Балансовый отчет

Балансовый отчет иногда называют проектно-балансовой ведомо­стью. Действительно, балансовый отчет имеет вид ведомости (табли­цы), в которой показаны накопленные активы как благосостояние компании-проектоустроителя и каким образом это благосостояние профинансировано.

Источники финансирования рассматриваются как совокупные обязательства фирмы по отношению к тем, кто обеспечивает ее сред­ствами: инвесторам, держателям акций, кредиторам, банкам, вла­дельцам облигаций фирмы. Балансовый отчет составляется по перио­дам времени, принятым в ранее составляемых расчетах (отчете о прибылях и убытках). Получается ряд балансовых отчетов за весь период планирования проекта. Он показывает предполагаемое разви­тие накапливаемых активов и то, как они финансируются.

Обе стороны баланса (активы и пассивы) по определению равны. Тактика фирмы, касающаяся использования накопленных резервов и нераспределенной прибыли, может быть разной. Можно избрать так­тику показа потенциальных возможностей финансирования новых проектов за счет рассматриваемого, тогда накапливаются резервы.

Отчет о балансе (проектно-балансовая ведомость) не должен быть подробным. Это не годовой отчетный бухгалтерский баланс предпри­ятия, у него другие задачи. Он преследует цель показать инвестору пер­спективу роста потенциальных возможностей предприятия, осуществ­ляющего проект: На основе баланса инвестор решает вопрос выхода из дела, т.е. определяет что лучше: удовлетвориться получением процентов но ссуде при ее возврате или, оставшись в числе владельцев предпри­ятия, получать доходы в виде дивидендов. Последняя ситуация возника­ет тогда, когда высокий процент дивидендов дает больше дохода, чем вложение освободившихся средств в другой проект.

Руководству предприятия балансовый отчет показывает динамику роста собственных средств, перспективы погашения задолженности но кредитам п роста потенциала предприятия для вложения средств в другие проекты.

Поэтому балансовый отчет бизнес-плана проекта не может и не должен содержать всех подробностей отчетного бухгалтерского ба­ланса Он должен быть кратким, но включать позиции, показываю­щие именно динамику роста потенциала предприятия, в том числе и после достижения запланированной производственной мощности и даже после погашения задолженности по кредиту (кредитам). Именно накапливаемые активы и пассивы имеют для инвесторов и руководи­телей предприятия основное значение, но именно это и делает балан­совый отчет непохожим на обычный отчетный годовой бухгалтерский баланс. Следовательно, и составление этого отчета - это не за­дача бухгалтерии предприятия.

В балансовом отчете по проекту статьи активов и пассивов располагаются по убывающей ликвидности, как это принято в методике UNEDO (United Nation Industrial Development Organization).

Активы:

1. Текущие активы

1.1. Производительные запасы

1.2. Незавершенное производство

1.3. Готовая продукция и товары

1.4. Счета к получению

1.5. Наличность (касса, расчетные счета)

1.6. Остаток финансовых средств

2. Долгосрочные активы

2.1. Основные средства

2.2. Незавершенное строительство

2.3. Амортизация

2.4. Прочие долгосрочные активы

Пассивы:

1. Текущие пассивы

2. Счета к оплате

3. Чистая прибыль

4. Распределенная прибыль

5. Нераспределенная прибыль

6. Резервы, накопления

7. Собственный капитал

8. Долгосрочные обязательства

9. Овердрафт (краткосрочная банковская ссуда)

В пассивах потенциал отражается в росте соб­ственного капитала и резервов с накоплениями. Если средства ис­пользуются в данном проекте, то потенциал выражается ростом собственного капитала, если в рассматриваемом проекте образующиеся средства не используются, они отражаются в резервах и на­коплениях.

Следует еще раз отметить важность именно динамики измене­ния балансов за ряд лет, т.к. за один период баланс ни о чем не говорит.

Грубейшей ошибкой является составление балансового отчета по принципам и правилам отчетного годового бухгалтерского баланса. Недопустимо при разработке инвестиционного проекта непосредст­венно на предприятии (в организации) поручать эту работу главному бухгалтеру или бухгалтерии. Эти люди, как правило, активного участия в проектировании не принимают, а поэтому не могут быть в кур­се всех обстоятельств проекта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: