Квалиметрические методы оценки результатов использования информационной системы. Гедоническая модель заработной платы

Экономический эффект от использования современных информационных систем — это уменьшение числа ошибок, лучшие результаты работы, дополнительные выгоды для клиентов, изменения в профилях работы и т.д. Конечно, стало гораздо сложнее оценить эти результаты в денежном выражении. В литературе часто встречаются разнообразные методы оценки отдельных эффектов, например сдвигов в сторону более ценных профилей работы (путем устранения тех этапов работы, которые не добавляют ценности). Общего метода, который объединил бы все эти эффекты, пока нет.

Чтобы проиллюстрировать, как работают эти методы, проанализируем более детально случай изменений профиля работы. Чаще всего в таких случаях применяется гедоническая модель заработной платы.

Предположим, что всех служащих можно разделить на три группы: штат секретарей, клерки и менеджеры. Каждая группа имеет определенные обязанности и характерный профиль работы. Определим этот профиль матрицей профилей:

Элементы первого ряда описывают профили менеджеров, элементы второго — профили клерков, а элементы третьего ряда — профиль секретариата. Обратите внимание, что менеджер тратит только 50% своего рабочего времени на свои менеджерские обязанности. Тридцать процентов посвящает работе, обычно выполняемой клерками, и 10% — той работе, которая обычно делается секретарями. Кроме того, 10% его рабочего времени полностью непроизводительны (элементы каждой строки в сумме не составляют 100%, что показывает наличие непроизводительной работы, такой как ожидание копирования или поиск документов).

После введения средств офисной автоматизации профили работы обычно меняется. Предположим, что новый профиль работы таков:

Очевиден более высокий уровень результатов нового профиля, так как более высокооплачиваемые служащие выполняют более высоко оцениваемые задачи. Гедоническая модель заработной платы позволяет нам найти результаты таких изменений профиля. Основное предположение для таких задач заключается в том, что мы считаем, что действия, выполняемые служащими, по крайней мере столь же ценны для компании в денежном выражении, как и выплачиваемый заработок. Основываясь на этом предположении, можно определить ценность каждой деятельности.

Предположим, что заработная плата такова:

Тогда работа секретаря стоит 44 444 денежные единицы (40 000 разделить на 0,9). На основании этого результата можно вычислить ценность действий клерка. Конкретнее, должно соблюдаться следующее уравнение: 0,7с + 0,2х44 444 = 60 000. Отсюда получаем результат: с = 79 365. Повторив этот процесс для менеджеров, получим: 0,5m + 0,3 х 79 365 + 0,1 х 44 444 = 100 000, откуда m = 143 492. Теперь можно использовать эти значения для вычисления ценности соответствующих служащих после автоматизации офиса. Для менеджеров, например, мы получим новое значение vm = 0,7 х 143 492 + 0,1 х 79 365 + 0,1 х 44 444 = 112 825. Подобные вычисления дадут результаты и для клерков, и для секретарей, а именно vc = 64 444 и vs = 44 444. Далее вычитаем первоначальные стоимости. Теперь можно умножить результаты на количество служащих в каждой группе. Итог будет нижним пределом результатов изменений в профилях работы путем введения подходящей технологии автоматизации офиса. Предположим, например, что у нас три менеджера, шесть клерков и четыре секретаря. Тогда самый низкий уровень выгоды от внедрения системы равен 3х12 825 + 6 х 4444 + 4 х 4444 = =82915.

Гедоническая модель заработной платы может применяться не только в контексте систем автоматизации офиса, но и в контексте управления потоками работ. Всегда, когда возможны изменения в профилях работы, гедоническая модель заработной платы позволяет найти минимальный уровень потенциальных экономических выгод. Эти выгоды могут периодически реализовываться в ходе функционирования системы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: