Проблема свободы и ответственности

Одной из центральных проблем теории личности, ее формирова­ния является соотношение свободы и необходимости. Свобода лич­ности определяется как способность человека к активной деятельнос­ти в соответствии со своими желаниями. Реализация внутренней свободы личности осуществляется благодаря внешней свободе для та­кой деятельности. Люди не вольны в выборе объективных условий сво­ей деятельности, но они обладают известной свободой в выборе целей и средств их достижения. Свободна не воля, которая выбирает, исходя лишь из желания субъекта (волюнтаризм), а воля, которая выбирает правильно, в соответствии с объективной необходимостью (рацио­нализм). Поэтому марксистская формула: «Свобода есть осознанная необходимость» не устарела и сегодня. Тезис Маркса о переходе чело­вечества от предыстории к собственно истории, из «царства необхо­димости в царство свободы» нацеливает на поиск сил добра и справедливости.

Люди должны пользоваться свободой не в ущерб обществу, другим людям. «Свободы полной, тотальной, абсолютной, — писал замечатель­ный русский философ И.А. Ильин, — нет и быть не может». Свобода всех и каждого, как правило, возможна лишь при условии законного ограничения личного произвола везде, где этот произвол может уще­мить права и интересы другого человека и общества. В русской нацио­нальной традиции ценили не произвол и своеволие, а духовную само­дисциплину. «В нынешнем образе мира, - писал Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» - полагают свободу в разнузданности, тогда как настоящая свобода — лишь в одолении себя и воли своей, так, чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтоб всегда, во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином, А разнуз­данность желаний ведет лишь к рабству вашему».

В социальной философии понятие свободы конкретизируется: свобода экономическая, означающая свободу от эксплуатации; свобода политическая, гарантирующая реализацию личностью своих граждан­ских прав в демократическом обществе; свобода духовная, связанная со свободой выбора мировоззрения, идеологии, их пропагандой. В последнюю включается свобода совести - свобода человека испове­довать любую религию, либо не исповедовать никакой, быть атеистом

В ст. 2 Конституции РФ записано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». И в ст. 7: «РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное раз­витие человека». Другое дело, - как выполняются государством эти конституционные основы. Во всеобщей декларации прав человека ООН говорится о том, что «необходимо, чтобы права человека охра­нялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию про­тив тирании и угнетения».

В России конца XX—начала XXI веков мы живем в пору «свободы» криминальной, экономически спекулятивной, называемой рыночной. Люди, искалеченные нищетой и социальной распущенностью, пьян­ством и алкоголизмом, наркотиками, зомбированные и униженные, не способны ни утверждать, ни отстоять свободу и демократию. В та­ких условиях личность, в которой главное - ум, честность, высо­кое понимание долга, — вырождается. Гражданская свобода делается несвободой.

Проблема несвободы личности в философии, социологии и психо­логии рассматривается через понятие отчуждения, связанное, по Мар­ксу, с разделением труда, частной собственностью (отчужденный труд). В экзистенциализме (философии существования) отчуждение пони­мается как ощущение невыносимой заброшенности человека в чуж­дом ему враждебном мире — «одиночество в гуще людской» (Камю, Сартр), как разрыв индивида с социальной жизнью (Хайдеггер), как общее выражение социальной психопатологии современного мира (Фромм). Отчуждение описывается как явление, порождаемое господ­ством над людьми вещей, товарно-денежных отношений, техники и технологии, как выражение несвободы личности, имеющей разные аспекты: экономический, политический, социальный, духовный. Воз­никнув в сфере материального производства, отчуждение распростра­няется на другие сферы жизни общества. От индивида отчуждаются производство и потребление, политические учреждения, образование, культура, здравоохранение. Наиболее остро отчуждение личности про­является в современной России в результате реформ.

Если обобщить духовное состояние нашего современника, то его можно характеризовать, по мнению психологов, тремя «взрывами»: взрывом информации, взрывом перемен и взрывом эмоций. Такое со­стояние личности и является деструктивным, оно ведет к фрустрации (расстройству, разрушению) личности, всех общественных институтов. Это состояние кризиса, стагнации (застоя), ведущее к депрессии лич­ности. К разрушению личности приводят отрицательные эмоции, фи­зиологический и психологический стресс (англ. stress - давление, напряжение), возникающий в ситуациях информационных перегрузок, и эмоциональный, появляющийся в ситуациях угрозы, опаснос­ти, страха, обиды.

Развитие информационных технологий, влияющих на психику лю­дей и разрушающих человеческое сознание, позволяет перейти к жест­кому диктату над каждой отдельной личностью, использованию че­ловека в определенных политических и других целях, в том числе преступных. Современная наука — волновая генетика - опытным пу­тем доказала реальность словесного воздействия на человеческую ге­нетику, как целительного, так и губительного. Вся наша личность несет в себе отпечатки услышанного и увиденного. Вторгаясь словом в генетику человека, можно изменять его личность, руководить его действиями.

Конечно, состояние физического и духовного здоровья личности определяют и провоцируют, прежде всего, сами люди. Такие эмоции, как гнев, обида, страх, чувство унижения, оскорбленного человечес­кого достоинства и т.п. приводят человека к различным заболевани­ям, опасным для здоровья и жизни поступкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: