывается при ценообразование.

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом.

Рис. 1.1. Точка равновесия между предложением и спросом

Поиск «точки равновесия»: изменение цены (P) и количества товара (Q) как следствие изменения спроса (D) и предложения (S).

Существенное влияние на ценообразование оказывает тип рынка, на котором работает фирма. Экономисты выделяют четыре типа рынков, каждый из которых ставит свои проблемы в области ценообразования.

Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов какого-либо схожего товара. Ни один из продавцов не оказывает большого влияния на уровень цен при совершении сделок. Его примером является рынок продовольственных товаров, текстильных волокон.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: