Социально-культурное состояние общества

Социально-культурные процессы в России 1990-х гг. сложно оценить однозначно. Попытаемся рассмотреть основные сферы культуры – образование и просвещение сквозь призму реорганизационных процессов, происходивших в государстве.

К 1990-м гг. в России сложилась самобытная система образования, со своими традициями, которые обогащались новыми поисками эффективных методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Именно этот многогранный опыт позволяет рассматривать систему отечественного образования в аспекте «традиция и инновация». Система образования исторически складывалась как многоуровневая, включавшая дошкольное, общее, внешкольное (а в современной терминологии – дополнительное), профессиональное – среднее и высшее и, наконец, послевузовское. Созданные учебные заведения стали базой для дальнейшего процесса структурного обновления, который происходил по принципам уровневости (создания системы многоуровнего профессионального образования); интеграции (были организованы начальные, средние специальные учебные заведения, которые позднее вошли в качестве структурных подразделений в высшие учебные заведения профессионального образования).

Отечественное образование получало развитие благодаря преемственной образовательной и просветительской деятельности педагогов. Их миссия состояла в поднятии образовательной культуры на новый уровень, подготовке новых поколений педагогических кадров для самого региона. Анализ опыта подготовки педагогических кадров показал, что он осуществлялся благодаря консолидации педагогических сил в форме профессионально-творческих союзов, активизации форм обмена педагогическим опытом между разными структурами образования (внешкольными, общими, профессиональными) и уровнями профессионального образования (школами, техникумами, колледжами, вузами).

Это именно то наследие, которое в период 1990-х гг. подверглось критическому переосмыслению, путем внедрения европейских стандартов, а по сути, к внешним изменениям. В частности, к появлению разных моделей школ (школа-гимназия, школа-лицей), переименованию училищ в колледжи, многовариантности в названиях вузов (вместо института – академия, университет). Насколько был оправдан этот процесс, вписался ли он сложившуюся отечественную образовательную культуру, можно будет оценить спустя годы.

Сфере просвещения правомерно констатировать лишь тотальное заимствование образцов американской культуры (так называемый процесс «вестернизации») и полную утрату отечественной самобытности, уникальности в связи с невостребованностью отечественных форм просветительства, состояние так называемого «духовного вакуума».

1990-е гг. в плане культурного развития можно охарактеризовать как годы тотального заимствования европейских либо американских образцов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: