Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Формы научного познания

Научное познание, как процесс, связано с деятельностью позна­ющего субъекта, а субъект может добывать знания опытным путем (эмпирически) и путем сложных логических операций, творческой переработкой полученных исходных данных, т.е. теоретически. Отсюда и вытекает, что научное познание имеет эмпирический и теоретический уровни, которые органически взаимосвязаны. Научное познание отличается от обыденного целенаправленностью, конкретностью, четкой фиксацией результатов познания с обязательным теоретическим переосмыслением и внесением корректив в арсенал науки. Основные этапы и формы развития научных знаний представлены на схеме:

 
 


На эмпирическом уровне научного познания преобладает чувст­венное познание (живое созерцание). Рациональное познание здесь присутствует, хотя и имеет подчиненное положение. Эмпиричес­кий уровень — это своеобразный этап сбора данных о природных или социальных объектах, которых не хватает ученым, чтобы создать полную картину исследуемого явления или процесса. Поэтому сам про­цесс эмпирического этапа исследования направляется и контролиру­ется теорией. Однако это не означает, что теория сковывает эмпири­ческие исследования, ограничивает их. Эмпирический этап сбора имеет относительную самостоятельность, и собранный материал не обязательно должен соответствовать той или иной теоретической кон­цепции. Несоответствие опытного материала той или иной форме те­оретического знания указывает на несовершенство знания.

На эмпирическом уровне исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Главным для эмпирического этапа является фактофиксирующая деятельность.

Эмпирическое познание очень близко соприкасается с такими теоретическими методами как анализ и синтез, которые можно назвать теоретико-эмпирическими. Точно также можно сказать и об эксперименте, как методе познания, соединяющим в себе опытное получение ­знаний с предварительным осмыслением условий его проведения и, соответственно, закладкой определенного гипотетического знания в основу конкретных действий. Этим самым подтверждается непреложный факт любого познания, что опыт (практика) являем исходным и конечным этапом познания.

Теоретический уровень научного познания связан с преобладанием мыслительной деятельности, осмыслением эмпирического материала, его переработкой на основе понятий, законов, теорий.

Эмпирические данные, будучи многократно и под разными углами зрения переосмыслены, перепроверены, трансформируются из единичного, частного в общее и ложатся в основу частных или общих законов, теорий.

Теоретическое осмысление осуществляется на основе арсенала ме­тодов теоретического познания, который пополняется из года в год. Относительно недавно в научную жизнь вошел системный подход, еще более молод синергетический подход.

К методам эмпирического уровня познания относятся наблюдение, сравнение и эксперимент.

Наблюдение - целесообразное восприятие явлений действительно­сти, связанное с их описанием и измерением. Метод натурного наблюдения предполагает изучение объекта в обычных для него условиях.

Сравнение — выявление сходных и отличающихся сторон в процес­сах, предметах, явлениях.

Эксперимент — активная, целенаправленная практическая деятель­ность, при которой исследователь выбирает или формирует объект исследования и условия, в которых он функционирует. Эксперимент может быть осуществлен в натуральной, модельной или натурально-модельной формах.

К методам теоретического уровня познания относятся следующие.

Абстрагирование — мысленное отвлечение отдельных элементов, свойств, отношений и рассмотрение их в «чистом виде», отдельно друг от яруга..

Анализ и синтез. Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части, а синтез — их объединение в единое целое.

Идеализация - мысленное конструирование понятий об объектах, существующих и неосуществимых в действительности, но имеющих прообразы в объективном мире.

Индукция и дедукция. Индукция - движение мысли от единичного к общему, а дедукция - от общего к единичному.

Аналогия — установление сходства черт, сторон, свойств, отноше­ний у рассматриваемых нетождественных объектов. Умозаключение по аналогии дает не достоверное, а вероятностное знание.

Мысленное моделирование — построение и исследование вторичного (теоретического) объекта, сходного в существенных чертах с изучае­мым первичным объектом.

Системный подход — рассмотрение объекта как элемента системы с выяснением места и функции каждого элемента, внутренней иерар­хии и законов функционирования.

Синергетический метод — метод выявления самоорганизации откры­тых неравновесных систем любой природы.

При рассмотрении теоретических методов следует учитывать, что системный и синергетический методы выступают проявлением мето­дологического значения теории систем и синергетики.

Научное познание есть процесс, в ходе которого обогащается со­держание знания и сменяются формы его существования. Основными формами, в которых существует научное познание являются: проблема, гипотеза, теория. Но эта цепочка форм знания не может существовать без фактического материала и практической деятельности по проверке научных предположений. Формы научного познания невозможно рассмотреть вне процесса научного познания, который включает в себя эмпирический и теоретический этапы.

Эмпирический этап связан с получением фактов, а потому на данном этапе фигурирует такая форма научного познания как факт науки.

Факт науки отличается от факта действительности, поскольку факты действительности фиксируются как события, явления жизни, но без их детального описания. Факты науки — факты действительности, отраженные, проверенные и зафиксированные на языке науки. Факты науки не всегда согласовываются с существующими взглядами на тот или иной вопрос, предмет или явление. Попадая в поле зрения ученых,факт науки возбуждает теоретическую мысль и способствует переходу исследования от эмпирического к теоретическому этапу.

Из противоречия теоретического знания и фактов науки возникает такая форма научного познания как проблема. Проблема — знание, отражающее несоответствие фактов науки и существующих концепций взглядов на исследуемое явление, процесс.

Решение проблемы осуществляется выдвижением рабочих гипотез с последующей их проверкой. Гипотеза — форма научного знания сформулированная на основе ряда фактов и содержащая в себе пред­положение, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.

В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся теорией, поскольку несут в себе истинные знания, а другие уточняют­ся, изменяются, конкретизируются. Третьи, если проверка дает отрицательный результат, отвергаются, знаменуя собой заблуждение. Вер­шиной научного познания является теория, как логическое завершение тернистого пути проб и ошибок. Теория — наиболее развитая целост­ная форма научного знания, дающая полное отображение существен­ных, закономерных связей определенной области действительности.

Подлинно научная теория должна быть объективно истинной, ло­гически непротиворечивой, цельной, обладать относительной само­стоятельностью, быть развивающимся знанием и воздействовать че­рез деятельность людей на практику.

Таким образом, познание знаменует активное освоение человеком объективной и субъективной реальности. В своем стремлении к зна­ниям человек использует возможности органов чувств и силу разума. Постоянно совершенствуя инструментарий познавательной деятель­ности, он стремится знать все, от микромира до глубин Вселенной, но при этом его удовлетворяют не любые знания, а только истинные, способные служить основой для дальнейшей познавательной деятельно­сти. Стремясь к познанию, человек учится понимать тех, кто жил, и тех, кто живет, объяснять себе и другим то, что понял из хитросплете­ний жизни, поскольку познание и понимание есть духовная жизнь человека, без которой его физическое существование теряет содержа­ние и смысл. Основной опорой человека на пути к знанию является наука как система постоянно расширяющегося и углубляющегося зна­ния о мире и процессах, происходящих в нем. Понимание процесса получения научного знания, а также форм его существования возвы­шает человека, способствует его приобщению к научному творчеству, а следовательно, открывает возможности к успехам в той конкретной области, которой он занимается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: